«Благословен еси Христе Боже наш, Иже
премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче
слава Тебе» (тропарь праздника, гл.8)
21 мая/3 июня – ДЕНЬ СВЯТОЙ
ТРОИЦЫ, ПЯТИДЕСЯТНИЦА, в который воспоминается и прославляется сошествие
Святого Духа на апостолов в виде огненных языков (Деян.2,1-4).
Название Пятидесятницы этот
праздник получил, во-первых, потому, что он праздновался еще в ветхозаветной
Церкви, во-вторых, потому, что этот праздник приходится на 50-й день после
Воскресения Христова. Сошествие Святого Духа на апостолов есть «свершение» Нового,
вечного Завета Бога с человеком.
Дух Святой в день Пятидесятницы
явился в мир видимым образом и ощутительно для человеческой души — с дарами
спасающей благодати.
В день Пятидесятницы на общество
учеников, как начало Церкви Христовой, сошел Святой Дух, и оно стало как бы
единым телом, оживленным душой. С этого времени Церковь Христова стала расти
через усвоение и присоединение к себе других душ.
Чрезвычайное благодатное действие
произвел Дух Святой на учеников Христовых и апостолов: они совершенно
переменились, стали как бы другими людьми; они почувствовали в себе такую
любовь к Богу и людям, о какой раньше представления не имели. Это было излияние
любви Христа в их сердца Духом Святым. Они почувствовали в себе силу и
дерзновение все делать, всю жизнь отдать для славы Божией и спасения людей.
…Святой Дух приводит в бытие и
оживотворяет всю тварь; в Нем все живет и движется: «вся бо созданная яко Бог
Сый укрепляет, соблюдает во Отце Сыном же».
Святым Духом подаются глубина
дарований, богатство славы, Боговедения и премудрости. Им подается всем
источник Божественных сокровищ, святость, обновление, обожение, разум, мир,
благословение и блаженство, ибо Он есть Жизнь, Свет, Ум, Радость, Любовь и
Благость. «Вся подает Дух Святый, точит пророчествия, священники совершает,
некнижныя мудрости научи, рыбари Богословцы показа, весь собирает собор
церковный...».
В день Пятидесятницы впервые
явственно открылась тайна Божественного Существа, тайна Святой Троицы. Догмат о
Святой Троице является основным в христианстве. Он объясняет все дело
искупления грешного человечества. На вере в Триединого Бога зиждется все
христианское вероучение.
Все наше Богослужение —
общественное и частное – начинается с прославления Пресвятой Троицы. Молитвы ко
Святой Троице сопровождают человека от появления его на свет до смерти. Первые
слова, которые Церковь обращает к только что родившемуся младенцу, — «Во имя
Отца, и Сына, и Святаго Духа». В таинстве Крещения Церковь возрождает младенца
«во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». В таинстве Миропомазания полагается на
него «печать дара Духа Святаго». С отроческого возраста кающемуся отпускаются
на исповеди грехи его «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Во имя Святой
Троицы совершается таинство Брака. Наконец, молитва иерея при погребении
усопшего: «Яко Ты еси Воскресение...» заканчивается обращением ко Святой
Троице.
Праздник Пятидесятницы, по словам
церковных песнопений, есть праздник «попразднственный», конечный. Он есть
завершение всех великих праздников — от Благовещения Пресвятой Богородицы, до
Пасхи и Вознесения Господа нашего Иисуса Христа. Праздник Пятидесятницы есть
славный конец долгого, крестного, тернистого пути спасения мира Богочеловеком
Христом, день рождения Церкви Христовой, в ограде которой совершается спасение
людей благодатью Святого Духа.
К особенностям службы
Пятидесятницы в этот день – это то, что Великая вечерня в день Пятидесятницы
обычно совершается сразу же после литургии. На вечерне к обычным прошениям
великой ектении присоединяются особые прошения - три молитвы св. Василия
Великого с коленопреклонением (колена преклоняются впервые после Пасхи).
