«Написовашеся иногда со старцем Иосифом, яко от семене Давидова, в
Вифлееме Мариам, чревоносящи безсеменное Рождение. Наста же время Рождества, и
место ни единоже бе обиталищу, но якоже красная палата вертеп Царице
показашеся. Христос раждается прежде падший воскресити образ» (тропарь
предпразднства)
24 декабря/6 января - навечерие
Рождества Христова, Рождественский сочельник.
Последний день Рождественского
поста называется сочельником, потому что уставом в этот день положено есть
сочиво. Сочиво готовится из зерен пшеницы, риса. Есть сочиво принято, видимо, в
подражание посту Даниила и трех отроков, воспоминаемых перед праздником
Рожества Христова, которые питались от семен земных, чтобы не оскверняться от
языческой трапезы (Дан.1,8), - и согласно со словами Евангелия: Царство
Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем,
которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков
и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях
его (Мф.13,31-36).
В сочельник у православных
христиан сохраняется благочестивый обычай ничего не есть до первой вечерней звезды,
напоминающей о явлении звезды на востоке, возвестившей о Рождении Господа
нашего Иисуса Христа.
В Рождественский сочельник
трапеза предписана один раз после Божественной Литургии. На трапезе правилами
Церкви постановлено вкушать «с елеем. Сыра же и подобных ему, и рыб, никакоже
дерзнем ясти».
«Дева днесь превечное Слово
в вертепе грядет родити неизреченно: ликуй, вселенная, услышавши, прослави со
Ангелы и пастырьми хотящаго явитися Отроча Младо, Превечнаго Бога» (кондак
предпразднства)