БЛАГОДАРИМ ЗА ПОСЕЩЕНИЕ НАШЕГО ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО САЙТА! ПРИГЛАШАЕМ ВАС, ТАКЖЕ, К ЧТЕНИЮ ГЛАВНЫХ НОВОСТЕЙ И ПУБЛИКАЦИЙ ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ОФИЦИАЛЬНОМ ИНФОРМАЦИОННОМ БЛОГЕ «ИПЦ: ИНФОРМАЦИЯ И АНАЛИТИКА» СИНОДАЛЬНОГО ИЗДАТЕЛЬСКОГО И ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОТДЕЛА ЦРО ИПЦ. БЛАГОСЛОВИ ВАС ГОСПОДЬ! | We thank you for visiting our information-educational a web-site! We invite you also to read the main news and publications of the True-Orthodox Church in the official Informational blog «TOC: information and analytics» of the Synodal publishing and information-analytical Department of the TOC. God will bless you!
Волгоградско-Казанская епархия ИПЦ / Volgograd and Kazan diocese TOC (Russia)
РАЗДЕЛЫ САЙТА
КАТЕГОРИИ
Исповедники веры [33]
Духовные чтения [40]
Поиски Истины [61]
Пророчества [10]
Проповеди [2]
Документы [5]
Молитвы [15]
Полезное [27]
Статьи [45]
ИПЦ [22]
А.Р. [12]
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Читайте, также, наши новости в официальном информационном блоге "ИПЦ: информация и аналитика"
Читайте, также, наши новости в официальном информационном блоге "ИПЦ: информация и аналитика"
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!
С Постом Великим всех православных христиан!
С Постом Великим всех православных христиан!
2/15 февраля - СРЕТЕНИЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА. Праздник и традиции
2/15 февраля - СРЕТЕНИЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА. Праздник и традиции
2 февраля - годовщина Сталинградской битвы
2 февраля - годовщина Сталинградской битвы
19 января - СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА. О празднике, традиции на Украине и в Беларуси
19 января - СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА. О празднике, традиции на Украине и в Беларуси
С РОЖДЕСТВОМ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА!
С РОЖДЕСТВОМ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА!

ЕПАРХИЯ В СЕТИ



ИКОНОГРАФИЯ/ICONS

Иконография/Icons
Главная » Статьи » Статьи

История крестного знамения

 Самым распространенным и обычным положением во время молитвы у первых христиан было воздеяние или поднятие рук. Впрочем, такое положение при молитве было свойственно не только христианам, но и  всем языческим народам. Сохранив на первых порах привычное воздеяние рук при молитве, первохристиане очень рано наполнили этот молитвенный жест своим особым смыслом. Молясь, они не поднимали рук слишком высоко, как это делали язычники, а только распростирали их в горизонтальном положении, по аналогии с фигурой креста Христова, что напоминало им страдания Спасителя.

Рядом с воздеянием рук у древнейших христиан существовал и свой особый молитвенный знак. Христиане с самого начала существования Церкви изображали на себе крест Христов, как священнейшее напоминание о дарованных через него спасении и жизни. По словам святого Василия Великого, обычай осенять себя крестным знамением христиане приняли от апостолов, и затем оно получило широкое распространение и освящало, можно сказать всю христианскую жизнь.

Как же изображали первые христиане знак креста? Вместо нашего большого креста древние употребляли малые кресты, пологая их на разные части тела отдельно – на чело, на грудь, на уста, на руки, на глаза и на плечи. И если возложением креста на челе христиане свидетельствовали свое исповедание, свою  веру во Христа, то ограждая свою грудь или сердце крестным знамением они хотели выразить свою преданность, свою любовь к Спасителю. Подразумевая ту или иную мысль, выражая одно или другое чувство, они крестили свои уста, очи и плечи.

