"Портал-Credo.Ru": Как Вы пришли к православной вере, что
этому предшествовало?
Митрополит Иоанн: Поначалу я не был православным, родился не в
православной среде, а в католической. Однако я не был сознательным католиком, а
"автоматически" стал им вслед за родителями. Находясь в Католической
Церкви, я много учился в разных местах, особенно тщательно изучал историю
Католической Церкви. Изучая ее, я увидел, что там преобладают политические
мотивы, а не евангельские, основанные на заповедях Спасителя.
Однажды я ехал куда-то вместе с
англиканским священником и мы разговорились о Православной Церкви. Мы пришли к
выводу, что православие имеет точно такую же апостольскую и каноническую
основу, как Церковь Запада, что она и есть Кафолическая Церковь на Востоке. Этот
священник хотел создать Православную Церковь, но в западной традиции. Я еще не
раз общался с этим священником, но он не смог ответить на большинство моих
вопросов, посоветовав обратиться к епископу. Я спросил: "А Вы знаете
епископа Восточной Церкви?" Он сказал: "Да". Я пошел к этому
епископу и познакомился с ним. Через несколько месяцев нашего общения я сказал
ему, что хочу быть священником Православной Церкви. Но он мне ответил, что
поскольку я не женат, то смогу исполнить свое намерение, лишь став монахом –
после присоединения к православию. И я решил: "Лучше быть настоящим
монахом в настоящей Церкви, чем ложным священником в ложной Церкви". Я
долго молился – и, в конце концов, принял монашеский постриг в Православной
Церкви и вскоре был рукоположен в сан диакона.
- Когда это было?
- В 1972 году. Оказалось, что в
Церкви, к которой я присоединился, была большая нехватка монахов в небольших
монастырях, и я был вскоре назначен игуменом одного из монастырей в Нью-Джерси,
где я до сих пор и живу. Игумен, как правило, уже имеет сан священника, поэтому
и я вскоре был рукоположен в этот сан. В 1976 году меня возвели в сан
архимандрита, а в 1989 году в возрасте 97 лет умер мой епископ, и я был избран
на его место.
- В какой юрисдикции все это происходило?
- В одной из независимых
Украинских Церквей в Америке. Наша юрисдикция в 1973 году вышла из-под омофора
Константинопольского Патриарха Димитрия, поскольку он признал примат Римского
Папы во Вселенской Церкви.
В начале 1990-х я уже стал
митрополитом Нью-Йоркским в этой украинской юрисдикции. А в 1997-м совершил
поездку к митрополиту Евлогию в Милан, где существует, как известно,
"Миланский Синод", ведущий свою иерархию от греков-старостильников.
Митрополит Евлогий назначил меня архиепископом своего Синода в Америке.
- Что Вы думаете о нынешнем положении православия в России?
- Я надеюсь, что именно Русская
Церковь сохранит православную веру. Сейчас наступает время, когда официальная
Московская патриархия идет на сближение с Ватиканом, возможно даже заключение
новой унии. Если это произойдет, то много людей отойдут от патриархии.
Константинопольский Патриарх
Варфоломей защитил докторскую диссертацию в Ватикане по римско-католическому
каноническую праву. Из этого видно, что чуть ли ни с самого своего детства он
делает все для того, чтобы подписать унию с Ватиканом. Тогда официальное
православие окончательно утратит свою идентичность.
- С какого времени Вы считали себя иерархом Истинно-Православной
Церкви?
- Вначале я предложил бы
разобраться с терминологией. Понятие "Истинно-Православная Церковь"
появилось в Греции в 1924 году, когда официальная Церковь там изменила
календарь с юлианского на григорианский. Те, кто не принял календарную реформу,
стали использовать термин "истинно-православные христиане", чтобы
показать свое отличие от новостильной Церкви. В России вскоре также появился
этот термин - для того, чтобы обозначить несергианскую Церковь. Эта Церковь
следовала указу Патриарха Тихона о децентрализации церковного управления.
Особенно явным отличие Истинно-Православной Церкви от официальной стало после
вступления последней в экуменическое движение.
- Почему Вы при том огромном выборе православных юрисдикций, который
существует в Америке, избрали именно Истинно-Православную Церковь?
- Потому что для меня важны
принципы. Если есть графин с вином, то не стоит туда наливать воды.
- Что для Вас является главным в Вашем служении?
- В данный момент для меня
главное то, что сделано сегодня: объединение четырех Истинно-Православных
Церквей разных стран. Мы все вместе хотим быть Истинной Церковью, чтобы
свидетельствовать всему православному миру, что мы объединяемся на основе
религиозных принципов, а не человеческих интересов. Мы готовы все вместе
анафематствовать экуменизм и противостоять союзу официального православия с
Папой. В 1999 г.
грузинский Патриарх Илия сказал, что тоже готов это сделать. Если он это
сделает, то мы надеемся воссоединиться и с ним. Напротив, Варфоломей
Константинопольский сказал, что разорвет общение с теми Церквами, которые анафематствуют экуменизм.
- Почему именно Константинопольский патриархат идет в авангарде борьбы
с ИПЦ?
- Это связано с событиями еще
Первой мировой войны: концом Оттоманской империи и приходом к власти Кемаля
Ататюрка. Ататюрк был одновременно мусульманином и масоном. Масонство внедрило
в его сознание убеждение, что все религии равны, и он продвинул на пост
Константинопольского Патриарха своего коллегу-масона. После этого масонство уже
не покидало пределов Константинопольского патриархата, и под влиянием этого
учения этот патриархат и хочет объединить все Церкви. Константинополь хочет
насадить вместо православного учения новое псевдоправославное единство.
- Расскажите о Вашем духовном наставнике.
- Влыдыка Феодор был великим
старцем – одним из тех святых, которые могут творить чудеса. Когда он
проповедовал - глаза у него начинали светиться божественным светом, и это было
заметно другим. Повинуясь некоему тайному Божию призыву, он отправился в
Мексику, где жил среди беднейших людей. Он собирал детей-сирот и занимался с
ними законом Божиим. Он был очень широко известен в Мексике, а о чудесах,
которые он там творил, я узнал уже после его смерти. Там, в Мексике, мы с ним и
познакомились, когда он проповедовал перед большой толпой мексиканцев.
Я знал одного епископа нашей
украинской тогда еще юрисдикции – Константина, - которому владыка Феодор
исцелил рак. После исцеления епископ прожил еще 18 лет, хотя поначалу врачи
давали ему лишь несколько месяцев. Владыка Феодор похоронен как раз в нашем монастыре,
в Нью-Джерси.
- Америка - протестантская страна. Считаете ли Вы протестантов
христианами, есть ли у Вас друзья среди них?
- Да, у меня много друзей среди
протестантов. Я считаю важной частью своего служения обрести как можно больше
друзей среди протестантов и среди последователей других религий - для того,
чтобы привести их в православие. Чаще всего, правда, к нам приходят из
католицизма.
Проповедуя протестантам, я
стараюсь обратить их внимание на глубину и полноту святоотеческого понимания
Библии, отсутствие которого дезориентирует многих людей и приводит к тому, что
протестантизм бесконечно делится и дробится на все новые и новые толки.
Беседовала Зоя Бардина, для "Портала-Credo.Ru"