Сегодня от многих – не только от
иноверцев, но, что огорчает, от называющих себя христианами, – можно услышать
упрёк в сторону Православия за почитание святоцерковного Предания. Дескать, мы
порабощены преданию человеческому – выдумкам, мифам, легендам («Тщетно чтут
Меня, уча учениям, заповедям человеческим... хорошо ли, что вы отменяете
заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание» (Марк.7:7,9)). Но так ли это?
Конечно, нет ничего хуже
обстоятельства, когда вера и постоянное общение с Горним Миром заслоняется
сказками и ложью. Но, к Церкви Православной это утверждение не имеет отношения.
Предание, действующее у нас – это Божие Установление. Ревность некоторых
иноверцев к Святому Писанию и неприятие человеческих вымыслов очень похвально,
но, с православной точки зрения, Писание – лишь часть Предания, которое во всей
своей полноте – как Божественные и Апостольские постановления – действует лишь
в Православной Церкви: «Хвалю вас, братия, что вы всё моё помните и держите
предания так, как я передал вам» (1Кор.11:2); «Братия, стойте и держите
предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2Фес.2:15).
Писание – та часть Предания,
которая, к сожалению, может легко измениться, подвергнуться человеческому
искажению, но совершенно исключена возможность быть изменениям Евангелия,
которое содержит Слово Божие. Подозрение на этот счёт сеются именно силами
тьмы, дабы отторгнуть сердца человеческие от Господа.
Писание также не подвержено
изменениям, и по той же причине: апостольские поучения и послания «диктованы»
Духом Святым (в нисхождении Которого на апостолов вряд ли есть у кого
сомнения). Но даже Писание многие люди на протяжении веков пытались
исковеркать, подстроить под свои воззрения и мудрования (Попытки изменить
тексты, впрочем, все до одной были безуспешными: Господь поругаем не бывает!).
Но есть, увы, примеры искажения смысла Писания в действиях человеческих –
призыв «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь ко Господу, прямыми сделайте
в степи стези Богу нашему» (Ис.40:3), истолкованный в году человеческому
скудоумию, стал одним из поводов инквизиции на Западе; а в словах Господа «Не
мир пришел Я принести, но меч» (Мф.10:34) некоторые фанатики видели прямой
призыв к насилию.
Иные же слова, с виду простые, но
содержание иносказательный смысл, например – притчи, что изменить было гораздо
труднее, осталось чистым Преданием – святой церковной традицией – выражением
Благодати Божией, непрестанно действующей в Церкви.
Предание – это не просто
церковная память о сути Веры Христовой. Оно призвано донести до нас Веру в
важнейших аспектах, обучить нас Учению Христову в том самом виде, в каком его
проповедовали святые апостолы и их ближайшие ученики. Предание – это сокровище
церковное.
В Православии Предание есть
основой традиционности, неизменяемости – на протяжении веков. Шатающиеся в
собственных устоях критики постоянства могут возразить: мол, общество
прогрессирует и Церковь должна идти в ногу с миром, со временем. Но это в корне
неправильно. Мир, который якобы движется по пути научно-технического прогресса,
на самом деле очень активно перемещается – по пути духовной деградации. Со всё
большей скоростью развивается нравственный и духовный упадок, что в итоге
неизбежно приведёт к концу мировой истории – к Страшному Суду. Лишь
Православная Церковь – со своей традиционностью и твёрдостью в Вере – может
противостоять древней истории грехопадения... Общество падает, Церковь же стоит
на незыблемых постулатах Веры, сформулированных Самим Господом и проповедованных
апостолами и их преемниками.
Противостояние – полторы тысячи
лет назад – между Восточной и Западной Церквями началось, кроме иных причин, и
из-за разницы в понимании традиции. Запад считал, что Церковь должна идти в
ногу со временем и развитием, отвечать всё возрастающим социальным потребностям
(первое обновленчество!)… Но в политическом запале и гордыне не был учтён тот
очевиднейший факт, что потребности падшего человека день ото дня всё греховнее
и пошлее... Поэтому Рим обречённо заблудился в своих отношениях с обществом;
«развитие догматов» падшим человеческим разумом привело к догматическому
опошлению и запустению. Сейчас мерзость этого запустения дошла до того, что
некоторые католики пытаются перенести новомодное движение феминизма в лоно
своей церкви: в Австрии организовано женское католическое движение «Мы -
Церковь», которое требует от Папы разрешения рукоположения женщин в духовный
сан... А в среде ещё более радикальной англиканской церкви уже давно произошёл
раскол по этой причине.
Восточная Церковь изначально
заняла противоположную Западу позицию. Основным признаком позицию Востока был
постулат: «что уже имеем – то свято и неизменяемо» («Не передвигай межи давней,
которую провели отцы твои» (Притчи 22:28)). Любое отклонение от
апостольско-святоотеческого богословия считалось губительной ересью. Господь
оберегал восточную Церковь путем внешней опасности от Османской Империи до тех
пор, пока традиционность не стала неотъемлемой частью православной теологии.
Православная Церковь в своей незыблемости 2000 лет существует, невзирая ни на
какие гонения, и ведёт людей ко спасению, при этом сохранив вероучение в
неизменённой первоначальной форме и приобретя огромную духовную практику.
Но, создаётся иная опасность
Православию: люди, за неимением Веры в сердце своём, понимают традиционность
как ритуальность. Это очевидно: люди подчиняются традиции слепо, фанатично,
разучаются осмысливать её. Когда грех господствует в душе и не даёт возрасти
благодатным росткам веры, то в сознании маловерных Церковь начинает делиться на
духовенство – ведущих и мирян – ведомых («папизм»), а духовное
совершенствование и изучение основ Веры считается прерогативой лишь
священнослужителей.
Часть верующих пытается спастись
ниспосылаемых испытаний навешиванием на себя икон и поясов с молитвами.
Подобное превращение в амулеты изображений Господа и Его святых является хулой
на Спасителя: люди надеются не на Его благодатную помощь и водительство, а
вещи, как бы наделённые мистической силой; постепенно разучиваются молиться, и
уподобляются фарисеям-отступникам, жестко обличаемым Господом: «...все же дела
свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища (повязки на лбу и
руках со словами из Закона) и увеличивают воскрилия одежд своих» (Мф.23:5).
Именно из-за подобных хульных искажений некогда возникло, например, движение
иконоборчества.
Стали привычным зрелищем
студенты, которые в период экзаменов ставят свечу за успешную их сдачу. Пламя
свечи – символ молитвы, но студенты, туристы и прочие молятся ли, ставя свечу?
Большинство относится к свече как к магическому, ритуальному предмету и свои
надежды возлагают не на Божию помощь, но на сам факт возжжения свечки. Это
фетишизм, это вторжение в христианство языческих элементов.
К сожалению, еще не до конца
язычество вытеснено на Руси христианством из народного сознания, и его плодов
следует остерегаться повсюду. И только крепкая и здоровая, полноценная вера
способна человека возвысить и наставить на путь ко спасению!