«15. Будучи не въ силахъ оторваться отъ
страстнаго навыка сѣменотеченія, по причинѣ
долговременной привычки къ сему, какъ дерзаешь, окаянный, на то, что и для
Ангеловъ неприкосновенно?! Итакъ, или ужаснись и удаляйся отселѣ Божественнаго священнодѣйствія,
и этимъ умилостивишь Бога; или ожидай, какъ одержимый нечувствіемъ и
неисправимый, гнѣвно впасть въ руцѣ Бога
жива (Евр. 10, 31), Который уже не будетъ человѣколюбно
тогда щадить, но немилосердно будетъ мучить тебя за то, что ты безстыдно
дерзалъ принимать участіе въ царскомъ бракѣ,
тогда какъ, оскверненный и душею и одѣяніемъ,
ты недостоинъ и самаго входа туда, а тѣмъ
болѣе — возлежанія.
16. Знаю я одного изъ священствующихъ, который дерзалъ недостойно касаться
Божественнаго священнодѣйствія, тогда какъ впалъ въ страсть блуда. И потому
онъ былъ пораженъ лютымъ и неисцѣльнымъ
недугомъ, и уже приближался къ смерти. А какъ онъ, стараясь всячески избавиться
отъ этого зла и принимая къ тому всѣ
средства, не дѣлалъ, кромѣ
этого, ничего другаго, то постигшее его зло все болѣе умножалось. Наконецъ, придя какъ-то въ чувство и
понявъ, что предается смерти за недостойное священнодѣйствіе, онъ немедленно съ клятвою отрекается отъ
совершенія священной литургіи. Тутъ же сейчасъ послѣдовало и исцѣленіе,
такъ что не осталось въ немъ и слѣда
бывшаго недуга.
17. Блистательно достоинство священства, какъ и облаченіе его; но только —
до тѣхъ поръ, пока внутри и душа вмѣстѣ сіяетъ чистотою.
А коль скоро она по невнимательности содѣлается
порочною, и совѣсть, укоряющая въ этомъ, будетъ оставлена въ
небреженіи: то свѣтъ этотъ содѣлывается
тьмою и причиною вѣчной тьмы и огня, если какъ-нибудь не оставимъ этого
пути, какъ имѣющаго стремнины съ обѣихъ
сторонъ, и не уклонимся добродѣтелію и
смиреніемъ на другой, безопасно ведущій въ Царство Божіе.
18. Спасеніе пріобрѣтается уничиженностію и добродѣтелію, а не посредствомъ славнаго священства,
требующаго жительства равноангельнаго. И потому, или будь подобно Ангеламъ
безстрастенъ, пребывая умомъ внѣ міра и плоти, и
тогда восходи на эту небесную лѣствицу; или же,
познавая свою немощь, бойся страшнаго паденія съ высоты, коему подвергаются
неимѣющіе достаточно мужества и доблести, и воспріими
жительство, многимъ любезное и усвояющее Богу не менѣе того; въ этомъ жительствѣ если и случится пасть, то удобнѣе бываетъ опять возстаніе покаяніемъ, по милости и
благодати Божіей.
19. Плоть и кровь Царствія Божія не наслѣдствуютъ
(1 Кор. 15, 50): и какъ же ты, причащаясь плоти и крови Божіей, не
претворяешься во едино тѣло съ Богомъ (Евр. 3, 6) и не растворяешься съ Его
кровію — такъ, чтобы уже имѣть внутри себя
Царство небесное, а напротивъ, ты одержимъ страстями плоти и крови? Боюсь,
чтобы Духъ Божій не пересталъ пребывать въ тебѣ,
какъ въ плотскомъ (Быт. 6, 3), и чтобы ты не былъ разсѣченъ полма (Матѳ. 24, 51) на судѣ
чрезъ отъятіе отъ тебя благоговѣйно-чтимаго
священства, какъ отъ недостойнаго таковой благодати.
20. Не имѣя передъ очами своими страха Божія, ты считаешь
маловажнымъ дѣломъ недостойное священнодѣйствованіе и, обольщаемый самолюбіемъ, почитаешь Бога
благимъ... То-же случилось нѣкогда съ Даѳаномъ и Авирономъ,
почему и поглотила ихъ земля. Боясь этого и страшась тамъ, идѣже дѣйствительно есть
страхъ (Псал. 52, 6), понимай величіе предмета, — и, или достойно и чисто,
чтобы не сказать равноангельно, совершай служеніе Божественнаго священства,
или, какъ благоразумный, удержись отъ страшнаго жертвоприношенія. Въ противномъ
случаѣ, если будешь относиться къ сему съ презрѣніемъ и обманывать свою совѣсть, когда она обличаетъ тебя, — не пришлось бы тебѣ тогда, во время всеобщаго суда и истязанія, какъ
осужденному, сказать съ болѣзнію: страхъ, его
же ужасахся, пріиде мнѣ, и его же бояхся, срѣте
мя (Іов. 3, 25).
21. Трезвенно, съ болѣзнованіемъ
принеси прежде о себѣ съ сокрушеніемъ и слезами міроспасительную священную
жертву для умилостивленія Бога. Ибо по смерти твоей кто будетъ такъ болѣзновать о тебѣ и
приносить жертву, какъ самъ ты? Поэтому, какъ дальновидный, заблаговременно
соверши погребеніе надъ собой, и впередъ помяни себя, представляя Богу въ
ходатайство о спасеніи твоемъ самые эти предлежащіе на святой трапезѣ Святые Дары, и воспоминая вольное Его и человѣколюбивое здѣсь
заколеніе.