Осеняя крестом ту или другую часть тела, древние христиане делали на ней или один крест или три, один вслед за другим. Что касается вопроса о том, сколькими и какими именно перстами руки они творили на себе крестное знамение, то об этом в древних письменных памятниках нет каких-либо постановлений или предписаний. "Древние христиане, можно решительно настаивать, — заявляет профессор археологии А.П. Голубцов, — не следовали одному определенному перстосложению: они изображали на себе крестное знамение и рукой, и одним перстом, и перстами”. Но чаще всего первохристиане изображали крест одним перстом. "Когда знаменуешься крестом, — говорит святой Иоанн Златоуст, — то представляй всю знаменательность креста. Не просто перстом должно изображать его, но должны сему предшествовать сердечное расположение и полная вера”. Из целого ряда древних свидетельств следует, что единоперстие было древней, в течении целых веков существовавшей и значительно распространенной формой перстосложения, однако не первоначальной. Многоперстное и единоперстное крестные знамения могли одновременно появиться и существовать в христианской Церкви, не вытесняя и не исключая друг друга.

Откуда же появились троеперстие и двуперстие? Такие крестные знамения появились в связи с богословскими спорами, волновавшими христианскую Церковь в IV V веках. Троеперстие, выражающее учение о Святой Троице, возникло во время споров о троичности и единосущии лиц в Боге. Двуперстие появилось в связи с христологическими спорами и выражало две природы во Христе — божественную и человеческую, в отличии от монофизитов, говоривших об одной божественной природе Спасителя. Троеперстное крестное знамение должно было появиться раньше, чем двуперстное, так как споры, касавшиеся учения о Святой Троице, предшествовали христологическим спорам.

На Руси существовали две практики: как двуперстие, так и троеперстие. Это и послужило одной из причин старообрядческого раскола, когда в XV веке власть имущие решили узаконить троеперстие для внешнего единообразия. Хотя и то, и другое крестное знамение не исключают друг друга.

Как крестились ближайшие ученики Христа — не известно. Апостолы не заповедали, надо полагать, первохристианам одного определенного перстосложения для крестного знамения, иначе это перстосложение сохранялось бы неизменно в Церкви, и, к примеру, в IV веке христиане не могли бы креститься безразлично — и одним перстом, и перстами, и вообще рукой. Богослужебные книги остановились на древнехристианских способах молитвы и не внесли на свои страницы позднейшие ее приемы в виде так или иначе полагаемого крестного знамения.

Нынешняя практика крестного знамения сложилась на греческом востоке под действием традиции и стремления к единообразию в церковно-обрядовых действиях. Сейчас православные христиане, чтобы правильно наложить на себя крестное знамение, складывают вместе три первых пальца правой руки, что символизирует Единство Святой и Нераздельной Троицы, два других пальца — плотно прижимают к ладони, что символизирует образ двух природ во Христе. Затем сложенные персты поставляют поочередно на лоб — для освящения ума, на чрево (в область солнечного сплетения) — для освящения чувств, на правое и левое плечи — для освящения телесных сил.

Креститесь правильно – и да поможет Вам Господь и сила крестного знамения!
Категория: Статьи | Добавил: Админ (17.02.2011)
TRANSLATION
 
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ


ТЕГИ ПУБЛИКАЦИЙ
ПОИСК/SEARCH

ИНФОРМАЦИЯ
  • Официальный сайт ИПЦ
  • Святейший Рафаил (Fb)
  • Святейший Рафаил (Tw)
  • Информация и аналитика
  • Главный форум ИПЦ
  • Мы в Facebook'е
  • Мы в Twitter'е
  • ИПЦ "ВКонтакте"
  • ИПЦ в Facebook'e
  • Памяти Митроп.Сергия
  • Наши сайты ИПЦ

  • БАННЕРЫ
















    НАШ БАННЕР
                     
        
      
    Волгоградско-Казанская 
епархия ИПЦ  
               
    ПОДДЕРЖИТЕ НАС!


    ПОСЕТИТЕЛИ

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    ИСТИНА ПРАВОСЛАВИЯ


    Words of the Gospel





    Вход | Login
    Вверх страницы

    Вниз страницы


    Волгоградско-Казанская епархия ИПЦ © 2017
    The Volgograd and Kazan diocese of is TOC

     
                                  

    При использовании любых опубликованных у нас материалов - будем признательны, если вы у себя разместите активную ссылку на наш сайт! Мы имеем своё суждение и иногда оно может не совпадать с мнением авторов публикаций нашего сайта. Мы, также, с радостью примем и ваши статьи/материалы для размещения на нашем сайте. Спаси вас Господь!








    Rambler's Top100 Яндекс.Метрика

    Сайт адаптирован под браузер Mozilla Firefox | The website is adapted for Mozilla Firefox