«Приспе день светлаго торжества, град Барский радуется, и с ним
вселенная вся ликовствует песньми и пеньми духовными: днесь бо священное
торжество в пренесение честных и многоцелебных мощей святителя и чудотворца
Николая, якоже солнце незаходимое, возсия светозарными лучами, разгоняя тьму
искушений же и бед от вопиющих верно: спасай нас, яко предстатель наш, великий
Николае» (тропарь Свят.Николая, гл.4)
9/22 мая – Перенесение мощей святителя
и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари (1087).
…XI веке греческая империя
переживала тяжелое время. Турки опустошали ее владения в Малой Азии, разоряли
города и сёла, убивая их жителей, и сопровождали свои жестокости оскорблением
святых храмов, мощей, икон и книг. Мусульмане покушались уничтожить мощи святителя
Николая, глубоко чтимого всем христианским миром.
В 792 году калиф Аарон Аль-Рашид
послал начальника флота Хумейда разграбить остров Родос. Опустошив этот остров,
Хумейд отправился в Миры Ликийские с намерением взломать гробницу святителя
Николая. Но вместо нее он взломал другую, стоявшую рядом с гробницей Святителя.
Едва святотатцы успели это сделать, как на море поднялась страшная буря и почти
все суда были разбиты.
Осквернение святынь возмущало не
только восточных, но и западных христиан. Особенно опасались за мощи святителя
Николая христиане в Италии, среди которых было много греков. Жители города Бар,
расположенного на берегу Адриатического моря, решили спасти мощи святителя
Николая.
В 1087 году барские и
венецианские купцы отправились в Антиохию для торговли. И те и другие
предполагали на обратном пути взять мощи святителя Николая и перевезти их в
Италию. В этом намерении жители Бар опередили венецианцев и первыми высадились
в Мирах. Вперед были посланы два человека, которые, вернувшись, сообщили, что в
городе - все тихо, а в церкви, где покоится величайшая святыня, они встретили
только четырех монахов. Тотчас 47 человек, вооружившись, отправились в храм
святителя Николая, монахи-сторожа, ничего не подозревая, указали им помост, под
которым была скрыта гробница святого, где, по обычаю, чужестранцев помазывали
миром от мощей святителя. Монах рассказал при этом о явлении накануне святителя
Николая одному старцу. В этом видении Святитель приказывал бережнее хранить его
мощи. Рассказ этот воодушевил барян; они увидели для себя в этом явлении
соизволение и как бы указание Святого. Чтобы облегчить свои действия, они
открыли монахам свои намерения и предложили им выкуп - 300 золотых монет.
Сторожа отказались от денег и хотели оповестить жителей об угрожавшем им
несчастье. Но пришельцы связали их и поставили у дверей своих сторожей. Они
разбили церковный помост, под которым стояла гробница с мощами. В этом деле
особенным усердием отличался юноша Матфей, желавший как можно быстрее
обнаружить мощи Святителя. В нетерпении он разбил крышку и баряне увидели, что
саркофаг наполнен благоуханным святым миром. Соотечественники барян, пресвитеры
Лупп и Дрого, совершили литию, после которой тот же Матфей стал извлекать из
переполненного миром саркофага мощи Святителя. Это происходило 20 апреля 1087
года.
Ввиду отсутствия ковчега,
пресвитер Дрого завернул мощи в верхнюю одежду и в сопровождении барян перенес
их на корабль. Освобожденные монахи сообщили городу печальную весть о похищении
иностранцами мощей Чудотворца. Толпы народа собрались на берегу, но было
поздно...
8 мая корабли прибыли в Бар, и
скоро радостная весть облетела весь город. На следующий день, 9 мая, мощи
святителя Николая торжественно перенесли в церковь святого Стефана,
находившуюся неподалеку от моря. Торжество перенесения святыни сопровождалось
многочисленными чудотворными исцелениями больных, что возбуждало еще большее
благоговение к великому угоднику Божию. Через год была построена церковь во имя
святителя Николая и освящена папой Урбаном II.
Событие, связанное с перенесением
мощей святителя Николая, вызвало особенное почитание Чудотворца и
ознаменовалось установлением особого праздника 9 мая. Вначале праздник
перенесения мощей святителя Николая отмечался только жителями итальянского
города Бар. В других странах Христианского Востока и Запада он не был принят,
несмотря на то, что о перенесении мощей было широко известно. Это обстоятельство
объясняется свойственным средним векам обычаем чествования преимущественно
местных святынь. Кроме того, Греческая Церковь не установила празднования этой
памяти, потому что потеря мощей Святителя была для нее событием печальным.
На Руси Православной Церковью
празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар
9 мая установлено вскоре после 1087 года на основе глубокого, уже упрочившегося
почитания русским народом великого угодника Божия, перешедшего из Греции
одновременно с принятием христианства.
Николая Чудотворца чтут и
Западная Церковь, и весь Православный мир. Но именно в России даже далекие от
церкви люди знают Николая Угодника как самого почитаемого русским народом
Святого. Помимо посвященных ему особых праздников память святителя Николая
Чудотворца Церковь отмечает каждый четверг. Часто поминается святой Николай на Богослужениях
и в другие дни недели.
Святой Николай прославляется и
как Чудотворец: по его молитвам происходили чудесные исцеления и даже
воскрешения из мертвых, стихали бури на море, а ветер нес корабль туда, куда
было нужно святителю. Церковь знает также множество случаев, когда чудесами
оборачивались молитвенные обращения верующих к святому Николаю и после его
кончины.
Скорый и милосердный помощник
страждущих, бессребреник и благотворитель, чутко откликающийся на беду и боль
людей; строгий пастырь-наставник, остро переживающий любую неправду и
решительно восстающий против нее, — в этих чертах святого Николая православные
видят не противоречивость характера, а свидетельство живой полноты его
святости.
Величаем тя, святителю отче Николае, и чтем святую память твою: ты бо
молиши за нас Христа Бога нашего. Святителю отче наш Николае, моли Бога о нас!