III.
22. Благоговѣя предъ страданіями Владыки и истощаніемъ за насъ Бога
Слова, а также и предъ раствореніемъ съ нами животворящаго Тѣла и Божественной Крови, которыхъ не только
сподобились мы быть причастниками, но и священнодѣйствующими,
— смиряй себя, какъ и агнецъ заколенія, почитая всѣхъ дѣйствительно
лучшими себя и стараясь не уязвлять ни чьей совѣсти,
а въ особенности — безъ уважительной причины. Непосвященный же, не дерзай
прикасаться къ святынѣ, иначе погибнешь, будучи попаленъ, какъ сѣно, Божественнымъ огнемъ, и истаявъ какъ воскъ.
23. Поистинѣ, если ты какъ слѣдуетъ
совершаешь страшное таинство Божественнаго и благоговѣйно-чтимаго священнодѣйствія,
и совѣсть ни въ чемъ не упрекаетъ тебя: то ни отъ чего
другаго не получишь такой надежды спасенія, какъ отъ этого; польза, пріобрѣтаемая отсюда — обильнѣе,
чѣмъ отъ всякаго другаго дѣланія
и вѣдѣнія. Въ
противномъ случаѣ, самъ увидишь, что лучше, сознавъ свою немощь,
совершенно отказаться отъ высоты священства, нежели, держась его противозаконно
и нечисто, и слывя у многихъ за великаго, на самомъ дѣлѣ, по причинѣ недостоинства, лежать въ паденіи, достойномъ плача.
24. Служеніе благоговѣйно-чтимаго
Священства, умилостивленіе и умоленіе имъ Бога, настолько превосходнѣе всякаго пѣнія и
молитвы, насколько солнце превосходнѣе звѣздъ; ибо при этомъ мы самого Единороднаго закалаемъ и
приносимъ въ жертву, предлагая въ ходатайство о грѣшникахъ Того, который по человѣколюбію своему туне закланъ былъ — не только во
отпущеніе грѣховъ, но и во исполненіе всего истинно полезнаго, о
чемъ бы мы ни молились, и о наслѣдіи
Царства небеснаго, если только не осквернена совѣсть.
И тѣло, соединенное съ Божествомъ, какъ уголь горящій,
попаляетъ всякое вещество беззаконій и просвѣщаетъ
сердца приступающихъ съ вѣрою; равнымъ образомъ и Божественная и честная Кровь,
лучше всякаго иссопа, отираетъ и очищаетъ всякую скверну и всякую нечистоту тѣхъ, которые по мѣрѣ силъ чисто, а не нечисто дерзаютъ приступать къ
святынѣ. О, если бы постигла кого кончина въ такомъ
состояніи!
25. Не тѣло Бога Слова, воспріятое имъ, какъ сказалъ кто-то изъ
Святыхъ, сходя съ неба, приносится въ жертву, но самый этоть хлѣбъ и вино претворяются въ Тѣло и Кровь Христовы, будучи съ вѣрою, со страхомъ и любовію благоговѣйно священнодѣйствуемы
сподобившимися Божественнаго Священства, при чемъ премѣненіе изъ того въ другое совершается дѣйствіемъ и наитіемъ Святаго Духа, становясь не другимъ
тѣломъ, отличнымъ отъ Тѣла
Владыки, но претворяясь въ самое это Тѣло, и
содѣлываясь нетлѣннымъ.
Какая же требуется чистота и святыня священнику, касающемуся Божественнаго тѣла! Какое дерзновеніе нужно имѣть тому, кто становится посредникомъ между Богомъ и
людьми, дѣлаясь сомолитвенникомъ Пречистой Богоматери, всѣхъ Небесныхъ Силъ и всѣхъ
отъ вѣка Святыхъ! Мнѣ
думается, что онъ нуждается въ Ангельскомъ или Архангельскомъ — какъ достоинствѣ, такъ и усвоеніи Богу.
26. Надо тебѣ замѣтить, о вѣрующій, что Святыя Тайны, имѣющія быть освященными, для того послѣ Символа Вѣры
предлежатъ на святой трапезѣ открытыми, чтобы
они какъ бы ходатайствовали нѣкоторымъ образомъ
о приносящихъ, и непроизносимыми гласами взывали къ Живущему на небеси. Ибо
Онъ, зря ихъ, не презираетъ, и видя, не оставляетъ безъ вниманія, но видѣніе это какъ бы напоминаетъ Ему Его вольное преданіе
Себя за грѣшныхъ, его неизреченное снисхожденіе и человѣколюбивое заколеніе. Вѣдь
не за праведныхъ насъ даровалъ Онъ, благій и незлобивый, страданіями своими цѣну избавленія и спасенія; но, когда мы содѣлались преступниками, тогда Онъ помиловалъ и воззвалъ
насъ. Аминь».
Преподобнаго Ѳеогноста о
священствѣ. Въ переводѣ архим. Паисія Величковскаго. // «Странникъ». Духовный
журналъ. — СПб.: Типографія С. Добродѣева, 1894. —
Томъ второй. № 6-7. — С. 219-227.