«Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо
звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды, и Тебе ведети с
высоты Востока. Господи, слава Тебе!» (Тропарь Рождества Христова)
25 декабря/7 января – РОЖДЕСТВО ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА
ХРИСТА. Воспоминание избавления Церкви и державы Российской от нашествия
галлов и с ними двадесятиязык (1812). Поклонение волхвов (мудрецов) Мельхиора,
Гаспара и Валтасара (I).
Установление празднования
Рождества Христова относится к первым векам христианства. До IV века в
Восточных и Западных Церквах праздник Рождества Христова праздновался 6 января,
был известен под именем Богоявления и вначале относился собственно ко Крещению
Спасителя.
Основная и первоначальная цель
установления праздника — воспоминание и прославление события явления во плоти
Сына Божия. Но была и другая причина и цель установления праздника. Несколько
раньше, чем в Православной Церкви, празднование Крещения ввели у себя
еретики-гностики (евиониты, докеты, василидиане), потому что они придавали
самое большое значение в жизни Спасителя Его Крещению. Так, евиониты учили, что
Иисус был сын Иосифа и Пресвятой Девы Марии и что Христос соединился с Ним при
Крещении; докеты признавали во Христе человеческую природу только призрачной;
наконец, василидиане не признавали воплощения и учили, что «Бог послал свой Ум,
первое истечение Божества, и он, как голубь, сошел во Иордане на Иисуса,
Который до того был простой человек, доступный греху» (Климент
Александрийский). Но ничто так не увлекало христиан в ересь, особенно в
гностицизм, как богослужение гностиков, полное гармонических и красивых песен.
Нужно было гностическому празднику противопоставить свой, такой же.
И вот, Православная Церковь
установила и у себя торжественный праздник Крещения Господня и назвала его
Богоявлением, внушая мысль, что в этот день Христос не стал впервые Богом, а
только явил Себя Богом, представ как Единый от Троицы, Сын Божий во плоти.
Чтобы подорвать лжеумствования гностиков относительно Крещения Христова,
Церковь стала присоединять к воспоминанию Крещения воспоминание и Рождества
Христова. И, таким образом, в IV веке по всему Востоку Крещение и Рождество
праздновались в один день, а именно 6 января, под общим именем Богоявления.
Первоначальным основанием для празднования Рождества Христова 6 января (как и
Крещения) служило не историческое соответствие этого числа дню рождения Господа
Иисуса Христа, который и в древности в точности не был известен, а таинственное
понимание соотношения между первым и вторым Адамом, между виновником греха и
смерти и Начальником жизни и спасения. Второй Адам — Христос, по таинственному
созерцанию Древней Церкви, родился и умер в тот же день, в который сотворен и
умер первый Адам, — в шестой, ему соответствовало 6 января, первого месяца
года.
Праздник Рождества Христова был
впервые отделен от Крещения в Римской Церкви в первой половине IV века (при
папе Юлии). Перенесением праздника на 25 декабря Церковь имела в виду создать
противовес языческому культу солнца и предохранить верующих от участия в нем.
Перенесение праздника на 25-е число и торжественное его Богослужение имело
своей целью поставить противовес языческим суевериям и тем самым обратить
сердца людей к познанию Истинного Бога. Известно, что у римлян на 25 декабря
падал языческий праздник в честь зимнего солнцеворота — день (рождения) явления
непобедимого солнца, которого не могла одолеть зима и которое с этого времени
идет к весне. Этот праздник обновляющегося «бога солнца» был днем разнузданных
увеселений народа, днем забав для рабов и детей и пр. Таким образом, сам по
себе этот день был как нельзя более приличен для воспоминания события Рождества
Господа Иисуса Христа, Который в Новом Завете называется Солнцем Правды, Светом
мира, Спасителем людей, Победителем смерти.
Празднование Рождества Христова
25 декабря в Восточной Церкви было введено позже, чем в Западной, а именно – во
второй половине IV века. Впервые раздельное празднование Рождества Христова и
Крещения Господня было введено в Константинопольской Церкви около 377 года по
указанию императора Аркадия по обычаю Римской Церкви и благодаря энергии и силе
красноречия святого Иоанна Златоуста. Из Константинополя обычай праздновать
Рождество Христово 25 декабря распространился по всему православному Востоку.
Установление празднования Рождества
Христова 25 декабря (ст.ст.) имело еще и другое основание. По мысли отцов
Церкви III и IV вв. (св. Ипполит, Тертуллиан, св. Иоанн Златоуст, св. Кирилл
Александрийский, блаж. Августин), 25-е число декабря месяца исторически более
всего соответствует дню самого рождения Господа Иисуса Христа…
Уже в VII-VIII вв. известны Минеи
со службами Рождеству Христову в целом их виде. В Х веке имелись уже службы
предпразднства и попразднства. А в XI-XII вв. служба, посвященная Рождеству
Христову, принимает на востоке такой вид в изменяющихся ее частях, как и
современная служба.
