Уникальные следы человеческой
истории встретили мы под Бахчисараем, в нескольких километрах от города.
...Зажатое отвесными обрывами
ущелье Майрям-Дере. Каменистая дорога уходит вверх. После недолгого подъема
видим с правой стороны дороги, в скальных обрывах,— гроты и пещеры,
расположенные в геометрическом порядке. Дорога выводит на площадку, откуда к
скалам поднимается широкая лестница. Можно остановиться: мы у порога одного из
древнейших христианских монастырей Крыма.
На площадке нижнего яруса видны
остатки дома настоятеля монастыря со звонницей и небольшой часовней. Широкая
лестница ведет на площадку второго яруса и приводит в пещерную церковь,
когда-то главную церковь монастыря. Стены обширного зала побелены, но сохраняют
следы примитивной ручной обработки камня. Ряд грубых колонн, оконные проемы,
примитивный купол, вырубленный в потолке. В небольшом углублении за колоннами
видны фрески, варварски обезображенные уже в наше время. В полу несколько
углублений — захоронения священнослужителей.
Успенский пещерный монастырь
возник на рубеже VIII — IX веков нашей эры, когда Крым был частью Византийской
империи. Влияние духовенства в Византии к тому времени настолько усилилось, что
императоры правящей Исаврийской династии начали преследование духовенства и
монашества под предлогом борьбы с инокопочитанием, которое рассматривалось как
идолопоклонство. Многие монастыри Византии были закрыты, а монахи были
вынуждены уходить к дальним границам империи — на северные берега Черного моря,
в Крым, где вдали от людских глаз в неприступных скалах возникали новые
монастыри. Одним из них был Успенский, он же монастырь Пречистой Богоматери в
Салачике.
Красивая легенда о его
возникновении гласит, что в давно минувшие времена пастух князя Тамарха пас
скот в ущелье Майрям-Дере. Однажды он увидел на скале в десяти саженях от земли
икону Богоматери, а перед ней — зажженную свечу. Пораженный столь чудесным
явлением, пастух рассказал об этом князю, и тот приказал принести икону в дом.
Несмотря на благоговение и почитание, которыми окружили икону, на другой день
утром ее в доме князя не оказалось — она вновь стояла на скале в ущелье. То же
повторилось и на следующий день. Тогда все поняли, что Богоматери неугодно,
чтобы лик ее находился в каком-то другом месте, кроме той скалы, где впервые
явилась икона. И решено было немедленно высечь храм в скале и лестницу в храм,
что и было исполнено. В этом храме-пещере и поместили икону.
В середине XV века монастырь
становится главной точкой христианства в Крыму — и это рядом с Бахчисараем,
ставшим вскоре центром Крымского ханства! В монастыре находилась резиденция
митрополита, и крымские ханы разрешили участвовать в богослужении знатным
пленникам-христианам и послам христианских держав. Московские цари
покровительствовали монастырю.
В 1778 году, по приказу Екатерины
II, тридцать одна тысяча христиан покинула Крым. Их расселили на берегу
Азовского моря, чтобы освоить эти земли. Организаторами этой акции были
митрополит Игнатий — глава крымских христиан — и А.В.Суворов. Россия выделила
на это 230 тысяч рублей, прислала из Азовской губернии 600 подвод. Естественно,
что после такого оттока христиан Успенский монастырь пришел в упадок. Но не
погиб! Оставшиеся на полуострове немногие православные потребовали от
последнего крымского хана Шагин-Гирея возобновить службы в Успенской церкви. С
большим трудом, угрожая тюрьмой, Шагин-Гирею удалось уговорить служить в
монастырской церкви греческого священника Константина Спиранди. После
присоединения Крыма к России началось возрождение Успенского пещерного монастыря.
Его стены помнят и оборону
Севастополя: в монастыре располагался русский военный госпиталь. Умерших от ран
хоронили рядом с монастырем, на противоположном склоне ущелья Майрям-Дере.
Чтобы пройти к этим захоронениям сегодня, мы продирались сквозь настоящую стену
деревьев и кустарников. Среди зарослей неожиданно открылась картина,
заставившая нас остановиться в молчании. Почти на дне ущелья, среди буйства
зелени и солнечных бликов, стояли каменные кресты. В траве — две строгие плиты
из черного мрамора. На одной из них надпись: «Здесь похоронен генерал-адъютант
барон П.А. Вревский, погибший 4 августа 1855 года в сражении при речке Черной
на Федюхинских горах». Рядом похоронена его жена Анастасия Сергеевна,
урожденная княжна Щербатова, скончавшаяся через 27 лет после смерти мужа. Так и
лежат они вместе на старинном маленьком кладбище, скрытом от людских глаз...
На рубеже прошлого и нашего веков
монастырь вновь превратился в крупный христианский центр. В нем существовали
пять храмов, из которых три были вырублены в скале, дом настоятеля, трапезная с
пекарней, два дома для приема гостей. Была проложена каменная дорога в
Бахчисарай, построены бассейн и фонтан, высечены в скалах лестницы, ведущие в
храмы и на вершину плато. К монастырю были приписаны церкви, находящиеся за его
пределами, он владел землей и акциями «Общества пароходства и торговли по
Черному морю».
В 1921 году, после окончания
гражданской войны и установления советской власти в Крыму, монастырь был закрыт
и разрушен. Казалось, он перестал существовать навсегда.
Однако... Прошли десятилетия, и
мы идем по новой дороге, проложенной вдоль стен монастыря, поднимаемся по
восстановленной лестнице, ведущей в Успенскую церковь, а в самой церкви видим
следы горящих свечей у полуистертых икон, закопченные стены, растекшийся
воск... Значит, здесь снова люди читали молитвы?!
А. Фурне, С. Болотова (фото),
«Вокруг света»
«Легенды крымских пещер» - http://kazvolga.ucoz.ru/publ/poiski_istiny/legendy_krymskikh_peshher/4-1-0-219
|