«Будем жить более внутреннею жизнью, и в
сем самоуглублении откроем мир, несравненно более всего видимого и временного
достойный нашего изучения, интереса, труда и забот: откроем душу, столько
нуждающуюся в нашей непрестанной чистке и заботливом ограждении от угрожающих
ей на каждом шагу опасностей, падений, искушений; откроем душу, заключающую
неизсякаемые источники для духовной беседы с Богом, для приятия Его
неизглаголанных сладких вещаний, рождающую из себя столько величайших утешений
и умиления при размышлении о излитых на нее и изливаемых всегда благодеяний
Божиих.
Стучи Господу в двери твоего собственного
сердца. Он там, за этими дверями, связанный твоим небрежением, косностью,
леностью, нерадением. Услышав твой стук, твое пробуждение встрепенется, и Он,
сбросив оковы, коими ты Его заключил, разобьет и твои оковы, и изведет с Собою
на свет и свободу истинной жизни.
Есть отдых от трудов, есть отдых и вообще
от жизни, от ее скорбей, тяжестей, монотонности, многозаботливости. Отдохни
жить, когда чувствуешь, что тяжело жить. Брось все, поживи исключительно
молитвой, Богомыслием, Богослужением, Богоугождением, и почувствуешь прилив
новых сил — жить и терпеть. Странник не все идет, а нетнет, да и посидит, и
потом опять идет и идет. Так и ты — регулируй жизнь умелым, здоровым,
благовременным отдыхом.
Трудись, веди свое дело, все равно, хотя
бы ты не замечал от него очевидных плодов: ты и не должен видеть их в здешней
жизни. Трудись во благочестии не для внешних самолюбивых, самохвальных, тщеславных,
корыстных целей, а для своей души. Трудись во искании и стяжании Спасителя в
терпении и неотступности: и уже этот труд — великое для тебя приобретение: он
нужен всегда, ибо он пресуществляет постепенно твою душу и всю природу в то
состояние, которое наилучше способно восприять Спасителя.
Познавай, старайся познавать Вседержителя
Господа не в грозновеличественных, поражающих даже безчувственные сердца
знамениях Его силы и проявлениях, а тихих, незримо благодатных веяниях этой
силы в глубинах твоего сердца: тогда найдешь и привыкнешь открывать и ощущать
Его гораздо более славные чудеса над твоею душою, каждую минуту находящейся под
Его воздействием и могущей эти воздействия обратить в неизсякаемый источник
чудес, милостей и благодатной помощи для очищения сердца и обновления души —
последняя цель всяких чудес и желаний.
Возлюби Господа живою, сердечною,
глубокою, неустанною безпрерывною любовию и приобретешь великое благо, великое
сокровище. Без любви ко Господу не будет у Тебя ни охоты, ни услады в службах
Божиих, ты будешь тяготиться или скучать во время их, рассеиваться и
утомляться, сомневаться в важности, полезности и спасительности установлений
Церковных и подвигов. При любви же Божией ты всею душою привязан будешь к
Церкви и ее уставам, лучше которых нельзя придумать для обнаружений и выражений
и для питания нашей любви ко Господу. Утомляться во время службы ты не только
не будешь, но и придя домой, найдешь в себе любовь и силу продолжить твое
славословие Господу: Он придет с тобою и в дом твой и здесь подвигнет душу и
сердце твое к пище Ангельской, т. е. к славословию Ему, хвале и служению.
И не только Церковными
установлениями, постами и т. п. не будешь тяготиться, но и сам наложишь на себя
добровольные обеты и службы Господу, Который поистине «возстаяй и легаяй» с
любящими Его…
Любовь к Господу Богу не приходит вся
сразу; но как нежное роскошное растение, она тоже растет, развивается, живет и
возрастает постепенно. Это нежное деревцо жизни нашей также требует своего
постоянного и самого внимательного ухода, поливки, света, тепла, солнышка.