Составителями современной службы
на Рождество Христово являются, в основном, песнотворцы VI—IX веков: св. Роман
Сладкопевец (кондак и икос), св. Андрей Критский (стихиры на хвалитех), св.
Герман, патриарх Константинопольский (ряд стихир на «Господи, воззвах» и
стихиры на литии), св. Иоанн Дамаскин (многие из стихир вечерни, канон), св.
Косма Маиумский (канон) и другие.
Произведения части названных
богословов прекрасны поэтическими образами, безграничной глубиной богословского
умозрения и силой чувства.
Идейное содержание этих творений
в целом представляет историко-богословское изображение тайны Рождества
Христова.
Основываясь на Евангельском
повествовании о Рождестве Спасителя, святые песнопевцы подчеркивают
исключительное значение этого мирового события для спасения всего человеческого
рода и вдохновенно призывают к духовному торжеству и ликованию.
…При Рождении Господа простерла
земля свои плечи и приняла Создателя, родившегося от девы в младенческом образе
(Предпразднство, утреня, канон, седален по 3-й песне). Земля сама стала тогда
небом (Предпразднство, светилен по 9-й песни канона). На ней наступила весна
благодати, разорившая зиму безбожия (Неделя святых отец, канон предпразднства,
6-я песнь, 2-й тропарь). Ради человеческого спасения Христос Спаситель в
воплощении воспринял нищету по подобию нашей. Богатый обнищал, чтобы благодатно
обогатить бесчисленных грешников, обнищавших от греха и злобы диавола (Неделя святых
отец, Богородичен, седален после кафизмы; канон предпразднства, 1-я песнь,
Богородичен).
Пресвятая Богородица, спеленав
Новорожденного Богомладенца, рабски поклонилась Ему, часто Его лобызала и,
приникнув к Нему, промолвила: «Избавитель Мой и Бог! Как ты вселился во Мне?»
(Неделя святых отец, ведикая вечерня, 8-я стихира на Господивоззвах) «Кого на
земле возыменую Твоим Отцом, не знаю» (Неделя святых отец, утреня, канон
предпразднства, 8-я песнь, Богородичен). «Содержащий все! Ты хочешь быть держимым
Моими руками. Как буду повивать пеленами и питать сосцами Тебя, Младенца? Как
назову Тебя Своим Сыном — Сущая Твоя Раба? Удивляюсь Твоей недомыслимой нищете»
(Предпразднство, великая вечерня 1-я стихира на Господи воззвах). «Как Тебя
вскормлю млеком, Сын Мой и Творец Мой?» (Предпразднство, великая вечерня 3-я
стиховная стихира) «Вышний Боже и Невидимый Царь! Не могу разуметь Твоего
таинства... Как Ты, Сущий в образе Божием, носишь образ Адамов... В рождении Ты
не лишил матернего девства, и сохранил ложесна, как они были прежде рождения»
(Предпразднство, великая вечерня, 1-я и 2-я стихира на Господи воззвах). «Сын
Мой! Как понесу Тебя, Которого Небесный престол держит и пламенеет?»
(Предпразднство, утреня, канон, 8-я песнь, 1-й тропарь) «Сын Мой! Как в яслях
бессловесных восклоню Тебя, Избавляющего всех от (греховного) бессловесия?»
(Предпразднство, утреня, канон, 8-я песнь, 2-й тропарь) «Сладкое Мое Дитя! Как
держу Тебя, держащего Своим мановением весь мир?» (Предпразднство, утреня,
канон, 9-я песнь, 3-й тропарь)
В описанном разговоре Богоматери
с Богомладенцем звучит голос обильной нежной любви, искрятся лучи высочайшего
Богопознания, таится глубина смиренного самопознания и беспредельной
материнской заботливости.
Пока совершалась тайна Рождества
Христова в вертепе и безмолвствовал сонный город Вифлеем, Провидение Божие
неусыпно бодрствовало к возвеличению Богомладенца.
