«Глубиною мудрости человеколюбно вся
строяй / и полезная всем подаваяй, / Едине Содетелю, упокой, Господи, души раб
Твоих, / на Тя бо упование возложиша, // Творца и Зиждителя и Бога нашего»
(тропарь, гл.8)
5/18 февраля – ВСЕЛЕНСКАЯ
РОДИТЕЛЬСКАЯ (МЯСОПУСТНАЯ) СУББОТА. Седмица после Недели (воскресенья) о
блудном сыне и заключающая ее Неделя (воскресенье) называются мясопустной по
той причине, что на этой Неделе заканчивается вкушения мяса. Неделя мясопустная
называется также Неделей о Страшном Суде, так как на литургии читается
соответствующее Евангелие (Мф.25,31-46).
В субботу мясопустную, перед
воспоминанием Страшного Суда Христова, на котором предстанут все живые и
умершие, Церковь совершает поминовение «всех от Адама и до днесь усопших во
благочестии и правой вере».
По неисповеданному Своему
Промыслу Бог предопределил разную кончину людям. «Подобает же ведати, —
говорится в Синаксарии, — яко не вси в пропасти впадающий, и в огнь, и в море,
и глаголемые пагубы, и студени (холод) и глад; по повелению Божию сие страждут:
сия бо (ибо таковы) суть Божии судьбы, ихже ова (когда одним смерти) бывают по
благоволению (Божию), ова (другим) же по попущению, другая же (смерть) ведения
ради и прощения (грозного предупреждения) и уцеломудрения иных бывают».
В эту субботу Церковь, по своему
человеколюбию, особенно молится о тех умерших, которые по тем или иным причинам
не получили церковного отпевания или церковной молитвы: «узаконенных псалмов и
песнопений памяти не получиша» (Синаксарий мясопустной субботы), и явить всем
усопшим Свою милость в день нелицеприятного воздаяния (Страшного Суда). Служба
во всех церквях совершается по Октоиху и Триоди. Торжественное всецерковное поминовение
усопших в эту субботу приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям,
матерям и сестрам нашим, и вместе с тем служит выражением полноты церковной
жизни, которой мы живем.
В этот день Его
Высокопреосвященнейшим архиепископом Ростиславом – управляющим
Волгоградско-Казанской епархии ИПЦ будет совершено заупокойное Богослужение с
поминовением всех православных христиан от века усопших.
Покой, Спасе наш, с праведными рабы Твоя, и сия всели во дворы Твоя,
якоже есть писано, презирая яко благ прегрешения их вольная и невольная, и вся
яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче.