БЛАГОДАРИМ ЗА ПОСЕЩЕНИЕ НАШЕГО ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО САЙТА! ПРИГЛАШАЕМ ВАС, ТАКЖЕ, К ЧТЕНИЮ ГЛАВНЫХ НОВОСТЕЙ И ПУБЛИКАЦИЙ ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ОФИЦИАЛЬНОМ ИНФОРМАЦИОННОМ БЛОГЕ «ИПЦ: ИНФОРМАЦИЯ И АНАЛИТИКА» СИНОДАЛЬНОГО ИЗДАТЕЛЬСКОГО И ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОТДЕЛА ЦРО ИПЦ. БЛАГОСЛОВИ ВАС ГОСПОДЬ! | We thank you for visiting our information-educational a web-site! We invite you also to read the main news and publications of the True-Orthodox Church in the official Informational blog «TOC: information and analytics» of the Synodal publishing and information-analytical Department of the TOC. God will bless you!
Волгоградско-Казанская епархия ИПЦ / Volgograd and Kazan diocese TOC (Russia)
РАЗДЕЛЫ САЙТА
КАТЕГОРИИ
Исповедники веры [33]
Духовные чтения [40]
Поиски Истины [61]
Пророчества [10]
Проповеди [2]
Документы [5]
Молитвы [15]
Полезное [27]
Статьи [45]
ИПЦ [22]
А.Р. [12]
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Читайте, также, наши новости в официальном информационном блоге "ИПЦ: информация и аналитика"
Читайте, также, наши новости в официальном информационном блоге "ИПЦ: информация и аналитика"
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!
С Постом Великим всех православных христиан!
С Постом Великим всех православных христиан!
2/15 февраля - СРЕТЕНИЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА. Праздник и традиции
2/15 февраля - СРЕТЕНИЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА. Праздник и традиции
2 февраля - годовщина Сталинградской битвы
2 февраля - годовщина Сталинградской битвы
19 января - СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА. О празднике, традиции на Украине и в Беларуси
19 января - СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА. О празднике, традиции на Украине и в Беларуси
С РОЖДЕСТВОМ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА!
С РОЖДЕСТВОМ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА!

ЕПАРХИЯ В СЕТИ



ИКОНОГРАФИЯ/ICONS

Иконография/Icons
Главная » Статьи » Статьи

О великом религиозном и политическом мыслителе ХХ века И.А.Ильине
Никто не станет отрицать, что сегодня – в который уж раз в своей истории! – Россия переживает смутное время. Эти испытания предвидел Иван Ильин, чья активная творческая жизнь пришлась на первую половину ХХ века.

Он любил Россию

В автобиографии Иван Ильин написал: русский, родился в Москве 16/28 марта 1882 года. Дворянского происхождения; с материнской стороны – немецких кровей (Швайкерт фон Штадион, г. Виттенберг)…». Ну, и далее – классическая гимназия в Москве, изучение юриспруденции и философии в Московском университете, с 1912 года педагогическая работа: он доцент, потом – профессор. Вот что пишет о нём в своих воспоминаниях критик и мемуарист Евгения Герцык (кстати, двоюродная сестра жены Ивана Александровича).

«По матери – немецкой крови, светлоглазый, рыжеватой масти, высокий и тонкий, Иван Ильин – тип германца, и как бывает с русскими немцами, у него была ревнивая любовь к русской стихии – неразделённая любовь, страстно любил Художественный театр, выискивал в игре его типично русские черты, любил Чехова, любил Римского-Корсакова так, как любят любовницу, ненавидел тех, кто тоже смеет любить».

Из других воспоминаний: «Среди стремительного и блестящего потока слов, острых, ёмких, сам Ильин, подвижный, высокий, походил на белого Мефистофеля: светлые глаза горели голубым огнём, светлые волосы отливали рыжеватым блеском. Речь его зажигала слушателей».

Два года Ильин проучился в Германии, в Гёттингене и Гейдельберге. Сначала фанатично изучал Канта, потом стал почитателем Гегеля. Выпустил книги о Шеллинге, Жан-Жаке Руссо, Штирнере, Фихте. Последняя книга, изданная в России – «Учение Гегеля о свободе воли» (1917). Инакомыслящий русский немец Ильин был новой власти не только чужд, но и опасен. Его неоднократно арестовывали, а в 1922 году приговорили к смертной казни. Затем заменили её высылкой из Советской России и лишением гражданства. И, как говорится, за дело: резко осудил смену власти в 1917 году; был идеологом Белого движения и автором манифеста «Белое дело». Монархист Ильин писал о коммунистах: «Это люди, жаждущие власти, господства, командования, социального и политического первенства. Эта потребность в них настолько сильна, что они освобождают себя от всяких законов и удержей».