Около Вифлеема, в некотором
отдалении от него, раскинулись пригородные поля, на которых пастухи ночной
порой пасли стада овец и по обычаю играли на пастушеских свирелях. Вдруг их
облистала Господня слава в виде молниеносного света. Перед ними предстал Ангел
Божий и сказал: «Старейшины над чредами пасомых стад! Прекратите игру на
свирелях. Я возвещаю вам великую радость: ныне в Вифлееме родился Христос
Господь, благоволивший, как Бог, спасти человеческий род. Славьте Его,
благословенного Бога отцов... И вот вам знак. Вы найдете Младенца в пеленах,
лежащего в яслях». Едва смолкло благовестие Ангела, как все небо над
Вифлеемскими полями озарилось невыразимо ярким светом. В пространстве его
явилось бесчисленное ангельское воинство, и с небесной высоты послышалось
божественно-прекрасное пение: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех
благоволение» (Предпразднство, утреня, седален по 2-й кафизме; Рождество
Христово, великая вечерня, 2-я стихира на Господи воззвах; утреня, стихира по
50-м псалме; 1-й канон, 7-я песнь, 1-й и 2-й тропарь; Лк. 2, 12).
Когда смолкла песнь Ангелов и
прекратилось видение, изумленные пастухи обратились друг к другу: «Пойдем в
Вифлеем, посмотрим бывшее и Божественного Христа». Дойдя до города со свирелями
в руках, они вошли в вертеп и первыми на земле удостоились увидеть бессеменно
воплотившегося Царя Христа, лежащего в яслях. Благоговейно склонились перед
Богомладенцем и Богоматерью эти простые сердцем и внешне бедные, но богатые
верой люди. Длительное время они безмолвно созерцали Господа, облекшего
неприступность Божества в образ Сына Человеческого и после поклонения Ему,
исполненные радости и умиления, возвратились к своим стадам.
Церковные песнопевцы, следуя
Евангелию, упоминают в числе воздавших поклонение Богомладенцу, кроме
Вифлеемских пастухов, еще трех персидских царей-волхвов. На родине они
совмещали управление городами с изучением звездного неба и течения звезд. Им
было хорошо известно предание древнего волхва и звездочета Валаама о появлении
на небе особой звезды от Иакова перед рождением на земле Спасителя мира. За
несколько месяцев до Рождества Христова взору этих царей-волхвов вдруг
открылась на небосводе большая, необыкновенная и удивительно яркая звезда.
Чувствуя, что в Иудее наступает время исполнения предсказания Валаама о
пришествии на землю Спасителя, они прониклись желанием найти Его и поклониться
Ему. По преданию, из трех разных восточных городов без предварительной
договоренности друг с другом волхвы направились в Палестину, но на пути
промыслительно встретились и уже вместе продолжали поездку. Для них
поразительнее всего было то, что с самого начала их путешествия звезда
двигалась перед ними на небе, как бы показывая им направление пути.
По этому поводу в рождественских
песнопениях слышим следующие слова: «Христе! Ты — Звезда, воссиявшая от Иакова
и исполнившая радостью мудрых наблюдателей звезд. Волхвы, начаток язычников,
приводимых к Тебе, изучили древние слова пророка Валаама, и небо звездою
призвало их на поклонение Тебе» (Рождество Христово, утреня, 1-й канон, 4-я
песнь, 2-й тропарь; ипакои по 3-й песне ).
«Спаситель! Ты втайне родился от
Девы, но небо всем проповедало Тебя, предлагая звезду, как уста, и привело к
Тебе волхвов, поклоняющихся Тебе с верою» (Рождество Христово, великая вечерна,
тропарь после 3-й паремии ). Они шли из Эфиопии, Фарсиса и Аравии (Рождество
Христово, утреня, 1-й канон, 4-я песнь, 3-й тропарь).
Через продолжительное время
царские путники, приведенные звездой, достигли Иерусалима и спрашивали у
местных жителей: «Где есть Новорожденный Отрок — Царь, звезда Которого явилась
на небе? Мы пришли Ему поклониться». Слух о приходе волхвов и цели их
путешествия дошел до Иудейского царя Ирода. Смущенный известием о рождении в
Иудее Царя, Ирод тайно призвал волхвов, выведал от них время появления звезды и
просил в случае нахождения Младенца — будущего Царя — известить о месте Его
жительства.
По выходе из Иерусалима три
путника, следуя за движущейся пред ними звездой, дошли до Вифлеема (Рождество
Христово, утреня, 9-я песнь, 2-й и 3-й тропари ). Здесь звезда остановкой над
вертепом, как перстом, показала им, где находится Богомладенец.
Церковно-литургические
свидетельства говорят о том, что волхвы совершили поклонение Христу Спасителю
не в доме, как о том свидетельствует Евангелист (Мф.2,11), а в вертепе (вероятно слово «вертеп» при переводе
Евангелия было заменено словом «дом»).
Присутствие людей (волхвов) около
вертепа побудило Пречистую Богородицу с Богомладенцем на руках выйти к ним,
стоявшим перед входом в пещеру, и спросить: «Кого вы ищете? Как вижу Я, вы
пришли из иной, дальней страны. Ваш облик и мудрость показывают в вас персов.
