«Терпения столп был
еси, ревновавый праотцем, преподобне, Иову во страстех, Иосифу во искушениих, и
Безплотных жительству сый в телеси, Данииле, отче наш, моли Христа Бога
спастися душам нашим» (тропарь преподобного Даниила Столпника)
11/24 декабря – преподобного
Даниила Столпника. День рождения Высокопреосвященнейшего Ростислава,
архиепископа Волгоградского и Казанского, председателя Синодального
издательского и информационно-аналитического отдела Истинно-Православной Церкви.
Дорогие братия и
сестры, и все истинно-православные христиане!
Сегодня Православная Церковь чтит
память преподобного Даниила Столпника. Преподобный Даниил Столпник родился в
селе Вифара, близ города Самосаты в Месопотамии. Мать его Марфа долго была
бесплодной и в молитвах дала обет, если родится ребенок, посвятить его Господу.
Молитва была услышана, и Марфа вскоре родила сына, который до 5 лет рос без
имени. Родители мальчика хотели, чтобы рожденный по благоволению Божиему также
от Бога получил бы и имя. Они привели сына в находившийся поблизости монастырь
и обратились к игумену. Игумен велел подать одну из Богослужебных книг, и
наугад развернув ее, нашел в ней слова пророка Даниила. Так отрок получил имя.
Родители просили, чтобы мальчик остался в монастыре, но игумен не принял его,
так как тот был еще очень мал. В 12 лет, никому не говоря, отрок ушел из дома в
монастырь. Родители обрадовались, когда узнали, где находится сын, и пришли в
монастырь. Увидев, что он еще ходит в мирской одежде, они умолили игумена
постричь его в Ангельский чин. В воскресный день игумен исполнил их просьбу, но
запретил им часто посещать сына. Братия обители удивлялась подвигам инока. Однажды
вместе с игуменом монастыря Даниил посетил святого Симеона Столпника, который
предрек юному монаху, что и он понесет подвиг столпничества. Преподобный Даниил
продолжил подвижническую жизнь в затворе. Когда в видении ему было указано
место нового подвига, он удалился во Фракийскую пустыню вместе с двумя
учениками, где они построили столп, на котором преподобный Даниил провел 33
года. К столпу стекались люди, несчастные и больные, и все получали от
преподобного Даниила помощь и исцеление. Молитв святого подвижника испрашивали
византийские императоры. Из многочисленных предсказаний преподобного наиболее
значительным было пророчество о сильном пожаре в Константинополе. Преподобный
Даниил обладал еще высокой христианской любовью и даром благодатного слова. Он
наставлял многих на путь исправления жизни. Преподобный преставился 80-ти лет
около 489-490 гг.
Преподобный Даниил был образцом
кротости и идеалом христианской братской любви к ближним своим. А есть-ли у нас
– в сегодняшние дни – дух братской любви по Евангелию? Можем ли мы твёрдо
стоять в Истинном Православии?
В начале, не лишне будет
упомянуть одно из предсказаний святителя Игнатия Брянчанинова, которое сегодня
исполняется на наших глазах: «Милосердный Господь да покроет остаток верующих в
Него. Но остаток этот скуден, делается скуднее и скуднее… Дело православной
веры можно признать приближающимся к решительной развязке… Одна особенная
милость Божия может остановить нравственную все губящую эпидемию, остановить на
некоторое время, потому что надо исполниться предреченному Писанием. Судя по
духу времени и по брожению умов, должно полагать, что здание Церкви, которое колеблется
давно, поколеблется страшно и быстро. Некому остановить и противостоять.
Предпринимаемые меры поддержки заимствуются из стихий мира (страстей – А.Р.),
враждебных Церкви, и скорее ускорят падение Ее, нежели остановят» (свят.Игнатий
Брянчанинов «Приношение современному монашеству», стр.429, т.5, СПб., 1886 г.).
Эти слова как бы списаны с натуры
в наше время. Ведь мы сейчас и являемся свидетелями этого «страшного и быстрого
колебания Церкви». И, действительно, предпринимаемые меры заимствуются не оттуда,
откуда должны были бы заимствоваться – не из духовной области, а всё из тех же
«стихий мира, враждебных Церкви»: из области страстей человеческих, не
помышляющих о том, что Божие, а что человеческое.
