Всматриваясь в
происходящее в современном мире и, в особенности, в России, многие задаются
вопросом: «Есть ли у нас дух братской любви по Евангелию?», «Можем ли мы твёрдо
стоять в истинном Православии?».
В начале не
лишне будет упомянуть одно из предсказаний святителя Игнатия Брянчанинова,
которое сегодня исполняется на наших глазах: «Милосердный Господь да покроет
остаток верующих в Него. Но остаток этот скуден, делается скуднее и скуднее…
Дело православной веры можно признать приближающимся к решительной развязке…
Одна особенная милость Божия может остановить нравственную все губящую
эпидемию, остановить на некоторое время, потому что надо исполниться
предреченному Писанием. Судя по духу времени и по брожению умов, должно
полагать, что здание Церкви, которое колеблется давно, поколеблется страшно и
быстро. Некому остановить и противостоять. Предпринимаемые меры поддержки
заимствуются из стихий мира (страстей – А.Р.), враждебных Церкви, и скорее
ускорят падение Ее, нежели остановят» (свят.Игнатий Брянчанинов «Приношение современному
монашеству», стр.429, т.5, СпБ, издание
книгопродавца И.Л.Тузова, 1886
г.).
Эти слова как бы
списаны с натуры в наше время! Ведь мы сейчас и являемся свидетелями этого
«страшного и быстрого колебания Церкви». И, действительно, предпринимаемые меры
заимствуются не оттуда, откуда должны были бы заимствоваться – не из духовной
области, а всё из тех же «стихий мира, враждебных Церкви»: из области страстей
человеческих, не помышляющих о том, что Божие, а что человеческое.
Отступление от
канонов и устава Церкви, модернизация и глобализм в мире, которое усиленно и ускоренно
происходит в настоящее время, мы – по многим признакам (как свидетельствуют об
этом святые отцы Церкви) – уже вступили, должно предшествовать в мир противника
Христова антихриста, и «увенчается» им, после чего наступит страшный период
последней решительной борьбы диавола с Богом и со Христом Его. Его пришествие
будет как бы необходимым следствием всей этой современной подлинно
антихристианской обстановки, антихристианского умонастроения мира. И говорить
об этом – никак не значит брать на себя смелость предсказывать это время,
которое согласно учению Божию, никому не известно, а говорить об этом – дабы не
увлечь себя и многих под влияние околоцерковных деятелей (тех, которые повседневно
у каждого на слуху), реформаторов, экуменистов и других, ищущих пути т.н. спасения
социума в условиях современности. Но, в большинстве своём, такая деятельность
приводит уже к духовному вакууму многих, и в особенности молодого поколения,
уходу его из Церкви, упадок авторитета церковных лидеров в их глазах и многих
других фактов…
Видя, что
происходит в современной России и мире, некоторые адаманты веры Христовой – священнослужители
и монашествующие – не могут ограничиваться лишь положительной проповедью истинного
Православия, его канонов, догматов и устава Церкви. Им приходится выступать и
со словами предупреждения и обличения многих современных новшеств в духовности,
обличения ложных учений и политики многих церковных известных лидеров. За что
они и принимают венец Христов: как и гонений, оскорблений, унижений, так и во
многих случаях лишением своего социального и церковного положений. Проповедь
любви Евангельской друг к другу, не-вражды между представителями православных деноминаций
в стране, – так и остаётся не услышанной… Проявление частой нелюбви к ним
подчас приводит к тому, что многие уходят в замкнутость от внешнего мира, дабы сохранить
истинность Православия и остаться чистыми в вере и служении Богу.
Что есть любовь
и нелюбовь? Ведь проявлением любви должно стать полное единодушие в вопросах
веры, установлений Церкви. Но, как раз такая точка зрения и является одним из
наиболее разделяющих факторов. Все убеждены, что понимают устав, каноны и
догматы Церкви верно. И те, кто призывает именно к их вероучебному
единообразию, обычно уверены, что этим единообразием должно стать именно их
«единственно верное» «истинное» учение и закон Церкви в понятии часто
принимаемых поправок в устав т.н. разного рода соборов и синодов.
Обычно они говорят:
если взгляды нашей деноминации (юрисдикции
РПЦ МП) сформированы давно, то, как правило, они, во-первых, оказываются
освящены «традицией», т.е. становятся чем-то священным – ведь так верили наши
отцы и деды, и наши мученики умирали за эти взгляды. А во-вторых, время
позволяет сформировать приемлемое Богословие, более или менее удовлетворительно
подтверждающее наши взгляды, и встраивающее их в некую общую Богословскую
систему.