В Берлине Иван Ильин прожил 16 лет, а после прихода к власти Гитлера перебрался в Швейцарию. Там он продолжал свои философские изыскания и страстную публицистику, в основном посвящённую России, её истории, судьбам. Её будущему. Умер Иван Александрович Ильин 21 декабря 1954 года в Цолликоне, в пригороде Цюриха в возрасте 72 лет.

Он был непримирим к чужим взглядам и воззрениям. Русские писатели и мыслители никак не могут найти общего языка и вечно пребывают в спорах и разногласиях. Вот что писал об Ильине Андрей Белый в воспоминаниях «Между двух революций:

«Сардоническая улыбка змеилась на тонких и мёртвых устах его: с нарочитою, исступлённой сухостью, бегая глазками мимо меня, он мне кланялся: наше знакомство определялось отнюдь не словами, а тем, как мы молчим, исподлобья метая взгляды друг в друга… У него были острые увлеченья людьми и ничем не мотивированные антипатии…».

И конечная жалоба Андрея Белого: «Иван Александрович Ильин, гегельянец, впоследствии воинственный черносотенец – возненавидел меня с первой встречи: ни за что ни про что». Это мнение одной стороны, но было, по всей вероятности, мнение и другой, ильинской стороны. Нетрудно догадаться, что оно мало чем отличалось от первого.

После смерти Ильина были изданы две книги его прозы – «Путь к очевидности» и «Поющее сердце». Посмертным стал и двухтомник «Наши задачи» – статьи, написанные в период 1947–1954 годов, по существу – политическая программа Ильина как философа и мыслителя.

«Мы Западу не ученики и не учителя. Мы ученики Бога и учителя самим себе. Мы должны не заимствовать у других, не подражать им, не ходить «в кусочки», собирая на мнимую бедность. Мы должны искать «русского ви`дения», русского содержания и русской формы. Мы должны не ползать на коленях, а самостоятельно быть и творить, обращаясь к Богу», – вот характерное высказывание Ильина, выражающее важные моменты его жизненного кредо.

Он был русским религиозным философом. Искал истину добра и красоты как исходящую от Бога. Объяснял упадок современного искусства недостаточным распространением религии среди народа и высказывал надежду, что опять «наступит период религиозного возрождения, когда снова расцветёт искусство».

Ильин был историческим и социальным оптимистом, верил в возрождение России.

Ильин любил Россию самозабвенно и писал о ней, как настоящий поэт: «Россия одарила нас бескрайними просторами, ширью равнин, вольно пронизываемых взором да ветром, зовущих в лёгкий, далёкий путь. И просторы эти раскрыли наши души и дали ширину, вольность и лёгкость, каких нет у других народов. Русскому человеку присуща духовная свобода, внутренняя ширь, осязание неизведанных небывалых возможностей…

Созерцать научила нас Россия. В созерцании наша жизнь, наше искусство, наша вера…

Россия дала нам богатую, тонкую, подвижную страстную жизнь чувства…

И ещё один дар дала нам наша Россия: это дивный, наш могучий, наш поющий язык…».

Это лишь малая часть того, что писал о России Ильин. Казалось бы, такого певца России должны были любить все соотечественники. Однако это далеко не так. Среди коллег-философов особенные споры и возражения вызвала книга Ильина «О сопротивлении злу силою» (Берлин, 1925). Её отвергли Бердяев, Зинаида Гиппиус, Степун, Айхенвальд и многие другие. Зинаида Гиппиус назвала этот труд Ильина «военно-полевым богословием». Бердяев определил как «кошмар злого добра».

Ильин оправдывал свой антитезис толстовста, утверждая, что сопротивляться злу необходимо всегда с любовью. Но обязательно с мечом. Быть меченосцем. Советский поэт переиначил тезис Ильина, заявив, что добро должно быть с кулаками, но без всякой религиозной основы. А у Ильина речь шла о соединении любви и меча, недаром его прозвали «теоретиком православного меча». Для многих такое сочетание было неприемлемым.

В конце 40-х, в начале 50-х годов он пророчествовал о падении коммунистической диктатуры. Ему никто не верил.