Отступление от канонов и устава
Церкви, модернизация и глобализм в мире, которое усиленно и ускоренно
происходит в настоящее время, мы – по многим признакам (как свидетельствуют об
этом святые отцы Церкви) – уже вступили, должно предшествовать в мир противника
Христова антихриста, и «увенчается» им, после чего наступит страшный период
последней решительной борьбы диавола с Богом и со Христом Его. Его пришествие
будет как бы необходимым следствием всей этой современной подлинно
антихристианской обстановки, антихристианского умонастроения мира. И говорить об
этом – никак не значит брать на себя смелость предсказывать это время, которое
согласно учению Божию, никому не известно.
Видя, что происходит в
современной России и мире, некоторые адаманты веры Христовой:
священнослужители, монахи, образованные миссионеры не могут ограничиваться лишь
положительной проповедью истинного Православия, канонов, догматов и устава
Церкви. Им приходится выступать и со словами предупреждения и обличения
современных новшеств в духовности и обличения ложных учений и политики многих
церковных известных лидеров. За что они и принимают венец Христов: как и
гонений, оскорблений, унижений, так и во многих случаев лишением своего
социального и церковного положений. Проповедь любви Евангельской друг к другу,
не вражды между представителями христианских деноминаций в стране, – так и
остаётся не услышанной… Проявление частой нелюбви к ним подчас приводит к тому,
что многие уходят в замкнутость от внешнего мира, дабы сохранить истинность
Православия и остаться чистыми в вере и служении Богу.
Что есть любовь и нелюбовь? Ведь
проявлением любви должно стать полное единодушие в вопросах веры, установлений
Церкви. Но, как раз такая точка зрения и является одним из наиболее разделяющих
факторов. Все убеждены, что понимают устав, каноны и догматы Церкви верно. И
те, кто призывает именно к их вероучебному единообразию, обычно уверены, что
этим единообразием должно стать именно их «единственно верное» «истинное»
учение и закон Церкви в понятии часто принимаемых поправок в устав т.н. разного
рода Соборов и Синодов.
Обычно они говорят: если взгляды
нашей деноминации (конкретно РПЦ МП) сформированы давно, то, как правило, они,
во-первых, оказываются освящены «традицией» (именно какой и с какого времени? -
А.Р.), т.е. становятся чем-то священным – ведь так верили наши отцы и деды, и
наши мученики умирали за эти взгляды. А во-вторых, время позволяет сформировать
приемлемое богословие, более или менее удовлетворительно подтверждающее наши
взгляды, и встраивающее их в некую общую богословскую систему.
Они сформировали теологию ИХ
деноминации, любая критика начинает восприниматься ими болезненно, как нападки
на Истину. Ведь большинство верующих воспринимают учение Церкви как нечто
целостное, и критика какой-то части воспринимается как разрушение всего базиса.
Если кто-то изо всех сил старается всем «заткнуть рот», не означает ли это
того, что на самом деле его взгляд не выдерживает серьезной критики, и он это
сознает или неосознанно чувствует?
Господь Иисус сказал: «Что ты
смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?»
(Мф.7;3). Чаще всего этот текст понимают как неосуждение христианами друг друга
в вопросах повседневной жизни. Однако же, это ещё касается и межденоминационных
отношений. Тем более, что апостол Павел пишет, что все наше сегодняшнее знание
не полноценно, что мы все воспринимаем как через тусклое стекло (1Кор.13;12).
Более того, наша способность вынуть бревно из своего глаза вообще вызывает у
некоторых серьезные сомнения. И некоторые уверили себя самих, что призыв вынуть
прежде бревно из своего глаза не относится к ним самим. Ведь Иисус говорит, что
своего бревна мы «не замечаем»! Т.е. мы его в принципе не видим и не чувствуем!
Как же мы его можем вынуть? Поэтому лучше понимать этот текст более как призыв
к осознанию собственного несовершенства, повышенной критичности к себе, и не
осуждения других. Судят же всегда те, кто убежден, что каким-то образом
научился видеть свои «бревна» и извлекать их, что и дает право теперь давать
советы другим.
Но, осознание своего несовершенства
должно вести не только к не осуждению, но и к тому, чтобы внимательно слушать
других, вести уважительный диалог. Апостол Павел писал, что «Надлежит быть и
разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11;19), так
же и в Притчах сказано «Железо железо острит, и человек изощряет взгляд друга
своего» (Прит.27;17).
