По царском входе Своем в
Иерусалим Иисус Христос до самой смерти Своей ежедневно бывал во храме
Иерусалимском, творя чудеса и преподавая спасительное учение. Во храм
Иерусалимский для слушания Господа ежедневно стекался народ с самого утра
(Лк.21, 37-38). В это время Спаситель между прочим произнес слова: «внемлите
себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пианством и печальми
житейскими: бдите убо на всяко время молящеся, да сподобитеся избежати всех сих
хотящих быти, и стати пред Сыном человеческим» (Лк.21,34-36). Таким образом,
дни перед Пасхой Сам Господь освятил Своим ежедневным пребыванием и Своею
всенародною проповедью Евангелия во храме Божием и заповедью благоговейно
бодрствовать преимущественно во дни Страстной недели, в которые эта заповедь
произнесена, и наконец прославил Своими спасительными страданиями и смертью
(Лк.19,47).
Апостолы, благоговея к великим
событиям смерти и Воскресения Господа, по Вознесении Его на небеса, начали
праздновать Великую неделю страданий, смерти и Воскресения и всем верующим
заповедали хранить ее.
Согласно с примером и учением Господа
нашего Иисуса Христа, Православная Церковь со времен апостольских дни Страстной
недели посвящает особенному благоговению и называет седмицею Страстною и
Великою. «Великою она называется, - говорит св.Иоанн Златоуст, - не потому, что
дни ее дольше или их больше числом; но потому, что во дни ее совершены Господом
нашим великие дела. В эту Великую неделю разрушено долговременное царство
дьявола, истреблена смерть, низложен сильный, расхищены его орудия, побежден
грех, снято проклятие, отверст рай, небо сделалось доступно человекам. Люди
соединились с Ангелами, разрушено средостение, преграда удалена, и Бог мира
примирил небесное и земное. Поэтому она называется Великою неделей». Подобно
Господу, ежедневно пред своими страданиями пребывавшему в храме Иерусалимском
для молитвы и проповеди Евангелия, и по заповеди и примеру апостолов, древние
христиане проводили Страстную и Великую неделю с особенным благочестием, каждый
день собираясь в храм Божий для молитвы и слушания пастырских поучений.
Евсевий, упоминая о священных бдениях древних христиан в Страстную неделю,
повествует, что однажды Наркисс, епископ Иерусалимский, живший в конце II и начале III века, во
время бдения в один из дней Великой недели, по недостатку елея в кадилах,
повелел наполнить их водою, которая по благословении от святителя, при влиянии
в лампады, божественною силою чудесно превратилась в елей. Святой Епифаний,
архиепископ Кипрский, живший в IY
веке, говорит: «У нас во дни Страстной седмицы бывают возлежания на земле,
омовения, удручения, сухоядение, молитвы, бдения и посты. Иные эту священную
седмицу всю проводят без пищи, иные вкушают в некоторые только дни, а иные
вечером». Св.Иоанн Златоуст Великую седмицу называет всенародным праздником, в
который «все собираются для общественного Богослужения, многие усугубляют свои
благочестивые подвиги: иные увеличивают пощение, другие священные бдения, иные
творят обильнейшую милостыню, и таковым усердием к благим делам и сугубым
благочестием свидетельствуют о великости благодеяний, оказанных нам от Бога.
Как в то время, когда Господь воскресил Лазаря, все бывшие в Иерусалиме вышли в
сретение Ему и свидетельствовали, что Он воскресил четверодневного, и это
усердие встретивших Господа было доказательством чуда, Им совершенного: так и
настоящее усердие к делам благочестия в Великую седмицу служит свидетельством о
великих делах, совершенных в нее Иисусом Христом. Сегодня исходим мы во
сретение Христу не из одного города и не из Иерусалима только, но отовсюду во
всей вселенной исходят бесчисленные собрания верующих во сретение Иисусу, не с
пальмовыми ветвями, но с добродетелию, милостынею, человеколюбием, постом,
слезами, молитвами, бдениями и всяким благочестием». Посему, кроме ежедневного
участия в общественном Богослужении, кроме молитвенных бдений, поста и других
подвигов благочестия, древние христиане в Великую неделю мучений Господа, Своими
спасительными страданиями явившего роду человеческому неизреченные благодеяния,
старались быть особенно благотворительны и щедры к ближним, нуждавшимся в
помощи. Действительно, богатые в Великую неделю уделяли щедрую милостыню
бедным; владельцы давали рабам своим отдохновение от трудов, и даже свободу,
поступая по духу апостольских правил, внушающих праздновать Страстную неделю
всем - рабам и свободным. Цари в эту неделю прощали узников, если они виновны
были не в уголовных преступлениях. Места присутственные прекращали
судопроизводство, считая неприличным на святые и великие дни страдания и смерти
Господа производить дела осуждения и наказания. «Не мы только почитаем
Страстную неделю, - беседовал некогда св.Иоанн Златоуст, - но наши цари, даруя
во время ее свободу от дел всем, находящимся в общественной службе, чтобы они в
дни Страстной недели, прекратив свои занятия, проводили эти дни в духовном
служении Богу. Поэтому в Страстную неделю запираются двери судилищ; да
прекратится, говорят, всякое недоумение и всякий вид прения и наказания; да
успокоятся руки служителей казни. Благодеяния Господа соделаны для всех: да
будет же и от нас оказано хотя некоторое благодеяние рабам. Эта неделя почтена
не только таким усердием и такою честию, но и другою не меньшей. Во время ее
рассылаются царские грамоты для освобождения узников. Как Господь наш своим сошествием
в ад освободил одержимых смертию (1 Пет.3,19): так исполнители воли Его на
земле, по силам своим и подражая человеколюбию Господа, разрешают видимые узы,
будучи не в силах разрешить духовных». Таким образом древние христиане, святя
Великую неделю страданий и смерти Господа, с благоговением приготовлялись «поклонитися
и святому Воскресению Его», подобно древним израильтянам, которые пред Пасхою
своею совершали обрядовое очищение (Ин.11,55).
