23 июля/5 августа – особо чтимые
иконы Божией Матери «Почаевская» и «Всех Скорбящих Радосте».
«Пред святою Твоею иконою, Владычице, / молящиися
исцелений сподобляются, / веры истинныя познание приемлют / и агарянская нашествия отражают./ Темже и нам, к Тебе
припадающим, / грехов оставление испроси,/ помыслы благочестия сердца
наша просвети / и к Сыну Твоему молитву вознеси // о спасении душ
наших» (Тропарь Божией Матери пред иконой Её
Почаевской, гл.5)
«Не имамы иныя помощи, / не имамы иныя надежды, /
разве Тебе, Владычице, / Ты нам помози: / на Тебе надеемся / и
Тобою хвалимся, / Твои бо есмы раби, // да не постыдимся» (Кондак
Божией Матери пред иконой Её «Всех Скорбящих Радосте», гл.6)
Почаевская икона Божией Матери
принадлежит к числу наиболее чтимых святынь Православной Церкви. Она известна
всему славянскому миру: ее чтут в России, в Боснии, Сербии, Болгарии и других
местах. Наряду с православными на поклонение чудотворному образу Пресвятой
Богородицы приходят и христиане других исповеданий. В Почаевской Лавре, древнем
оплоте Православия, чудотворная икона пребывает около 400 лет. Чудеса,
проистекающие от святой иконы, многочисленны и засвидетельствованы в
монастырских книгах записями верующих, с молитвою обращавшихся об избавлении от
неизлечимых недугов, освобождении от плена и вразумлении грешников.
Празднование в честь Почаевской
иконы Божией Матери 23 июля было установлено в память избавления Успенской
Почаевской Лавры от турецкой осады 20-23 июля 1675 года.
Летом 1675 года во время
Збаражской войны с турками, в царствование польского короля Яна Собесского
(1674-1696), полки, состоящие из татар, под предводительством хана Нурредина,
через Вишневец подступили к Почаевской обители, обступив ее с трех сторон.
Слабая монастырская ограда, как и несколько каменных зданий обители, не
представляла никакой защиты для осаждаемых. Игумен Иосиф Добромирский убедил
братию и мирян обратиться к небесным заступникам: Пресвятой Богородице и
преподобному Иову Почаевскому. Иноки и миряне усердно молились, припадая к чудотворному
образу Божией Матери и к раке с мощами преподобного Иова. Утром 23 июля с
восходом солнца татары держали последний совет о штурме обители, игумен же
велел петь акафист Божией Матери. С первыми словами "Взбранной
Воеводе" над храмом внезапно явилась Сама Пречистая Богородица,
"омофор белоблистящийся распуская", с небесными ангелами, держащими
обнаженные мечи. Преподобный Иов находился близ Божией Матери, кланяясь Ей и
молясь о защите обители. Татары приняли небесное воинство за привидение, в
смятении стали стрелять в Пресвятую Богородицу и преподобного Иова, но стрелы
возвращались назад и ранили тех, кто их пускал. Ужас охватил неприятеля. В
паническом бегстве, не разбирая своих, они убивали друг друга. Защитники
монастыря устремились в погоню и захватили многих в плен. Некоторые пленные
впоследствии приняли христианскую веру и остались в обители навсегда.
В 1721 году Почаев был занят
униатами. Однако и в это трудное для Лавры время монастырская летопись
зафиксировала 539 чудотворений от прославленной православной святыни. Во время
господства униатов, во второй половине ХVIII века, например, граф-униат Николай
Потоцкий стал благотворителем Почаевской Лавры по следующему чудесному
обстоятельству. Обвинив своего кучера в том, что взбесившиеся лошади
перевернули коляску, граф достал пистолет, чтобы убить его. Кучер, обратясь к
Почаевской горе, поднял руки вверх и воскликнул: "Матерь Божия, явленная в
иконе Почаевской, спаси меня!" Потоцкий несколько раз пытался выстрелить
из пистолета, никогда ему не изменявшего, но оружие делало осечку. Кучер
остался жив. Потоцкий немедленно отправился к чудотворной иконе и решил себя и
все свое имущество посвятить на устроение обители. На его средства построены
Успенский собор и братский корпус.
Возвращение Почаева в лоно Православия в 1832 году было ознаменовано
чудесным исцелением слепой девочки Анны Акимчуковой, пришедшей на поклонение
святыням с семидесятилетней бабушкой за 200 верст из Кременец-Подольска. В
память этих событий архиепископ Волынский священноархимандрит Лавры Иннокентий
(1832-1840) установил еженедельное, по субботам, чтение соборного акафиста
перед чудотворной иконой. Во время управления Лаврой священноархимандритом
Агафангелом, архиепископом Волынским (1866-1876) был устроен особый придел на
хорах Свято-Троицкой церкви в память победы над татарами, освященный 23 июля
1875 года.
Икона Божией Матери "Всех
скорбящих Радость" (с грошиками) прославилась в 1888 году в Петербурге,
когда во время страшной грозы молния ударила в часовню, но находившаяся в ней
святая икона Царицы Небесной осталась невредимой; к ней лишь прилепились мелкие
медные монеты (грошики), лежавшие перед иконой. На месте часовни в 1898 году
была построена церковь.
В этот день Высокопреосвященнейшим
архиепископом Ростиславом, в домовом храме в честь свят.Тихона, Патриарха
Московского и Всероссийского будет отслужен Канон молебный ко Пресвятой
Богородице, поемый во всякой скорби душевной и обстоянии.
Пресвятая Богородице,
спаси нас!
|