Подогреваясь участием в Божественной Литургии, этом чудном акте Божией любви к
человечеству, ежедневным богомыслием, прибеганием к Богу и возвещением Ему всех
наших нужд, печалей, немощей и болезней душевных и телесных, сыновним доверием
и покорностью св. воле Господа Бога во всем, любовь ко Спасителю мало помалу с
незаметною постепенностью возрастает в тот пламень, который будет способен
греть и освещать нашу жизнь светлее и теплее солнышка. Господь Бог тогда будет
всецело царить в душе; частое прибегание к Нему и всегдашнее сопребывание в
Нем, в мысли о Нем воспитает в нас дивное сладкое чувство близости к Нему,
общности с Ним, а отсюда и любви. Известно, как привязываются люди к тем, кого
судьба сближает с ними, и долгое время заставляет жить общими интересами.
Так, Господь Бог пусть будет
соприсутствовать тебе во всех твоих делах, предприятиях, мыслях, чувствах,
бедах, скорбях и напастях. Тогда Он поистине сольется с тобою, будет неотделим
от тебя, ты во всем будешь искать только Его, Его помощи, Его одобрения, защиты
и утешения.
Долго я не имел возможности насыщать жажду
Божественного общения и не знал ее настоящей цены, силы и сладости и
необходимости. Благодарю Тебя, Господи мой, что даруешь мне сие! Не отъими сего
благодатного дарования Твоего, в котором одно из действительнейших средств
очищения сердца от всяких тлетворных пристрастий, обновления его и водворения в
нем Духа Божия.
Два знания я имею о Боге: 1) со слов
других, из чтения книг и т. п. и 2) по собственному опыту, по собственному
усвоению и откровению Бога в душе моей, свойственному всякому человеку. Так
точно, как и во всяком знании. Я могу знать о существовании и о свойствах
какой-нибудь страны, города, местности со слов других, из чтения описаний, и
могу сам воспринять впечатления от данной местности, поставив мои чувства к ней
в такие отношения и близость к ней, чтобы эта местность воздействовала на меня
непосредственно. И как человек, впервые видя необычайные свойства известной
местности, ее чудеса, хотя и знает уже хорошо о них по описаниям, тем не менее,
ахает и изумляется, воспринимая их непосредственно своими чувствами, так и в
знании о Боге, приходя в непосредственное соприкосновение и восприятие
Божественных воздействий на душу, испытывает некоторое сладкое, отрадное,
возвышенное чувство изумления пред постоянно новыми и новыми откровениями его
душе свойств и знаний Бога! В сем неописуемом изумлении я воскликнул сегодня
душою моею за Божественной утреней: Господи! Дивна сила Твоя! Непостижимо
величие Твое! Неописуема красота Твоя! Необъятны могущество Твое и власть Твоя!
Неизреченно милосердие Твое! Неизъяснимо долготерпение Твое и человеколюбие!
Все в Тебе Божественно-чудно, Божественно и необъятно,
Божественно-безпредельно!…
Господи! Чувствую я — Ты отступаешь от
меня, конечно, потому, что я сам прежде отступил и все более и более отступаю
от Тебя все большим и большим расслаблением моим, погружением в суету и шум,
свойственный более мирской жизни, засорением души трудами и делами для моего
звания и жажды духовной неподходящими, излишними, неполезными. Господи!
Отступаю я от Тебя, потеряв прежнюю крепость, свободу и жар любви к Тебе,
допустив сердце мое уязвиться плотскими помыслами и желаниями, допустив в нем
внедриться чуждому Тебе чувству привязанности, которое лелеется во мне, все более
и более овладевая мною, вырастая в целого «идола» и кумира, способного
соперничать с Тобой в праве на поклонение и служение. И вот Ты — уходишь,
добровольно, покорно, без протестов и сопротивления. Но… мне жаль Тебя, до
слез, до нестерпимой боли жаль Тебя. А если так, я не хочу изменять Тебе, не
хочу огорчать Тебя! Даруй же, Господи, быть Твоим всецело, всегда, в чистоте,
безраздельности и безупречности!».