Подражая первенствующей Церкви, и
Церковь Православная доселе проводит Великую Страстную неделю с особенным
благоговением. Вступая в подвиги Страстной седмицы, Церковь взывает: «От ветвий
и ваий, как от Божественного праздника, в Божественный прешедше праздник,
стецемся вернии к честному и спасительному таинству Христовых страстей, и Сего
видим терпяща за нас страсть вольную».
Приемля живое участие в
страданиях Иисуса Христа, сообразуясь смерти Его (Флп.3,10), святая Церковь в
седмицу страданий и смерти Его облекается в темные одежды, и действия свои
согласует со своими печальными воспоминаниями. При Богослужении на Страстную
седмицу Церковь особенно произносит благовестия евангелистов.
В первые три дня Страстной недели
Церковь совершает одинаковое Богослужение - великое повечерие, утреню и
Литургию преждеосвященных даров. В целом своем состав Богослужения Страстной
недели продолжительнее и торжественнее ежедневного великопостного Богослужения.
Богослужением Страстной недели
Церковь делает нас участниками Крестного пути Христова и призывает нас особенно
на подвиг духовного бодрствования сообразно с заповедью Господа: иже хощет по
Мне ити, да отвержется себе и возьмет крест свой, и произнесенной Господом пред
Его страданиями: да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством и
печальми житейскими (Лк.21,34). Побуждая нас в Страстную седмицу особенно к
духовному бодрствованию и деланию добра со Спасителем, Церковь в великие дни
этой седмицы произносит умилительную песнь: «Се Жених грядет в полунощи, и
блажен раб, Его же обрящет бдяща: недостоин же паки Его же обрящет унывающа.
Блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши». В три
первые дня седмицы Церковь постановила прочитывать при Богослужении весь
Псалтырь, кроме 118 псалма, отнесенного к Великой Субботе, и этим чтением
изображает нам живые ожидания древними Искупителя и вводит нас в сознание
глубокого падения природы человеческой, чающей оправдания только свыше.
Сопровождая Господа на вольные
страдания и смерть, Церковь на утрене, на Часах и Литургии многократно
произносит благовестия евангелистов об Иисусе Христе и этой радостной вестью и
на крестном пути до Голгофы облегчает верующим следовать за Грядущим на вольную
страсть. В первые три дня Страстной недели Церковь постановила благовествовать
верующим среди храма на Часах глаголы всех евангелистов о жизни, учении и
деяниях Господа, - начинать это благовестив с рождества Его по плоти,
продолжать до вольных Его страданий и смерти. Этим продолжительнейшим
благовестием о земной жизни Иисуса Христа Церковь всенародно свидетельствует, что
Он есть Богочеловек - Ходатай Бога и людей, и что он пострадал и умер невинно и
добровольно для нашего спасения, потому что Его учение и дела, о которых
благовествует Евангелие, самые благотворные для людей и должны возбуждать во
всех благоговение и благодарность к Нему.
Постановление Церкви совершать
чтения Евангелия в продолжение первых трех дней Страстной седмицы восприняло
начало свое с древних времен. В IY
веке св.Иоанн Златоуст указывает на это постановление в беседе своей на Великую
Пятницу. Хотя в этой беседе, судя по времени, к которому она относится,
святитель упоминает о чтении Евангелия собственно в Великий Пяток, но вероятно,
указывает в ней и на чтение Евангелия в первые три дня Страстной седмицы,
потому что он говорит в беседе: по благодати Святого Духа установлено у нас
прочитывать во всенародный праздник, именно в великий вечер Пасхи, о всех
деяниях Господа. В Великий же Пяток Церковь благовествует о последних событиях
земной жизни Иисуса Христа.
