БЛАГОДАРИМ ЗА ПОСЕЩЕНИЕ НАШЕГО ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО САЙТА! ПРИГЛАШАЕМ ВАС, ТАКЖЕ, К ЧТЕНИЮ ГЛАВНЫХ НОВОСТЕЙ И ПУБЛИКАЦИЙ ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ОФИЦИАЛЬНОМ ИНФОРМАЦИОННОМ БЛОГЕ «ИПЦ: ИНФОРМАЦИЯ И АНАЛИТИКА» СИНОДАЛЬНОГО ИЗДАТЕЛЬСКОГО И ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОТДЕЛА ЦРО ИПЦ. БЛАГОСЛОВИ ВАС ГОСПОДЬ! | We thank you for visiting our information-educational a web-site! We invite you also to read the main news and publications of the True-Orthodox Church in the official Informational blog «TOC: information and analytics» of the Synodal publishing and information-analytical Department of the TOC. God will bless you!
Волгоградско-Казанская епархия ИПЦ / Volgograd and Kazan diocese TOC (Russia)
РАЗДЕЛЫ САЙТА
КАТЕГОРИИ
Исповедники веры [33]
Духовные чтения [40]
Поиски Истины [61]
Пророчества [10]
Проповеди [2]
Документы [5]
Молитвы [15]
Полезное [27]
Статьи [45]
ИПЦ [22]
А.Р. [12]
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Читайте, также, наши новости в официальном информационном блоге "ИПЦ: информация и аналитика"
Читайте, также, наши новости в официальном информационном блоге "ИПЦ: информация и аналитика"
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!
С Постом Великим всех православных христиан!
С Постом Великим всех православных христиан!
2/15 февраля - СРЕТЕНИЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА. Праздник и традиции
2/15 февраля - СРЕТЕНИЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА. Праздник и традиции
2 февраля - годовщина Сталинградской битвы
2 февраля - годовщина Сталинградской битвы
19 января - СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА. О празднике, традиции на Украине и в Беларуси
19 января - СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА. О празднике, традиции на Украине и в Беларуси
С РОЖДЕСТВОМ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА!
С РОЖДЕСТВОМ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА!

ЕПАРХИЯ В СЕТИ



ИКОНОГРАФИЯ/ICONS

Иконография/Icons
Главная » Статьи » Исповедники веры

Святыни. Есть на Ладоге остров...

     «Где храм, там и Бог» — гласит народная мудрость. Даже, как в случае с Коневcким монастырем, вокруг которого плещутся седые волны, устилая каменистую землю пестрыми окатышами кварцитов. Красиво. Как все на осененном божественным благолепием и тишиной острове Коневец на северо-западе Ладожского озера. Сойдет тут паломник на берег. Постоит у Поклонного креста. Коснется его осторожно. Произнесет благодарственную молитву. Вслушается в шорохи листвы, волнистых песков или цветной гальки, воды и ветра, а потом, медленно направляясь к Святой Горе, возможно, надолго задумается о сути Бытия и своем назначении на земле. Нигде ведь так легко и чисто не текут мысли, как в местах, удаленных от мирской суеты, куда исстари в поисках правды устремлялись странники со всей Руси. Сооружали скиты. Поднимали церкви. Строили обители. И были необъяснимо счастливы в своем одиночестве. Хотя, в одиночестве ли, если с Богом в душе?

     Некоторые думают, что название этого удивительного клочка суши в семи километрах от западного берега Карельского перешейка, восходит к далекому XIV столетию. Возможно, в те незапамятные времена местные рыбаки, чьи баркасы порой приставали к берегу острова, наткнулись в его редколесье у возвышенного холма на гигантский гранитный валун, очертаниями похожий на конскую голову. Решили карелы: «Неспроста! Знать, место особенное». С той поры иначе как Конь-камень (позднее Коневец) этот остров поморы не называли. И поклонялись каменному идолу. Жертвы ему приносили. Здесь же прино сили в жертву коня, дабы промыслу сопутствова ла удача. Ибо хоть и щедро Ладожское озеро на рыбу, все же не очень приветливо для рыбаков.

     С другой стороны можно предположить, что название куда более древнее. И слово «конь» совсем не связано с конями, а восходит к праиндоевропейскому корню и руне «кон» или «кун», которое присутствует, например, в варяжском слове «конунг». Тогда «конь-камень» можно понять и перевести как «царь-камень». Древняя северная культура мегалитов могла оставить здесь свой след. Однако есть и более мистические интерпретации смысла этого названия. Они обращены к древнейшей традиции, видимо существовавшей на континенте еще с доисторических времен. И тут возникает образ языческого святилища, на котором жрецы совершали сложнейшие ритуалы жертвоприношения священного животного — коня. Такие известны сегодня по описаниям индийских и греческих обрядов. Тогда уж место совсем непростое… Магическая сила манила и пугала людей, живших поблизости, и не осмеливавшихся поселиться на острове.