Они сформировали
теологию ИХ деноминации, любая критика начинает восприниматься ими болезненно,
как нападки на их «Истину». Ведь большинство верующих воспринимают учение Церкви
как нечто целостное, и критика какой-то части воспринимается как разрушение
всего базиса. Если кто-то изо всех сил старается всем «заткнуть рот», не
означает ли это того, что на самом деле его взгляд не выдерживает серьезной
критики, и он это сознает или неосознанно чувствует?
Господь Иисус
сказал: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе
не чувствуешь?» (Мф.7;3). Чаще всего этот текст понимают как неосуждение православными
друг друга в вопросах повседневной жизни. Однако же, это ещё касается и меж-деноминационных
отношений. Тем более что апостол Павел пишет, что все наше сегодняшнее знание
не полноценно, что мы все воспринимаем как через тусклое стекло (1Кор.13;12).
Более того, наша способность вынуть бревно из своего глаза вообще вызывает у некоторых
серьезные сомнения. И некоторые уверили себя самих, что призыв вынуть прежде
бревно из своего глаза не относится к ним самим. Ведь Иисус говорит, что своего
бревна мы «не замечаем»! Т.е. мы его в принципе не видим и не чувствуем! Как же
мы его можем вынуть? Поэтому лучше понимать этот текст более как призыв к
осознанию собственного несовершенства, повышенной критичности к себе, и не осуждения
других. Судят же всегда те, кто убежден, что каким-то образом научился видеть
свои «бревна» и извлекать их, что и дает право теперь давать советы другим.
Но, осознание
своего несовершенства должно вести не только к не осуждению, но и к тому, чтобы
внимательно слушать других, вести уважительный диалог. Апостол Павел писал, что
«Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные»
(1Кор.11;19), так же и в Притчах сказано «Железо железо острит, и человек
изощряет взгляд друга своего» (Прит.27;17).
Так что
«законоучительные» споры и разногласия не признак и не причина нелюбви. Можно
дискутировать, даже очень горячо, можно критиковать друг друга, и при этом оставаться
в любви. Поэтому, если кто-то говорит, что православные разных деноминаций не
любят друг друга только на том основании, что между нами имеются разногласия,
или что мы спорим друг с другом, или критикуем друг друга, то это – НЕВЕРНО!
Для тех, кто осуждает
и гонит исповедников и правдолюбцев, пусть знают: нас спасает не деноминации, а
Христос! Только Его кровь омывает наши грехи. Не та или другая деноминация, а
Он – Путь, Истина и Жизнь! Не через демагогию некоторых известных церковных
лидеров, а ТОЛЬКО через Него мы приходим к Отцу!
Причиной нелюбви,
конечно, является греховность. Гордыня, чувство собственного превосходства,
самоуверенность, глухота к критике, стремление подчинять людей не Христу, а
себе… «Если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не
по человеческому ли [обычаю] поступаете? Ибо когда один говорит: «я Павлов», а
другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы? Кто Павел? Кто Аполлос? Они только
служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий
есть ничто, а [все] Бог возращающий» (1Кор.3;3-7).
Когда это
прекратится? Это не прекратится никогда, пока не придет Христос. «Злые же люди
и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь»
(2Тим.3:13).
Выход один: «Что
тебе [до того]? ты иди за Мною» (Иоан.21:22). Бог не спросит с нас за других.
Бог же спросит с нас за то, как жили мы: «Итак каждый из нас за себя даст отчет
Богу» (Рим.14:12). Способны ли мы любить других, непохожих на нас, верящих не
так как мы, понимающих не так как мы? Любить, и при этом оставаться самими
собой, со своим пониманием, со своими убеждениями. Способными и говорить, и
слушать.
Сегодня
безполезно говорить о каких-то ни было реформах, о преодолении кризиса в
современности, если мы не имеем в сердце Христа. Если же мы имеем в сердце
Христа-Спасителя, то остальное уже всё второстепенно. Божьим домостроительством,
возможно, откроется новый век, но вероятно всего, и к тому христиане должны
быть готовы, что не откроется, и наш век окажется последним.
И тогда, быть
может, последнее и решающее свидетельство этому веку христиане и истинно
верующие принесут своею мученической кровью. И – это причина для радости, а не
для печали! Ибо христианин не надеется на этот мир и на его «красоты». Его
надежда – Царствие Божие, которому не будет конца. И не будем искать поддержки:
и со стороны мирской власти, и со стороны некоторых «иерархов» Церкви. Ибо не
покровительством тверда Церковь, а силой Господней. И примем в себя слова: «…и
сохранил слово Мое, не отрекся Имени Моего. И как ты сохранил Слово Мое, то и Я
сохраню тебя от годины искушений, которая придет на всю вселенную, чтобы
испытать живущих на земле» (Откр.3;8,10).
Архиепископ
Ростислав
|