«Дево Безневестная / и Мати Всечистая, /
приемши от Архангела благовещение, / со тщанием востекла еси в Горняя, / и
целовавши южику Твою, всечестную Елисаветь, / Материю Господа от сия наречена
была еси, / и возвеличила возвеличившаго Тя Господа: / Благословенна Ты в
женах, / и благословен Плод чрева Твоего» (тропарь в день Похвалы Пресвятыя Богородицы
- Субботы Акафиста)
18/31 марта – Суббота 5-й седмицы
Великого поста – Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). В этот день
на утрене читается акафист Божией Матери в память Ее заступничества и
избавления Константинополя в дни Великого поста от авар в 626 г. (в этот день – единственная
форма соединения обычной службы с акафистом, предусмотренная в церковном уставе:
весь акафист прочитывается в четыре приема, каждый раз по 3 икоса и 3 кондак; каждое
чтение начинается и заключается пением кондака Взбранной Воеводе и на
каждое чтение священнослужители выходят через царские врата на середину храма).
Само празднование установлено в
IX веке за неоднократное избавление Константинополя от нашествия врагов (авары
в 626 г.,
персы — в 677 г.,
арабы — в 717 гг.), совершённое благодаря заступничеству Богородицы.
Со спасением Константинополя в 626 г. от нашествия персов и
варваров, в том числе и от скифов (возможных предков россов) связано и
происхождение кондака Взбранной воеводе,
который изначально являлся частью самого первого акафиста, написанного в честь
Богородицы. Этот акафист был впервые прочтён ночью в Влахернском храме после
чудесного избавления города от неприятельского флота, осаждавшего город в 860
году, который был уничтожен по преданию бурей, поднявшейся после того как в
море опустили Ризу Пресвятой Богородицы.
Изначально празднование
совершалось только в Константинополе в Влахернском храме, где хранились
чудотворная Влахернская икона Божией Матери, написанная, по преданию,
евангелистом Лукой, и предметы, связанные с её земной жизнью — Риза и Пояс.
Позднее праздник был внесён в Студийский устав, а потом и в церковные Богослужебные
книги, став общим для Восточной церкви. Канон к этому празднику был написан в
IX веке Иосифом Студитом.
А главной темой иконы этого дня –
Похвалы Богородицы – является прославление Девы Марии, ставшей Матерью
воплотившегося Бога. В основу иконографии положены слова песни канона пророкам,
составленного в VIII веке Константинопольским патриархом Германом: «Свыше
пророцы Тя предвозвестиша, Отроковице: стамну, жезл, скрижаль, кивот, свещник,
трапезу, гору несекомую, златую кадильницу и скинию, дверь непроходимую,
палату, и лествицу, и престол Царев». На основе этой песни на иконах изображают
следующих ветхозаветных пророков: Иакова с лестницей, Моисея с Неопалимой
Купиной, Валаама со звездой, Гедеона с руном, Иезекииля с вратами, Иеремию со
скрижалью, Исаию с клещами и углём, Иессея и Аарона с процветшими жезлами,
Давида и Соломона с макетами Иерусалимского Храма, Даниила и Аввакума с горами.
Древнейшей иконой Похвалы
Богоматери в России является икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из
московского Успенского собора, созданная греческим мастером во второй половине
XIV века...
«Христиане! Чем совершеннее
удостоверяемся мы, что слава Богоматери в Церкви есть устроение Божие и что наш
долг - ублажать и прославлять Ее есть определение Божие: тем
тщательнее, тем вернее должна быть исполнена эта обязанность наша.
Ублажаем Приснодеву. Искренно ли?
Не с лестию ли? Презренна лесть и между живущими на земле, которых впрочем она
иногда обманывает; но живущую на небе и видящую во свете всевидящего Бога и
обмануть невозможно. Скажут: возможно ли льстить там, где самая высокая похвала
остается ниже своего предмета? Отвечаем: льстим, если хвалим то, чего внутренне
не уважаем. Итак: ублажая Приснодеву, чтим ли девство? Уважаем ли целомудрие?
Храним ли чистоту? Ненавидим ли нечистоту? Ревнуем ли о своем очищении?
Ублажаем в Храме Преблагословенную
Матерь Божию: но не делают ли противного сему некоторые дома? Не оскорбляют ли
благословенных имен отца и матери дети - неповиновением или непочтительностью?
а и сами родители - пренебрежением родительских обязанностей и добродетелей?
Прославляем в Храме высокую в
смирении, глубокую в молчании Мариам: но не там же ли с нами наша гордость,
наше тщеславие, наша суетность, наша разсеянность к празднословию? И молва
страстей не заглушает ли в нашем сердце славословий наших устен?
С Елизаветою блажим веровавшую и
чрез то введшую в мир Начальника веры, чудимся Богоблагодатной, величаем
чудодействующую: но тщательно ли храним безценный залог веры, которая и нас
может привести к блаженству? Ищем ли благодати, не говорю - видимо
чудодейственной, которая не всем дается, как и не для всех нужна, но благодати
внутренне возрождающей, созидающей в нас сердце чистое, обновляющей в нас дух
правый, соделывающей нас новою во Христе тварию? Не живем ли, напротив,
небрежно и безпечно в растлении природы, в ветхом человеке, в делах плоти, в
заботах или забавах мира, с праздным именем веры неоплодотворенной любовью и
добрыми делами и потому не могущей ни родить в нас блаженства внутреннего, ни
возродить нас в блаженство небесное?
Не красна похвала в устах
грешника. Если желаем достойно ублажать Пресвятую Матерь Божию: то да возлюбим
всем сердцем Ея достоинства и добродетели; возлюбив, да поревнуем, по
возможности, в жизни следовать тому, что мыслию и словом ублажаем. В таком
расположении утвердиться да поможет нам Сама ублажаемая нами, данною Ей
благодатию и могущественными Ея молитвами к Сыну Ея и Богу, Единосущному и
прославляемому со Отцем и Святым Духом, во веки.
Радостно, с праведною Елисаветою,
можем сказать и мы: откуду нам сие, да приидет Мати Господа нашего к нам? (Лк.1,43).
Какой это незаслуженный и по недостоинству нашему неожиданный дар, что мы имеем
сродную нам по естеству Матерь Господа нашего, и что Сам Господь дивно
приблизился к нам, приискренне приобщившись нашего естества, наших немощей и
наших болезней, кроме греха, даже нашей смерти, чтобы, приняв оные на Себя,
взамен того подать нам жизнь и силу, чтоб нашей вере не далеко и не трудно было
искать Господа нашего и обретать Его благодать, - при предстательстве Матери
Его, Матери света, любви и милосердия?!» («Долг христиан ублажать и прославлять
Богоматерь». Свят.Филарет (Дроздов) «Слава Богоматери»).
Будем же стараться быть всегда истинными православными
христианами, достойными детьми Небесной Матери, и Божия Матерь всегда будет
нашей верной Споспешницей и теплой о нас Молитвенницей!
«Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых,
благодарственная восписуем Ти раби Твои Богородице: но яко имущая державу
непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся Невесто
Неневестная» (кондак, гл.8)