     Как раз для основания обители… Подобно многим христианским храмам, возведенным на освященных древней традицией местах, духовное значение Коневcкого монастыря было подготовлено символической силой провидения, выведшего преподобного Арсения именно к этим берегам. Именно здесь стало возможным осуществление монашеской жертвы Господу Иисусу молитвой, постом и любовью. Возможно, доныне живущая память о прошлом острова Коневец позволила стать ему пристанищем многих паломников неправославного вероисповедания. Такая редкостная веротерпимость свидетельствует не только о гостеприимстве хозяев, но и о глубоком духовном опыте, не умеющем различать святость человеческой души иначе как через божественную любовь и смирение. Особенно много среди жертвователей на монастырь лютеран из Финляндии.

Подвиг преподобного Арсения

      Местному благолепию и благодати, которую здесь источает каждая тропинка, крохотный островок обязан основателю здешнего монастыря (действующего) Арсению Коневcкому. В лихие времена, когда Русь стонала под игом ордынцев, 20-летним юношей покинул он вольный Новгород Великий, а затем в Лисогорской обители принял постриг. Правда, надолго не задержался. С благословения настоятеля отправился Арсений с рекомендательным письмом на три года усердно постигать богословскую науку и безропотно нести любое послушание в знаменитом на весь православный мир сербском Хиландарском монастыре на далекой Святой горе Афон. И Арсений до тех пор пребывал там, изготавливая медную посуду, пока, как гласит предание, не явилось ему в келье некое провидческое видение, на всю жизнь определившее судьбу славного новгородца. А сказано было следующее: возвращаться на родину и основать на необитаемых землях Ладоги христианскую обитель. С тем и отбыл монах, получив от афонского игумена неоценимый дар: иконописный лик Святогорской Богородицы. С драгоценной ношей явился он в Новгород за напутственным словом в величественный Софийский собор к святителю Иоанну. Тот был краток: путь твой — на Ладогу. Давно пора устроить в тех диких местах христианскую общину. Те же слова произнес и ближайший друг «афонского затворника» новгородский архиепископ Евфимий.

Рождение обители

      Летом 1392 года отправился Арсений на утлом суденышке в поисках уединенного уголка для будущего монастыря. Вот уже и бескрайнее озеро, а где именно искать особенное место неведомо. Справил послушник молитву, всматриваясь в горизонт, как вдруг налетел шквалистый ветер. Он дважды прибивал лодку именно к острову Коневец. Понял Арсений, этот клочок суши и есть место его пожизненного послушания. Для начала срубил и установил на суровом берегу, где потом построят причал, Поклонный Крест. Затем решил избавить жертвенный Конь-камень от лихих бесов. И случилось чудо: как только Арсений окропил валун святой водой с горы Афон, а потом прочел молитву, из гигантского камня, словно он был полым внутри, сразу же стали вылетать черные вороны. Они собрались над островом в темную стаю, быстро улетели в сторону залива на выборгском побережье, и больше сюда не возвращались. Меж тем преподобный Арсений на вершине валуна, очищенного от скверны, скоро в одиночку соорудил небольшую опрятную часовню и келью для себя при ней. Чем дело закончилось? А как обычно в таких случаях. Стали приплывать сюда насельники, искавшие место уединения от всех соблазнов мира. И начали они с христианским усердием обустраивать суровый остров, со всех сторон обдуваемый свирепыми ветрами — так на Ладоге возникла Коневская православная обитель. Ну а в мае 1398 года братия воздвигла на вершине Святой горы деревянный крестово-купольный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы, куда была помещена Святогорская икона, получившая название Коневской.

 Главная святыня и Путеводительница

      Бог пребывает в сердце каждого из нас, и путь к нему указывает образ чудотворной иконы Божией Матери. Одигитрия, т.е. Путеводительница, стала главной святыней Коневcкого монастыря. Символика иконы преисполнена множеством смыслов, повествующих о единой истине боговоплощения. Коневcкая Богоматерь написана не совсем привычным образом. Младенец в ее руках, обычно изображающийся на таких иконах со свитком Закона Божия, держит голубиного птенца на веревочке. Этот, казалось бы незначительный жест, мог бы определять самые глубинные пласты духовной жизни обители. И жертвенное служение Христа, одним из символов которого согласно Евангелию является принесение в жертву двух горлиц. И единство Бога Отца и Бога Сына. И закон, исполненный Христом. И исполнение древнего закона о первенцах, должных быть отданными в служение Господу. Все это знаки истинной веры. Еще не так давно многие были свидетелями чудес, произведенных сим божественным ликом, написанном на нескольких иконах с той, что была привезена Арсением и что ныне находится в Финляндии в Ново-Валаамском монастыре. Избавление от страшных недугов и помощь в самых трудных делах — вот проявление божественной милости, данной через священный лик Коневской Божией Матери.