Священник читает их в царских вратах на коленях, лицом к народу:
в первой молитве, возносимой Богу
Отцу, верующие исповедуют свои грехи, испрашивают прощения их и благодатной
небесной помощи против козней вражиих;
во второй молитве верующие просят
дарования им Духа Святого, наставляющего и укрепляющего их в соблюдении заповедей
Божиих для достижения блаженной жизни;
в третьей молитве, обращенной к
Сыну Божию, исполнившему все смотрение (домостроительство) спасения
человеческого рода, Церковь молится об упокоении усопших отцев и братий наших.
Вечерня в день Пятидесятницы совершается
сразу после литургии для того, чтобы народ в трезвенном и благоговейном
состоянии, не расходясь по домам, присутствовал при чтении на вечерне указанных
возвышенных молитв св. Василия.
С древних времен сохраняется
обычай в праздник Пятидесятницы украшать храмы и жилища зеленью (ветвями
деревьев), растениями и цветами. Этот обычай был соблюдаем еще с ветхозаветной
Церкви в праздник Пятидесятницы (Лев.23,10-17; Числ.28,26). Очевидно, так была
убрана и Сионская горница, где Дух Святой в день Пятидесятницы сошел на
апостолов. С того времени, по обычаю апостолов, и христиане украшают храмы и
дома зелеными древесными ветвями и цветами. Эти украшения напоминают также ту
священную дубраву, где патриарх Авраам удостоился принять Триединого Бога под
видом трех странников.
Вместе с тем, деревья и цветы
вечно обновляющейся природы указывают нам на таинственное обновление душ наших
силою Святого Духа, служат напоминанием и призывом к духовному обновлению и к
жизни во Христе, Господе и Спасителе нашем.
Итак, мы должны взирать на
сошествие Святаго Духа не только как на чудо, прославившее Апостольскую
церковь, но и как на событие, существенно сопряженное с делом нашего спасения.
Настоящее торжество не есть простое воспоминание прошедшаго, но продолжение
Апостольскаго приготовления к приятию Духа, непрестанно дышащаго, идеже хощет.
«О, несравненное счастие быть
сосудом, жилищем, орудием Духа Божия! О, блаженство на земли небесное! О,
таинство, в котором сокрывается все, чего ищет дух человеческий, и о чем вся
тварь совоздыхает и сболезнует (Рим.8,22)! Но, Господи! кто верова слуху
нашему, и мышца Господня кому открыся? Плоть и кровь не являют (Матф.16,17)
сего таинства: мир думает, что и на небесах дышат духом мира, и, столь
многократно слыша глаголющих языком Духа Твоего, доселе, так же, как прежде,
ругается: вином исполнени суть.
Но доколе Бог сохраняет бытие
наше, христиане, и благоденствие Церкви Своей, дотоле мы не можем сомневаться,
что Дух Божий в ней пребывает. Также, как при создании мира, Он ношашеся верху
воды, носится Он и ныне, при продолжающемся возсоздании человека, над бездною
разстроеннаго естества нашего и животворящим осенением оплодотворяет его к
благодатному «возрождению». Предадим себя Его всесильному действию; преведем к
нему наши мысли и желания от смешения плоти и мира; воззовем из глубины
отпадения нашего, да снидет на нас и Своею благодатию, ходатайством Искупителя
нам приобретенною, очистит, просветит, обновит, освятит и спасет, Благий, души
наша. Аминь» (свят.Филарет Московский).
В этот день
Высокопреосвященнейший архиепископ Ростислав совершит Божественную Литургию вкупе
с Великой вечерней и чтением коленопреклоненных молитв, а на следующий день – в
День Святаго Духа – молебен о призывании Духа Святого на всякое доброе дело и помощи
Божией в будущее строительство часовни в честь св.Архистратига Божия Михаила и
Небесных Сил бесплотных Волгоградско-Казанской епархии ИПЦ (http://kazvolga.ucoz.ru/index/struktury/0-8).
Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от
Отца послал еси Божественным учеником Твоим!
С празднеством всех православных христиан!