«Яко начальнику Крещения и кореню веры Божественныя, идолов
разрушителю, блаженне княже Василие равноапостольне, вопием ти: слава
вразумльшему тя Христу Богу, слава освятившему тя Крещением Своим, слава
просветившему тобою всю страну Русскую» (тропарь равноапостольного великого
князя Владимира)
15/28 июля – Равноапостольного
великого князя Владимира, во Святом Крещении Василия, просветителя русского
народа (1015).
Князь Владимир был сыном
Святослава от древлянской княжны Малуши. Родился он в 963 году. Воспитывал
Владимира брат его матери язычник Добрыня. В 972 году князь Владимир стал
править Новгородом. В 980 г.
в разгар войны между братьями Владимир пошел на Киев, в котором княжил его
старший брат Ярополк. Победив брата, Владимир стал править в Киеве. Он завоевал
Галицию, смирил вятичей, воевал с печенегами, распространил пределы своей
державы от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге. У него было пять жен
и многочисленные наложницы. На Киевских горах он установил идолов, которым
стали приносить человеческие жертвы. Тогда погибли за Христа варяги Феодор и
Иоанн. Обстоятельства их смерти произвели на Владимира сильное впечатление, и
он начал сомневаться в истинности языческой веры.
По приглашению князя в Киев
приходили проповедники из разных стран: послы от болгар-мусульман, живших за
Волгой, немцы-латиняне, иудеи и греки. Князь расспрашивал об их вере, и каждый
предлагал ему свою веру. Но самое сильное впечатление произвел на него
православный греческий проповедник, который в заключение своей беседы показал
ему картину Страшного суда. По совету бояр, Владимир отправил десять мудрых
мужей, чтобы испытать на месте, чья вера лучше. Когда эти русские послы прибыли
в Константинополь, то великолепие Софийского храма, стройное пение придворных
певчих и торжественность патриаршей службы тронули их до глубины души: «Мы не
знали, — говорили они потом Владимиру, — на земле мы стояли или на небе». А
бояре тут же ему заметили: «Если бы вера греческая не была лучше других вер, не
приняла бы ее бабка твоя Ольга — мудрейшая из людей».
Владимир решил креститься, но не
хотел подчинять Русь грекам. Поэтому вскоре после возвращения послов Владимир
пошел войной на греков и взял Херсонес. Отсюда он отправил послов в
Константино-поль к императорам Василию и Константину с требованием руки сестры
их, царевны Анны. Те отвечали ему, что царевна может быть женой только
христианина. Тогда Владимир объявил, что желает принять христианскую веру. Но
прежде, чем невеста прибыла в Херсонес, Владимир был поражен слепотой.
В таком состоянии, подобно
апостолу Павлу, он познал свою духовную немощь и приготовился к великому
таинству возрождения. Царевна, прибывшая в Херсонес, посоветовала ему поспешить
с крещением. Владимир крестился (988
г.) и был наименован Василием. При выходе из купели, он
прозрел душевными и телесными очами и в избытке радости воскликнул: «Теперь я
познал истинного Бога!»
Возвратившись в Киев в
сопровожден корсунских и греческих священников, Владимир прежде всего предложил
креститься своим двенадцати сыновьям, и они крестились в одном источнике,
известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились многие бояре.
Между тем, Владимир приступил к истреблению идолов, и главный из них идол Перун
был привязан к конскому хвосту, с поруганием совлечен с горы и брошен в Днепр.
За низвержением идолов последовало оглашение народа евангельской проповедью.
Христианские священники собирали народ и наставляли его в святой вере. Наконец,
святой Владимир объявил в Киеве, чтобы все жители, богатые и убогие, явились в
определенный день на реку для принятия крешения. Киевляне спешили исполнить
волю князя, рассуждая так: «Если бы новая вера не была лучше, то князь и бояре
ее бы не приняли».
В назначенный день жители Киева
собрались на берег Днепра. Сюда явился сам Владимир с христианскими
священниками. Все киевляне вошли в реку, кто по шею, кто по грудь; взрослые
держали на руках младенцев; священники на берегу читали молитвы, а святой
Владимир, объятый восторгом, молился Богу и поручал Ему себя и свой народ.
