Для утешения и подкрепления
верующих среди подвигов святой Четыредесятницы в четвертую ее неделю
продолжается поклонение Животворящему Кресту; оно совершается в понедельник,
среду и пятницу этой седмицы. В пятницу, по окончании Часов и после обычного
поклонения и лобзания, Крест благоговейно и торжественно препровождается в
алтарь. От поклонения Кресту вся четвертая седмица называется Средокрестною и
Крестопоклонною. В эту седмицу Церковь назидает нас при Богослужении между
прочим песнопениями, преданными ей от Иосифа и Феодора Студитов и Феофана
Исповедника.
Благоговея пред Животворящим
Крестом и призывая нас на поклонение ему, Церковь в четвертую седмицу взывает: «Святая
сия и светоносная седмица предлагает миру всечестный Крест: приидите
поклонитеся со страхом и любовию. Божественный и всечестный Крест есть для нас
сокровище освящения и силы. Он испущает световидное сияние благодати и, как
источник кипит божественными дарованиями: он утоляет прегрешения, разрешает
болезни. Только водрузилось древо Креста Христова: поколебались основания
смерти. Поклонимся Кресту Господню».
Примером Господа, смирившего Себя
до смерти Крестной, Церковь по достижении средины св.поприща поста особенно
внушает нам иметь смирение, которое по мере преспеяния в благочестии становится
необходимее, дабы гордостью и возношением фарисейским не затмить совершенных
подвигов благочестия и не потерять оправдания пред Богом, взирающим не только
на деяния наши, но и на помышления. Для этого Церковь в четвертую седмицу
Четыредесятницы многократно напоминает о смирении мытаревом и превозношении
фарисеевом. «Не возвышайся добродетелями и не осуждай ближнего, как
велехвальный фарисей, считая себя праведным; но в смиренном помышлении о своих
согрешениях возопи, как мытарь: Боже, очисти мя грешного и спаси мя». Святой
Амвросий Медиоланский в 4 веке в преполовение Четыредесятницы говорил: «Возблагодарите,
братии, божественное милосердие за то, что оно дало вам благополучно достигнуть
половины Четыредесятницы. Но за этот дар достойно возблагодарить Господа могут
только те, которые доселе старались жить так, как они научены в начале Четыредесятницы,
т.е. те, которые старались испросить себе отпущение грехов ежедневными постом,
милостынею и посещением Церкви. А что касается до тех, кои небрегли о всем
этом, т.е. не постились ежедневно, не творили милостыни, не прилежали к молитве
или молились без сокрушения сердечного: то эти должны не радоваться, а скорбеть
и плакать».
В субботу четвертой недели поста
Церковь чтением Апостола поучает нас любви и благотворению ближним и быть
ревностными в добродетели до конца (Евр.6,9-12); а чтением Евангелия благовествует
об исцелении глухонемого прикосновением и словом к нему Иисуса Христа
(Мк.7,31-51).
В воскресный день четвертой
недели Православная Церковь между прочим поучает совершающих поприще покаяния и
умиления евангельскою притчею о впавшем в разбойники, изъясняемою в священных
песнопениях. Впавшему в разбойники подобен каждый, впавший в грехи, которые,
как разбойники, причиняют глубокие язвы душе нашей и оставляют ее едва живой.
На раны души нашей возливает спасительный елей Господь наш Иисус Христос, пришедший
в мир грешных спасти.
Особенно в воскресный день
четвертой недели Великого поста Церковь назидает постящихся примером святого
Иоанна Лествичника, подобно нам, обложенного некогда немощью плоти, но который «постом,
бдением и молитвою сделался и в телеси яко Ангел», и опыт великих подвигов
своих для наставления шествующих путем его изложил в сочинении «Лествица рая»,
состоящая из тридцати степеней, возводящих на высоту духовного совершенства.
Эта книга, по выражению Церкви, «приносит присноцветущие плоды учения,
услаждающего сердца с трезвением внемлющих: лествица бо есть души возводящая от
земли к небесной и пребывающей славе».
(Прот. Г.С.Дебольский. Дни Богослужения Православной Церкви. 1901 г. Четвертая неделя
Великого поста)