«Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда
ад умертвил еси блистанием Божества. Егда же и умершия от преисподних воскресил
еси, вся силы небесныя взываху: Жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе. Слава: Благообразный Иосиф, с Древа снем
Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв
положи: но тридневен Воскресл еси Господи, подаяй мирови велию милость. И ныне: Мироносицам женам, при гробе
представ ангел вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чуждь.
Но возопийте: Воскресе Господь, подаяй мирови велию милость» (тропари на Бог
Господь, гл.2)
16/29 апреля 2012 г. – святых жен-мироносиц:
Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и
иных.
Святая Церковь в своем Богослужении
в 3-ю Неделю по Пасхе побуждает нас перенестись мысленно от Голгофы ко Гробу
Христову и Его Славному Воскресению, весть о котором удостоились воспринять
первыми святые жены-мироносицы. Кто они, эти святые жены-мироносицы: Мария
Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа, Мария, Сусанна и другие?
Мироносицы — это те самые
женщины, которые из любви к Спасителю Иисусу Христу принимали Его в своих
домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были
свидетельницами крестных страданий Христа. Это они затемно поспешили ко Гробу
Господню, чтобы помазать тело Христа миром, как это полагалось по обычаю
иудеев. Это они, жены-мироносицы, первыми узнали, что Христос Воскрес. Впервые
после своей крестной смерти Спаситель явился женщине — святой Марии Магдалине.
Этот праздник издревле чтился на
Руси особо. Родовитые барыни, богатые купчихи, бедные крестьянки вели строго
благочестивую жизнь и жили в вере. Основная черта русской праведности — особое,
чисто русского склада, целомудрие христианского брака как великого Таинства.
Единственная жена единственного мужа — вот жизненный идеал Православной Руси.
Другая черта древнерусской
праведности — особый «чин» вдовства. Русские княгини второй раз замуж не
выходили, хотя Церковь второй брак не запрещала. Многие вдовы постригались и
уходили в монастырь после погребения мужа. Русская жена всегда была верна,
тиха, милосердна, кротко терпелива, всепрощающа.
Святая Церковь чтит в лике святых
многих христианских жен. Их образы мы видим на иконах: святые мученицы Вера,
Надежда, Любовь и матерь их София, святая преподобная Мария Египетская и многие
другие святые мученицы и преподобные, праведные и блаженные, равноапостольные и
исповедницы.
Пример жен-мироносиц показывает,
как много тепла, сострадания и любви Господь вложил в душу женщины, которая,
благодаря этому, способна на великие дела любви и самопожертвования, если она
будет жить во Христе и со Христом, как заповедует апостол, «в неистлении
кроткаго и молчаливаго духа» (1Петр.5,4).
Каждая женщина Земли является
мироносицей по жизни — несет мир миру, своей семье, домашнему очагу, она
рождает детей, является опорой мужу. Православие возвеличивает женщину-мать,
женщину всех сословий и народностей.
Неделя святых жен-мироносиц — это
праздник каждой православной христианки, православный женский день.
«Неутомимые жены! Сна не давали очам и веждам дремания, пока не обрели
Возлюбленного! А мужи будто упираются ногами: идут на гроб, видят его пустым, и
остаются в недоумении что бы это значило, потому что Самого не видали. Но
значит ли это, что у них меньше было любви, чем у жен? Нет, тут была любовь
рассуждающая, боящаяся ошибки по причине высокой цены любви и предмета ее.
Когда и они увидели и осязали, тогда каждый из них не языком, подобно Фоме, а
сердцем исповедал: "Господь мой и Бог мой", и уже ничто не могло
разлучить их с Господом. Мироносицы и апостолы - образ двух сторон нашей жизни:
чувства и рассуждения. Без чувства жизнь не жизнь; без рассуждения - жизнь
слепа, много истрачивается, а мало плода здравого дает. Надо сочетать то и
другое. Чувство пусть идет вперед и возбуждает; рассуждение же пусть определяет
время, место, способ, вообще бытовой строй того, что делать намекает сердце.
Внутри сердце идет вперед, а на практике - рассуждение. Когда же чувства станут
обученными в рассуждении добра и зла, тогда, может быть, можно будет положиться
и на одно сердце; как из живого дерева сами собою идут отростки, цветы и плоды,
так и из сердца начинает тогда возникать только добро, разумно влагающееся в
течение жизни нашей» (Святитель Феофан Затворник)