Незадолго до смерти Ильин завершил основной труд своей жизни – «Аксиомы религиозного опыта». В нём утверждал, что «человек есть по существу своему живой, личный дух… Дух есть дар свободы, данный человеку в зачатке от самой природы…». Критерием истины и веры Ильин считал смерть: «Жить стоит только тем, за что стоит бороться и умереть».

Что сулит миру расчленение России

Ивана Ильина можно причислить к пророкам. Они всегда предупреждали народы об опасностях и катастрофах. Но когда к этим мудрецам прислушивались, когда внимали их предостережениям? В своём-то Отечестве… Предлагаем вашему вниманию фрагменты его статьи «Что сулит миру расчленение России», в которой автор ещё в 1948 году с поразительной точностью предсказал последствия расчленения великой страны.

…Россия есть не случайное нагромождение территорий и племён и не искусственно слаженный «механизм» «областей», но живой, исторически выросший и культурно оправдавшийся организм, не подлежащий произвольному расчленению. Этот организм есть географическое единство, части которого связаны хозяйственным взаимопитанием; этот организм есть духовное, языковое и культурное единство, исторически связавшее русский народ с его национально-младшими братьями – духовным взаимопитанием; он есть государственное и стратегическое единство, доказавшее миру свою волю и свою способность к самообороне; он есть сущий оплот европейски-азиатского, а потому и вселенского мира и равновесия. Расчленение его явилось бы невиданной ещё в истории политической авантюрой, гибельные последствия которой человечество понесло бы на долгие времена.

Расчленение организма на составные части нигде не давало и никогда не даст ни оздоровления, ни творческого равновесия, ни мира. Напротив, оно всегда было и будет болезненным распадом, процессом разложения, брожения, гниения и всеобщего заражения. <…> Территория России закипит бесконечными распрями, столкновениями и гражданскими войнами. <…> Державы всего мира будут вкладывать свои деньги, свои торговые интересы и свои стратегические расчёты в нововозникшие малые государства; они будут соперничать друг с другом, добиваться преобладания и «опорных пунктов»; мало того, выступят империалистические соседи, которые будут покушаться на прямое или скрытое «аннексирование» неустроенных и незащищённых новообразований <…>

Установим сразу же, что подготовляемое международною закулисою расчленение России не имеет за себя ни малейших оснований, никаких духовных или реально политических соображений, кроме революционной демагогии, нелепого страха перед единой Россией и застарелой вражды к русской монархии и к Восточному Православию. Мы знаем, что западные народы не разумеют и не терпят русского своеобразия. Они испытывают единое русское государство, как плотину для их торгового, языкового и завоевательного распространения. Они собираются разделить всеединый российский «веник» на прутики, переломать эти прутики поодиночке и разжечь ими меркнущий огонь своей цивилизации. Им надо расчленить Россию, чтобы провести её через западное уравнение и развязание и тем погубить её…

Напрасно они ссылаются при этом на великий принцип «свободы»: «национальная свобода» требует-де «политической самостоятельности». Никогда и нигде племенное деление народов не совпадало с государственным. Вся история даёт тому живые и убедительные доказательства. Всегда были малые народы и племена, неспособные к государственному самостоянию. <...> Многие малые племена только тем и спаслись в истории, что примыкали к более крупносильным народам, государственным и толерантным: отделить эти малые племена значило бы – или передать их новым завоевателям и тем окончательно повредить их самобытную культурную жизнь, или погубить их совсем, что было бы духовно разрушительно, хозяйственно разорительно и государственно нелепо. Вспомним историю древней Римской империи – это множество народов, «включённых», получивших права римского гражданства, самобытных и ограждённых от варваров. А современная Великобританская империя? И вот именно таково же культуртрегерское задание единой России.

Ни история, ни современное правосознание не знают такого правила: «сколько племён, столько государств». Это есть новоизобрётенная, нелепая и гибельная доктрина; и ныне она выдвигается именно для того, чтобы расчленить единую Россию и погубить её самобытную духовную культуру.

Пусть не говорят нам о том, что «национальные меньшинства» России стояли под гнётом русского большинства и его государей. Это вздорная и ложная фантазия. Императорская Россия никогда не денационализировала свои малые народы, в отличие хотя бы от германцев в Западной Европе.