Вы совершили удивительное шествие, придя ко Господу, странствовавшему свыше и
вселившемуся в Меня, как Он Сам ведает» (Предпразднство, великая вечерня, 3-я
стихира на Господи воззвах). Затем, обращаясь к Держимому в объятиях Ее
Богомладенцу, Она сказала: «Сыне! Пришли и стоят пред дверями восточные цари, узнавшие
о Твоем рождении. Они принесли Тебе дары. Повели им видеть Тебя, Младенца,
держимого на Моих руках и старейшего древнего Адама» (Предпразднство, великая
вечерня, 1-я стиховная стихира). Взглянув на волхвов, Пречистая молвила:
«Войдите и посмотрите на Невидимого, явившегося видимо во младенческом образе».
Цари-волхвы вошли благоговейно, с
усердием до земли поклонились безлетному Богомладенцу и Пречистой. Просвещаемые
верой и исполняя Божественное пророчество псалмопевца Давида, они отверзли
сокровища и принесли Господу отборные дары: чистое золото — как Державному Царю
веков, ладан — как Богу всех, и смирну — как Бессмертному и вместе тридневному
Мертвецу (Рождество Христово, великая вечерня, 2-я и 3-я стиховные стихиры;
предпразднство Рождества Христова, великая вечерня, 2-я стихованя стихира).
В факте поклонения Христу
Спасителю восточных царей песнопевцы отмечается начало обращения язычников к
истинной вере и зарю их выхода из омрачения идолопоклонством (Предпразднство,
утреня, канон, 8-я песнь, 2-й тропарь; Рождество Христово, утреня, 2-й канон,
первая песнь, 2-й тропарь).
Три упомянутых волхва,
возблагоговевшие перед Богомладенцем, до глубины души умилились лицезрением
Его, Царя неба и земли, и вместе ужаснулись крайней нищете, окружавшей Его. В
самом деле: «Что хуже вертепа? Что униженнее пелен, в которых просияло
богатство Христова Божества?» (Рождество Христово, утреня, ипакои по 3-й песни
канона). Возвращение их на восток совершилось уже не через Иерусалим, а иным
путем.
Царь Ирод счел такой поступок
восточных правителей насмешкой над собой (Рождество Христово, утреня, 9-я
песнь, 3-й пропарь) и в ярости дал приказ об избиении всех еврейских младенцев
от 2-х лет и ниже как в самом Вифлееме, так и в его окрестностях.
Кровавый замысел Ирода не коснулся
Богомладенца. Праведный Иосиф перед этим кровопролитием, повинуясь откровению,
бывшему свыше ему во сне, ночью взял Богоматерь с Богомладенцем и бежал в
Египет.
Во время бегства Пресвятая
Богородица, по словам песнопевцев, держала в объятиях Своего Сына и Бога и
говорила Ему:
«Сыне! При Твоем удивительном
рождении Я избегла болезней. Ныне же душевно смущаюсь от печали, видя Тебя,
бегающим от Ирода». Богомладенец как бы отвечал Пречистой: «О, Мать! Я иду в
египетскую землю и там землетрясением низвергну египетских идолов. Моих же
врагов, напрасно ищущих души Моей, пошлю во ад, как Единый державный.
Почитающих Тебя вознесу и спасу» (Предпразднство, утреня, канон, 9-я песнь, 1-й
и 2-й тропари).
Диалог Богоматери с
Богомладенцем, приведенный в богослужебных тропарях, явно отражает черты
древнего предания о причине пребывания новорожденного Спасителя в Египте. По
преданию, в местах остановки Святого семейства на египетской территории все
идолы, находившиеся в капищах, действительно чудодейственно низверглись и
разбились….
Отмеченные некоторые
вышеописанные события — плод светлого творческого вдохновения святых
песнопевцев — драгоценны тем, что они как бы оживляют подробности
Боговоплощения и передают настроение Богоматери, Вифлеемских пастухов и волхвов
с востока. Содержание рождественских богослужебных песнопений вообще не просто
повторяет Евангельскую историю, но осмысливает изображаемые здесь факты
богословски и в песнопениях всюду встречаются литургические замечания о его
общечеловеческом и Великом значении!
ВЕЛИЧАЕМ ТЯ, ЖИВОДАВЧЕ ХРИСТЕ, НАС РАДИ НЫНЕ ПЛОТИЮ РОЖДШАГОСЯ ОТ
БЕЗНЕВЕСТНЫЯ И ПРЕЧИСТЫЯ ДЕВЫ МАРИИ!
С
ПРАЗДНЕСТВОМ ВСЕХ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН!