«Иже во всем мире мученик Твоих, яко багряницею и висом, кровьми
Церковь Твоя украсившися, теми вопиет Ти, Христе Боже: людем Твоим щедроты Твоя
низпосли, мир жительству Твоему даруй и душам нашим велию милость» (тропарь
всех святых)
28 мая/10 июня 2012 г. Православная Церковь
празднует Собор всех святых.
Святая Церковь всякий день творит
память святых. Но, так как были угодники Божии, безвестно подвизавшиеся, не
явленные Церкви, то, чтобы не оставить и их без чествования, Церковь установила
день, в который прославляет всех от века угодивших Богу, чтобы не осталось
никого не прославляемого ею. Творить же это тотчас после сошествия Святого Духа
узаконила она потому, что все святые соделались и соделываются святыми
благодатью Святого Духа: благодать Святого Духа приносит покаяние и оставление
грехов, она же вводит в борьбу со страстями и похотями и венчает этот подвиг
чистотою и бесстрастием. И таким образом является новая тварь, годная для
нового неба и новой земли. Поревнуем же и мы идти вслед святых Божиих. Как это
делать – учит нынешнее Евангелие: оно требует небоязненного исповедания веры в
Господа, преимущественной любви к Нему, поднятия креста самоотвержения и
сердечного от всего отрешения…
В этот же день - заговенье на
Петров пост, который начинается 11 июня и продлится до 11 июля.
Этот летний пост, который называется
Петровым, или Апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы. О церковном
установлении этого поста упоминается в постановлениях апостольских: «После
Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость
требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения
плоти».
Но, особенно, этот пост
утвердился, когда в Константинополе и Риме, тогда еще не отпавшем от
Православия, были построены храмы во имя Первоверховных апостолов Петра и
Павла. Освящение Константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов
29 июня (по новому стилю - 12 июля), и с тех пор этот день стал особенно
торжественным и на Востоке и на Западе. В Православной Церкви утвердилось
приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой.
С IV века свидетельства отцов
Церкви об апостольском посте становятся все чаще, о нем упоминают свв.Афанасий
Великий, Амвросий Медиоланский, а в V веке - Лев Великий и Феодорит Кирский.
Св. Афанасий Великий, описывая в
своей защитительной речи к императору Констанцию бедствия, причиненные
православным христианам от ариан, говорит: «Народ, постившийся в неделю,
следующую за св. Пятидесятницею, отошел для молитвы на кладбище».
Церковь призывает нас к этому
посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день
Пятидесятницы, в посте и молитве (в труде и в изнурении, часто в бдении, в
голоде и жажде, часто в посте (2 Кор. II)) готовились ко всемирной проповеди Евангелия.
Апостолы Христовы всегда
приготовляли себя к службе постом и молитвой - они, совершив пост и молитву и
возложив на них руки, отпустили их (Деян. 13, 3).
По словам святителя Иоанна
Златоуста «пост с верою много придает крепости; ибо научает великому
любомудрию, человека соделывает Ангелом, да еще укрепляет против сил
бестелесных... тот, кто молится, как должно, и притом постится, немногого
требует; а кто требует немногого, тот не будет сребролюбив; а кто не
сребролюбив, тот любит подавать милостыню. Кто постится, тот становится легким
и окрыляется, и с бодрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет Бога
и смиряет надменный дух свой. Поэтому-то апостолы всегда почти постились».
Подвиг Петрова поста менее строг,
чем Четыредесятница: во время Петрова поста устав Церкви предписывает
еженедельно, по три дня - по понедельникам, средам и пятницам - воздерживаться
от рыбы, вина и масла, и сухоясти в девятый час после вечерни; в остальные же
дни следует воздерживаться только от рыбы. В субботние, воскресные дни этого
поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового
праздника также разрешается рыба.
«Итак, возлюбленные, должны мы
упражняться в посте преимущественно в настоящее время, в которое заповедуется
нам пост, по окончании пятидесяти дней, протекших от воскресения Христова до
сошествия Святого Духа и проведенных нами в особом торжестве. Этот пост
заповедан, чтобы предохранить нас от беспечности, в которую очень легко впасть
из-за долговременного разрешения на пищу, которым мы пользовались. Если ниву
нашей плоти не возделывать непрестанно, на ней легко возрастают терние и
волчицы, и приносится такой плод, который не собирают в житницу, а обрекают на
сожжение. Поэтому мы обязаны ныне со всем тщанием хранить те семена, которые
приняли в наши сердца от небесного Сеятеля, и остерегаться, чтобы завистливый
враг как-нибудь не испортил дарованного Богом, и в раю добродетелей не взросли
терние пороков. Отвратить же это зло можно только милостию и постом» («Пост
апостольский»).
«Яко начатки естества, Насадителю твари, вселенная приносит Ти,
Господи, Богоносныя мученики, тех молитвами в мире глубоце Церковь Твою,
жительство Твое Богородицею соблюди, Многомилостиве» (кондак всех святых)