Дайте себе труд заглянуть в историческую карту Европы эпохи Карла Великого и первых Каролингов (768–843 по Р.Х.). Вы увидите, что почти от самой Дании, по Эльбе и за Эльбой (славянская «Лаба»), через Эрфурт к Регенсбургу и по Дунаю сидели славянские племена: ободриты, лютичи, линоны, гевелы, редарии, укры, поморяне, сорбы и много других. Где они все? Что от них осталось? Они подверглись завоеванию, искоренению или полной денационализации со стороны германцев. Тактика завоевателя была такова: после военной победы в стан германцев вызывался ведущий слой побеждённого народа; эта аристократия вырезывалась на месте; затем обезглавленный народ подвергался принудительному крещению в католицизм, несогласные убивались тысячами; оставшиеся принудительно и безропотно германизировались. <…>

Видано ли, слыхано ли что-нибудь подобное в истории России? Никогда и нигде! Сколько малых племён Россия получила в истории, столько она и соблюла. Она выделяла, правда, верхние слои присоединённых племён, но лишь для того, чтобы включить их в свой имперский верхний слой. Ни принудительным крещением, ни искоренением, ни всеуравнивающим обрусением она никогда не занималась.

И вот, когда после падения большевиков мировая пропаганда бросит во всероссийский хаос лозунг: «Народы бывшей России, расчленяйтесь!» – то откроются две возможности: или внутри России встанет русская национальная диктатура, которая возьмёт в свои крепкие руки «бразды правления», погасит этот гибельный лозунг и поведёт Россию к единству, пресекая все и всякие сепаратистские движения в стране; или же такая диктатура не сложится, и в стране начнётся непредставимый хаос передвижений, возвращений, отмщений, погромов, развала транспорта, безработицы, голода, холода и безвластия. <…>

Но для нас поучительно, что европейские политики заговорили одновременно – о паневропейском объединении и о всероссийском расчленении! Мы давно прислушиваемся к этим голосам. Ещё в 1920-х годах в Праге видные социалисты-революционеры публично проболтались об этом замысле, избегая слова «Россия» и заменяя его описательным выражением «страны, расположенные к востоку от линии Керзона». Мы тогда же отметили эту многообещающую и, в сущности, изменническую терминологию и сделали соответствующий вывод: мировая закулиса хоронит единую национальную Россию…

Не умно это. Не дальновидно. Торопливо в ненависти и безнадёжно на века. Россия не человеческая пыль и не хаос. Она есть прежде всего великий народ, не промотавший своих сил и не отчаявшийся в своём призвании. Этот народ изголодался по свободному порядку, по мирному труду, по собственности и по национальной культуре. Не хороните же его преждевременно! Придёт исторический час, он восстанет из мнимого гроба и потребует назад свои права!

Юрий Безелянский

(«Наука и религия», №09/2012)

На нашем информационном сайте Волгоградско-Казанской епархии ИПЦ в разделе «Публикации» категории «Статьи» вы можете прочитать часть трудов выдающегося религиозного и политического мыслителя Ивана Александровича Ильина или набрав в поиске сайта «И.А.Ильин», где выйдет список части его опубликованных трудов…

Категория: Статьи | Добавил: Админ (18.11.2012)
Теги: духовность, история, статьи, духовные чтения, Наука и религия, россия, поиски Истины
TRANSLATION
 
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ


ТЕГИ ПУБЛИКАЦИЙ
ПОИСК/SEARCH

ИНФОРМАЦИЯ
  • Официальный сайт ИПЦ
  • Святейший Рафаил (Fb)
  • Святейший Рафаил (Tw)
  • Информация и аналитика
  • Главный форум ИПЦ
  • Мы в Facebook'е
  • Мы в Twitter'е
  • ИПЦ "ВКонтакте"
  • ИПЦ в Facebook'e
  • Памяти Митроп.Сергия
  • Наши сайты ИПЦ

  • БАННЕРЫ
















    НАШ БАННЕР
                     
        
      
    Волгоградско-Казанская 
епархия ИПЦ  
               
    ПОДДЕРЖИТЕ НАС!


    ПОСЕТИТЕЛИ

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    ИСТИНА ПРАВОСЛАВИЯ


    Words of the Gospel





    Вход | Login
    Вверх страницы

    Вниз страницы


    Волгоградско-Казанская епархия ИПЦ © 2017
    The Volgograd and Kazan diocese of is TOC

     
                                  

    При использовании любых опубликованных у нас материалов - будем признательны, если вы у себя разместите активную ссылку на наш сайт! Мы имеем своё суждение и иногда оно может не совпадать с мнением авторов публикаций нашего сайта. Мы, также, с радостью примем и ваши статьи/материалы для размещения на нашем сайте. Спаси вас Господь!








    Rambler's Top100 Яндекс.Метрика

    Сайт адаптирован под браузер Mozilla Firefox | The website is adapted for Mozilla Firefox