20 мая/2 июня - Троицкая
родительская суббота, день поминовения усопших накануне великого праздника
Святой Троицы.
В этот день Святая Церковь
призывает вспомнить о своих усопших родных и близких, о том, что наши молитвы
могут помочь им после телесной кончины в смягчении их посмертной участи, в
достижении цели каждого христианина – спасения души и блаженного пребывания с
Богом и Его святыми в Царствии Небесном.
…Святая Церковь, представляя нам
очень много случаев к молитве о наших близких, дорогих усопших и к поминовению
их по именам, вместе с тем в своих заупокойных песнопениях и молитвах постоянно
поучает нас одновременно молить Господа и об упокоении всех преждепочивших
православных христиан. Этим она напоминает нам, что кроме любимых наших
сродников и друзей у нас есть еще множество братии во Христе, которых мы, и не
видавши их, должны любить, о которых, даже и не зная их имен, мы должны
молиться. Так устанавливает она и старается поддержать такой порядок, при
котором молитва о каждом православном христианине будет непрестанно возноситься
даже и тогда, когда не останется в живых никого из лично знавших его, когда
забудется на земле имя его, — молитва о нем будет непрестанно возноситься до
скончания века (Свят. Афанасий (Сахаров). «О поминовении усопших по Уставу
Православной Церкви»).
«Никто не поленится помянуть
своих родителей; но поминать надо и всех православных христиан, и не в этот
только день, а во всякое время, на всякой молитве. Сами там будем, и
понуждаемся в молитве этой, как бедный в куске хлеба и чаше воды. Помни, что
молитва об усопших и сильна общностью - тем, что идет от лица всей Церкви.
Церковь дышет молитвой. Но, как в естественном порядке, при беременности мать
дышет, а сила дыхания переходит и на дитя, так и в благодатном порядке Церковь
дышет общею всех молитвою, а сила молитвы переходит и на усопших, содержимых в
лоне Церкви, которая слагается из живых и умерших, воюющих и торжествующих. Не
поленись же на всякой молитве усердно поминать всех отшедших отец и братий
наших. Это будет от тебя им милостыня» (Свят.Феофан Затворник).
Молитва о усопших
Боже духов и всякия плоти, смерть
поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый; Сам, Господи,
упокой душу усопшаго раба Твоего (усопшия рабы Твоея или усопших раб Твоих),
[имя рек], в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже
болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное им (ею или ими),
словом, или делом, или помышлением, яко благ и человеколюбец Бог прости. Яко
несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо Един без греха, правда Твоя,
правда во веки, и слово Твое истина.
Молитва за всякого
усопшего
Помяни, Господи Боже наш, в вере
и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), яко
Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и
прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня
геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных
любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и
Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троицу и
Троицу в Единстве православно даже до последняго своего издыхания исповеда.
Темже милостив тому буди, и веру яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими
яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси
кроме всякаго греха, и правда Твоя правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и
щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу,
ныне и присно и во веки веков. Аминь.