 Смутные времена

      Грустно, однако, после кончины истового подвижника Арсения летом 1447 года монастырь переживал не лучшие времена. В правление московского государя Ивана Грозного (кстати, при нем на острове вместо деревянного храма воздвигли величественный двухэтажный каменный Рождественский собор) монастырь не раз подвергался нападению и почти полному разорению шведскими захватчиками. Когда на трон взошел Василий Шуйский, обитель вновь разрушили иноверцы (дался же им этот островок!). Причем до такой степени опустошили все вокруг, что братия была вынуждена перебраться в новгородский Деревяницкий монастырь.

     Не сразу, но год за годом, и так сложилось, что про чудный остров Коневец почти сто лет никто не вспоминал. Лишь исторические победы Петра I над шведами и высочайший царский Указ позволили вдохнуть новую жизнь в запущенную обитель. Ну а в 1760 году в правление императрицы Елизаветы Петровны Коневcкий монастырь, «что на острове Коневец», получил статус самостоятельного образования. Между прочим, в разные годы на этот благословенный берег сходили, чтобы отстоять службу в храме Рождества Богородицы император Александр II, писатели Николай Лесков и Иван Шмелев, поэт Федор Тютчев и даже Александр Дюма-отец.

 Спустя шесть столетий

      Не станем слишком вдаваться в перипетии отечественной истории. Вскоре после начала возрождения Русской Православной Церкви светские власти возвратили Коневскую обитель Санкт-Петербургской епархии. А в ноябре 1991 года под полом нижнего храма Рождественского собора чудесным образом были вновь обретены останки, (они считались давно пропавшими) преподобного Арсения, и теперь рака с его мощами стала главной святыней монастыря. Что касается восстановительных работ в обители, то они уже проведены в нижнем храме Рождественского собора, гостиничных корпусах, четырех часовнях. С 2007 года решением Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (он посетил ладожский остров Коневец 19 августа 1998 года в день Преображения Господня), а также постановлением Священного Синода Русской православной церкви настоятелем Коневcкого монастыря назначен иеромонах Александр (Арва). Под его началом жизнь в обители на острове Коневец течет степенно, размеренно. И ничто не в состоянии нарушить благочинную тишину да благодать. Разве только паломники, наслышанные о северной христианской святыне наведаются. Тем более что сегодня тут и впрямь есть что посмотреть.

 Мимо звонницы и фресок

      Пилигримов встречают Западные монастырские ворота. Мимо келейных каменных построек каре они ведут прямо к собору Рождества Пресвятой Богородицы. Рядом с храмом трехъярусная колокольня высотой 35 метров, увенчанная низким шатром с фигурной главкой. Проходя через арку звонницы, сразу замечаешь на стенах живописные изображения. Они тут особенные. Дело в том, что в отличие от фресок древних русских храмов, выполнявшихся минеральными красками по сырой штукатурке, эти рисунки нанесены обычной масляной краской в своеобразной манере. Так художественный сюжет на левой стене арки повествует о документальном событии XVII века во время русско-шведской войны. Тогда двое монахов с острова Коневец попали в плен и смогли чудесным образом освободиться благодаря заступничеству Коневской Божией Матери. В основу второго сюжета легло посещение монастыря Новгородским святителем Евфимием, другом, как уже упоминалось, преподобного Арсения.

 Собор, залитый светом

      Это, конечно, давно уже не тот храм во имя Рождества Пресвятой Богоматери, который был построен в древности. И даже не каменная святыня, что возводилась при царе Иване Грозном. Лихие времена, пронесшиеся над островом, почти стерли в историческую пыль прежние постройки. Лишь после того, как в 1799 году настоятелем Коневcкого монастыря стал иеромонах Варфоломей, собор стал действительно возрождаться. Само строительство развернулось в 1800 году по плану талантливого зодчего-монаха Сильвестра и длилось девять лет. В итоге получился великолепный храм, радующий душу и взоры посетителей. «Собор сей, построенный в виде корабля, очень красивый и величественный. Многооконными стенами, своей легкостью и веселым видом он напоминает постройки Растрелли», — писал один из авторов историко-статистического описания монастыря. В архитекторском плане собор следует тщательно традициям древнерусского зодчества и представляет собой двухъярусное 8-столпное строение с выступающей алтарной частью.      Она выполнена в виде трех полукружных апсид, центральным кубическим объемом и притвором в западной части. Центральный объем венчают пять куполов на восьмигранных барабанах. Глядя на силуэт куполов (с главками, формами окон, дугообразными карнизами над ними, пилястрами), ловишь себя на мысли, что они наверняка навеяны стилем барокко, столь свойственным Петербургу. А треугольные фронтоны, завершающие фасады, тяга, разделяющая этажи и украшенная зубцами — это уже взято от стиля классицизма. Кстати, нижний храм собора Рождества Богородицы всегда считался зимним.