Из пророчеств об Иисусе Христе
избрано для 6-го часа настоящих дней одно видение одушевленной колесницы у
Иезекииля, - в понедельник (Иез.1,1-20); во вторник (Иез.1,21-2,1); в среду
(Иез.2,3-3,3). Нетрудно уразуметь, что подобный Сыну человеческому, восседящий
на многоочитой Херувимской колеснице, есть не кто другой, как правитель Церкви
и Господь всего мира Сын Божий. Но где является Владыка неба и земли пророку?
При реке Ховар, посреди пленения является Он как вождь и защитник своего народа
и посылает проповедь покаяния. Так посреди пленения всемирного явился Он и в
дни своего истощания, и воссиял свет сидящим в сени смертной, принес жизнь
узникам смерти и послал во весь мир многих проповедников спасения. Что приемлет
пророк из рук явившегося ему божественного мужа? Свиток книжный, весь
исписанный рыданием, жалостию и горем, но который в устах пророка был сладок,
как мед. Не показывает ли и это, что рука, подавшая свиток, была рука Спасителя
мира? Только Он, испивший всю горесть наших бедствий, делает для истинных
последователей своих все страдания и горести сладкими, спасительными.
На вечерне в первые четыре дня
Страстной седмицы Церковь произносит паремии из книги Исхода, знаменательно
изображающие состоянием тяжелого рабства и событием избавления евреев от
рабства египетского духовное наше рабство греху и смерти и избавление от этого
рабства Иисусом Христом. А другую паремию из книги Иова, которого невинные
страдания были преобразованием невинных страданий Спасителя для спасения мира.
В Великий Пяток, в день глубокой
скорби об отнятии Небесного Жениха на страдания и смерть, Церковь постановила
хранить строжайший пост, предписывая не есть в Великий Пяток всем верующим,
исключая много немощных и престарелых, не могущих пребывать в таком посте. О
посте в Великий Пяток в Церковном Уставе говорится, что он установлен по
правилу апостольскому. Кроме того, в Церковном Уставе еще сказано: «И
правильное послание святейшего архиепископа александрийского Дионисия яве это
предпоставляет». Святой Дионисий, живший в конце III века, в своем каноническом послании
говорит: «После времени воскресения Господа нашего надлежит начинать
празднество и веселие, а до того постом смирите души: сие все согласно
признают. Два дня - Великие Пятницу и Субботу все проводят без пищи». Св.Иоанн
Дамаскин говорит: «Посмотри на весь круг вселенной, сколько тут весей, сколько
городов и мест, сколько людей, сколько островов, сколько рек и морей, сколько
морей и поколений, и варварских народов? - и все они ныне постятся ради креста,
умерщвляя страсти силою его; а у многих и по прошествии ночи подвиг поста не
оканчивается».
Все дни превосходит святая Четыредесятница,
но больше Четыредесятницы святая и Великая седмица (Страстная) и больше самой
седмицы Страстной есть – Великая и святая Суббота. Ибо как в первом
миротворении Бог, создав все твари и в шестой день окончательно сотворив
человека, в седьмой день почил от всех дел своих и освятил его, наименовав
субботою, т.е. покоем: так и в делании умного творения, совершив все (дело
искупления), и в шестой день - Пяток, паки воссоздавши истлевшего грехом
человека и обновив его живоносным крестом и смертью, в настоящий седьмой день
Господь успокоился, уснув животоестественным и спасительным сном. Бог Слово
плотью снисходит во гроб, снисходит же ив ад (1 Пет.3,19-20) с естественной и Божественной
душой, чрез смерть отделившеюся от тела и преданною им в руки Отца, Которому Он
принес и кровь Свою, сделавшуюся нашим избавлением. Но душа Господня во аде не
была удержана, подобно душам святых, ибо она не подлежала прародительской
клятве. Вселился Господь наш Иисус Христос во гробе телесно и с Божеством,
соединившимся с плотью: но в то же время Он был и в раю с разбойником, и, как
прежде сказано, в аду с обнаженной своей душой, преестественно же был как Бог
неописанный, неограниченный: «ничто же бо Божеству во гробе страждущу, яко же
ниже на кресте». Испытало Господне тело и тление, т.е. разрешение души от тела,
но не разрушение плоти и членов и совершенную порчу их. Святое тело Господне
Иосиф, сняв с древа, погребает в новом гробу и в вертограде, над входом гроба
полагает весьма великий камень. Отселе ад содрогается и изумляется, ощутив
могущественнейшую силу; и в скором времени он, неправедно поглотивший, изрыгает
и Христа, - твердейший и краеугольный камень, - и тех, которых заключал во
чреве своем, как снедь и наслаждение для себя. «Разрешения в стихии, из которых
составлено, и исчезновения не потерпело тело Господа», - говорит святой Иоанн
Дамаскин…
(С использованием источника:
Прот.Г.С.Дебольский. Дни Богослужения Православной Церкви 1901 г.)