Через месяц после поста
Апостольского бывает в Православной Церкви многодневный пост Богородичный или
Спасо-Богородичный, обыкновенно называемый Успенским. Он установлен пред
великими праздниками Преображения Господня и Успения Богоматери и продолжается две
недели, от 1/14 до 15/28 августа (ст./н.ст.).
Церковь приняла и хранит этот пост,
руководствуя нас к духовному благодатному преображению и подражанию Божией
Матери, Которая пред Своим преселением на небо непрестанно пребывала в посте и
молитве. Божия Матерь хотя и всегда подвизалась за нас и постилась, не имея
нужды в посте, как Чистая и Всенепорочная, однакож, предузнав о Своем
преставлении, Она, превышающая и превосходящая жизнью Ангелов, явила ангельское
воздержание, часто молилась, чтобы чрез Божественного Духа соединиться
блаженною душею с Своим Сыном и стать нашею Ходатаицею, и тогда в особенности
постилась, когда приблизилось для Неё время преставления отсюда, истончавая
Себя святою любовию к Сыну. Потому и мы обязаны поститься в это время и воспевать
Её, подражая Её жизни и моля Её к предстательству за нас. Свидетельствуем
истинную любовь свою к Пречистой Деве Богородице святым Ей подражанием.
По древности праздников
Преображения Господня и Успения Пресвятой Богородицы, установление поста пред
ними относится также к древним временам христианства. В беседе Льва Великого,
произнесенной им около 450 года, мы находим ясное указание на пост
Богородичный. В этой беседе Лев Великий говорит: «церковные посты так
расположены в году, что для каждого времени года предписан свой особый закон
воздержания. Так для весны весенний пост в Четыредесятницу, для лета летний в
Пятидесятницу, для осени осенний- в седьмом месяце; для зимы- зимний», ныне
Рождественский. Сей же святитель в другой своей беседе пишет, что осенний пост
есть древняго установления. На Константинопольском Соборе, бывшем в 1166 году
под председательством Константинопольского патриарха Луки, подтверждено,
согласно с древними уставами, для всех православных христиан непрерывно
продолжать Богородичный пост от 1 до 15 дня августа (ст. ст.), и таким образом
навсегда удалено всякое недоумение о хранении поста Богородицы. Ибо Вальсамонт,
говоря об этом Соборе, пишет, что «тогда сомневались некоторые о количестве
дней поста Успенского и Рождественского. Посему сам святейший патриарх
подтвердил, что хотя дни сих постов письменно нигде не означены, понуждаемся,
однако, последовать неписанному церковному преданию и должны поститься от
первого и от четырнадцатого дня ноября».
Строгостью правил пощения
Богородичный пост превосходит посты Апостольский и Рождественский, но строг
менее св.Четыредесятницы. В понедельник, среду и пятницу Богородничнаго поста
устав Церкви предписывает питаться сухоядением, во вторник и четверток
сварением без елея; по субботам и воскресным дням разрешает на вино и елей; а в
день Преображения Господня и на рыбу.
Основной праздник дня начала
Богородичного поста 1/14 августа называется «Происхождение (изнесение) честных
древ Животворящего Креста Господня». Впрочем, таинственное выражение «происхождение
древ Креста» обозначает просто крестный ход.
В греческом часослове 1897 года
так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма
часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить
Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение
болезней. Накануне, износя его из царской сокровищницы, полагали на святой
трапезе Великой Церкви (в честь Святой Софии-Премудрости Божией). С настоящего
дня и далее, до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу,
предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного
Креста».
По принятому в Православной
Церкви чину в этот день совершается поклонение Кресту (по чину Крестопоклонной
недели Великого поста) и малое освящение воды. Вместе с освящением воды
освящается также мёд нового сбора (отсюда народное название праздника – Спас
Медовый).
В это Празднество Высокопреосвященнейшим
архиепископом Ростиславом, в домовом храме в честь Святителя Тихона, Патриарха
Московского и Всероссийского, будет отслужена Божественная литургия, а по
окончании её водосвятный молебен с освящением мёда и благословением на
Успенский - Богородичный пост.
Пресвятая Богородице,
спаси нас!