     Здесь даже удалось реставрировать золоченый уникальный резной иконостас. У него 3 яруса: с левой стороны икона Коневcкой Богородицы. Над ней — «Тайная вечеря». На втором ярусе иконы православных праздников, а завершают всю многоярусную композицию лики святых Апостолов. В то же время верхний храм задумывался как летний (с печами). Он представлял традиционную крестово-купольную церковь с восемью квадратными столбами, которая окончательно отделана изнутри и украшена золоченым резным иконостасом уже при настоятеле Илларионе в 1809 году.

 Вокруг «каменного коня»

      Конь-камень имеет необычный вид. Вокруг заросли папоротника, сам же камень покрыт странными выбоинами, среди которых виднеются крючки, видимо, для подвешивания икон. Очевидно это было особое место для молитвенного сосредоточения, и прежде оно выглядело иначе, нежели сейчас. На вершине камня-коня воссоздана скромная деревянная часовенка. Рядом — лесенка с перилами. По ней можно подняться и заглянуть внутрь часовни, помолиться и поразмыслить о духовных тайнах свершавшихся на этом месте.

 Святая Гора

      После можно отправиться к Святогорскому Казанскому скиту (с одноглавой церковью). Там с 1876 года по проекту И.Б. Слуцкого на гранитном цоколе стоит кирпичный (изящный по внешнему виду) храм под названием Коневcкий скит. В центре композиции небольшая белокаменная церковь, которую венчает традиционное для русских церквей «пятиглавие». С западной стороны пристроена небольшая колокольня в один ярус, которую завершает четырёхскатная, увенчанная луковичной главкой, шатровая крыша. Здесь сейчас ведутся реставрационные восстановительные работы, чтобы воссоздать скит (особенно его богатое внутреннее убранство) в изначально благостном виде.

 Змеиная гора

      Поднявшись по древней каменной лестнице на гору в форме змеи, можно увидеть небольшой поклонный крест. Именно здесь когда-то подвизались Св. Зосима и Василиск. Десять лет они жили в уединении близ монастыря, непрестанно совершая Иисусову Молитву. Еще юный Зосима за свои подвижнические заслуги приобрел тогда у братии название «младой старец», а его учитель — Василиск, тот и вовсе считался великим даром Коневcкой обители. Затем, вдохновленные опытом первых старцевпустынников, отправились они в сибирские леса.

 Прикоснитесь к тайне

      Усталость навалилась? Бывает. В этом случае пройдите по чистому сосновому бору. Прислушайтесь к голосам птиц и попытайтесь понять, о чем они щебечут. Или покормите почти ручную белку, вездесущих на острове чаек.. Просто погрейтесь под теплым солнцем у причала, всматриваясь в даль, и попытайтесь неспешно, как принято в святых местах, разобраться в своих мыслях. Упорядочить их. Чтобы вернуться на материк чуть-чуть иным человеком. С какой-то своей тайной, подаренной островом на древней Ладоге.

Категория: Исповедники веры | Добавил: Админ (16.02.2011)
Теги: исповедники веры
TRANSLATION
 
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ


ТЕГИ ПУБЛИКАЦИЙ
ПОИСК/SEARCH

ИНФОРМАЦИЯ
  • Официальный сайт ИПЦ
  • Святейший Рафаил (Fb)
  • Святейший Рафаил (Tw)
  • Информация и аналитика
  • Главный форум ИПЦ
  • Мы в Facebook'е
  • Мы в Twitter'е
  • ИПЦ "ВКонтакте"
  • ИПЦ в Facebook'e
  • Памяти Митроп.Сергия
  • Наши сайты ИПЦ

  • БАННЕРЫ
















    НАШ БАННЕР
                     
        
      
    Волгоградско-Казанская 
епархия ИПЦ  
               
    ПОДДЕРЖИТЕ НАС!


    ПОСЕТИТЕЛИ

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    ИСТИНА ПРАВОСЛАВИЯ


    Words of the Gospel





    Вход | Login
    Вверх страницы

    Вниз страницы


    Волгоградско-Казанская епархия ИПЦ © 2024
    The Volgograd and Kazan diocese of is TOC

     
                                  

    При использовании любых опубликованных у нас материалов - будем признательны, если вы у себя разместите активную ссылку на наш сайт! Мы имеем своё суждение и иногда оно может не совпадать с мнением авторов публикаций нашего сайта. Мы, также, с радостью примем и ваши статьи/материалы для размещения на нашем сайте. Спаси вас Господь!








    Rambler's Top100 Яндекс.Метрика

    Сайт адаптирован под браузер Mozilla Firefox | The website is adapted for Mozilla Firefox