Так что «законоучительные» споры
и разногласия не признак и не причина нелюбви. Можно дискутировать, даже очень
горячо, можно критиковать друг друга, и при этом оставаться в любви. Поэтому,
если кто-то говорит, что христиане разных деноминаций не любят друг друга
только на том основании, что между нами имеются разногласия, или что мы спорим
друг с другом, или критикуем друг друга, то это – НЕВЕРНО!
Для тех, кто осуждает и гонит
исповедников и правдолюбцев, пусть знают: нас спасает не деноминации, а
Христос! Только Его кровь омывает наши грехи. Не та или другая деноминация, а
Он – Путь, Истина и Жизнь! Не через демагогию известных церковных лидеров, а
ТОЛЬКО через Него мы приходим к Отцу!
Причиной нелюбви, конечно,
является греховность. Гордыня, чувство собственного превосходства,
самоуверенность, глухота к критике, стремление подчинять людей не Христу, а
себе… «Если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не
по человеческому ли [обычаю] поступаете? Ибо когда один говорит: "я
Павлов", а другой: "я Аполлосов", то не плотские ли вы? Кто
Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом
поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а [все] Бог возращающий»
(1Кор.3;3-7).
Когда это прекратится? Это не
прекратится никогда, пока не придет Христос. «Злые же люди и обманщики будут
преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2Тим.3:13).
Выход один: «Что тебе [до того]?
ты иди за Мною» (Иоан.21:22). Бог не спросит с нас за других. Бог же спросит с
нас за то, как жили мы: «Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу»
(Рим.14:12). Способны ли мы любить других, непохожих на нас, верящих не так как
мы, понимающих не так как мы? Любить, и при этом оставаться самими собой, со
своим пониманием, со своими убеждениями. Способными и говорить, и слушать.
Сегодня безполезно говорить о
каких-то ни было реформах, о преодолении кризиса в современности, если мы не
имеем в сердце Христа. Если же мы имеем в сердце Христа-Спасителя, то остальное
уже всё второстепенно. Божьим домостроительством, возможно, откроется новый
век, но вероятно всего, и к тому христиане должны быть готовы, что не
откроется, и наш век окажется последним.
И тогда, быть может, последнее и
решающее свидетельство этому веку христиане и истинно верующие принесут своею
мученической кровью. И – это причина для радости, а не для печали! Ибо христианин
не надеется на этот мир и на его «красоты». Его надежда – Царствие Божие,
которому не будет конца. И не будем искать поддержки: и со стороны мирской
власти, и со стороны «иерархов» Церкви. Ибо не покровительством тверда Церковь,
а силой Господней. И примем в себя слова: «…и сохранил слово Мое, не отрекся
Имени Моего. И как ты сохранил Слово Мое, то и Я сохраню тебя от годины
искушений, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле»
(Откр.3;8,10) (архивное).
И в этот праздничный для Нас день
– День рождения – Нам хотелось бы пожелать всем преумножение христианской
братской любви, отбросить прочь все предубеждения относительно каких-либо
церковных и политических споров и испросить у Господа нашего Иисуса Христа
благословения в наступающий год новый и помощи Духа Святого во всех благих
начинаниях и трудах во славу Его. Пусть год новый принесёт нам осознания того,
что есть Истина Божия на земле и приведёт к покаянным чувствам, ибо от
понимания этого зависит и духовное преобразование самого человека, а от этого и
всего человечества в мире сем. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!
И, в конце, от себя желаю многая
лета и помощи Божией Первосвятителю нашей Святой Истинно-Православной Церкви и
всей её полноте: архипастырям, пастырям, иночествующим и монашествующим, и всем
истинно православным христианам, - и дабы нам всем с радостью встретить и
восторжествовать грядущему великому празднеству – Рождеству Господа Бога и
Спаса нашего Иисуса Христа!
Благословляя венец лета благости
Господней, испросим Подателя всяческих благ новых благословений на Церковь
нашу, чтобы в радостях и в скорбях нам оставаться со Христом, ожидая Его
Второго славного пришествия.
Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца и общение
Святого Духа будет со всеми вами!
Божией милостью,
†Высокопреосвященнейший
Ростислав, архиепископ Волгоградский и
Казанский, председатель Синодального издательского и
информационно-аналитического отдела Истинно-Православной
Церкви
Богоспасаемый град Волгоград, канун
празднества 11/24 декабря 2012 года