После Киева и его окрестностей
святая вера была насаждена в Новгороде. Первый киевский митрополит Михаил в 990 г. прибыл сюда с шестью
епископами в сопровождении Добрыни, дяди святого Владимира. Сначала
ниспровергли идола Перуна, как и в Киеве влачили по земле и ввергли в реку
Волхов; после этого оглашали и крестили народ. Из Новгорода митрополит Михаил в
сопровождении четырех епископов и Добрыни прибыл в Ростов и здесь крестил
многих, рукоположил пресвитеров и воздвиг храм. Впрочем, язычество долго
держалось в Ростове, так что первые два епископа Ростовские, святые Феодор и
Иларион, после многих усилий в борьбе с язычеством вынуждены были оставить свою
кафедру. Для искоренения язычества и утверждения святой веры много здесь
потрудились святые епископы Леонтий и Исаия и преподобный Амвросий, архимандрит
основанной им Ростовской обители.
В 992 году святая вера была
насаждена в Суздальском крае. Сюда прибыл святой князь Владимир с двумя
епископами. Суздальцы охотно крестились.
Дети святого Владимира, которым
он раздал уделы, заботились о распространении и утверждении христианства в
подвластных ему областях. Так в Х веке, кроме Киева, Новгорода, Ростова и
Суздаля, святая вера была насаждена в городах Муроме, Полоцке, Владимире
Волынском, Смоленске, Пскове, Луцке, Тмутаракани и в земле древлянской.
Впоследствии в пределах страны вятичей (в дальнейшем Курская, Орловская,
Тульская и Калужская губернии) много потрудился для евангельской проповеди
преподобный Кукша, инок Печерской обители, который принял от язычников
мученическую смерть.
Вообще христианская вера в первое
время распространялась преимущественно около Киева и по великому водному пути
от Киева до Новгорода. От Новгорода она распространилась по волжскому пути. Под
влиянием Православной веры славянские племена стали объединяться в единое
государство.
Успешному распространению веры
Христовой среди русского народа содействовало в особенности то, что она
распространялась большей частью мирными средствами — проповедью, убеждением (а
не огнем и мечом, как это нередко делалось римо-католиками) и, притом,
благодаря трудам святых Кирилла и Мефодия, на родном славянском языке.
От русских православная вера
Христова проникла в среду инородцев, живших по соседству и на окраинах Руси.
Так, в X-XIII веках начали принимать крещение некоторые из финских племен
(ижора и корела), чудь, черемисы и вотяки, инородцы вологодского края и др. В
начале XIII века воздвигнут был на берегах Волги и Оки Нижний Новгород как
крепкий оплот Православия среди инородцев Поволжья и средней полосы России.
На западе России распространение
православной веры встретилось с другим сильным влиянием, которое шло от
Римо-католической церкви. В Финляндии проповедовали латинские миссионеры из
Швеции. На юг от Финского залива сначала утвердилось Православие, но
впоследствии сюда проникли латинские миссионеры из Дании. В конце ХII века в Ливонии
основался латинский орден меченосцев, который противо-действовал и русскому
влиянию, и успехам Православия. В Литве Православная вера стала
распространяться еще в XII веке из соседних русских поселений. В XIII веке,
когда литовские князья овладели русскими городами Новогрудком, Слонимом,
Брестом), некоторые из них приняли крещение.
Успехам святой веры в особенности
способствовала в XIV веке мученическая кончина за нее трех придворных вельмож
литовского князя Ольгерда (сына Гедимина, основателя литовского княжества), а
именно святых Антония, Иоанна и Евстафия. Но в конце того же века Литва и
подчиненная ей православная западная Русь соединились с католической Польшей.
После этого большие усилия Римских пап направляются к тому, чтобы, во-первых,
отделить юго-западные епархии от единой Российской церкви, а во-вторых, ввести
здесь так называемую литовскую унию… (по материалам интернет-источников).
«Отеческу прелесть, идолы, яко
суетни, отверг, Христа, всех истиннаго Бога, Царя и Благодателя, познал еси. Темже
и люди, изрядны Тому, святым Крещением просветил еси, преславне Владимире. Сего
ради почитаем тя, яко Троице служителя, Христа моли даровати нам велию милость»
(кондак равноапостольного
великого князя Владимира)