С 5/18 марта по 21 апреля/4 мая 2013 г. – ВЕЛИКИЙ ПОСТ,
СВЯТАЯ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦА…
1-я неделя Великого поста –
Страстная. Согласно с примером и учением Господа нашего Иисуса Христа,
Православная Церковь со времен апостольских дни Страстной недели посвящает
особенному благоговению и называет седмицею Страстною и Великою. «Великою она
называется, - говорит св.Иоанн Златоуст, - не потому, что дни ее дольше или их
больше числом; но потому, что во дни ее совершены Господом нашим великие дела.
В эту Великую неделю разрушено долговременное царство дьявола, истреблена
смерть, низложен сильный, расхищены его орудия, побежден грех, снято проклятие,
отверст рай, небо сделалось доступно человекам. Люди соединились с Ангелами,
разрушено средостение, преграда удалена, и Бог мира примирил небесное и земное.
Поэтому она называется Великою неделей». Подобно Господу, ежедневно пред своими
страданиями пребывавшему в храме Иерусалимском для молитвы и проповеди
Евангелия, и по заповеди и примеру апостолов, древние христиане проводили
Страстную и Великую неделю с особенным благочестием, каждый день собираясь в
храм Божий для молитвы и слушания пастырских поучений. Евсевий, упоминая о
священных бдениях древних христиан в Страстную неделю, повествует, что однажды
Наркисс, епископ Иерусалимский, живший в конце II и начале III века, во
время бдения в один из дней Великой недели, по недостатку елея в кадилах,
повелел наполнить их водою, которая по благословении от святителя, при влиянии
в лампады, божественною силою чудесно превратилась в елей. Святой Епифаний,
архиепископ Кипрский, живший в IY
веке, говорит: «У нас во дни Страстной седмицы бывают возлежания на земле,
омовения, удручения, сухоядение, молитвы, бдения и посты. Иные эту священную
седмицу всю проводят без пищи, иные вкушают в некоторые только дни, а иные
вечером». Св.Иоанн Златоуст Великую седмицу называет всенародным праздником, в
который «все собираются для общественного Богослужения, многие усугубляют свои
благочестивые подвиги: иные увеличивают пощение, другие священные бдения, иные
творят обильнейшую милостыню, и таковым усердием к благим делам и сугубым
благочестием свидетельствуют о великости благодеяний, оказанных нам от Бога.
Как в то время, когда Господь воскресил Лазаря, все бывшие в Иерусалиме вышли в
сретение Ему и свидетельствовали, что Он воскресил четверодневного, и это
усердие встретивших Господа было доказательством чуда, Им совершенного: так и
настоящее усердие к делам благочестия в Великую седмицу служит свидетельством о
великих делах, совершенных в нее Иисусом Христом. Сегодня исходим мы во
сретение Христу не из одного города и не из Иерусалима только, но отовсюду во
всей вселенной исходят бесчисленные собрания верующих во сретение Иисусу, не с
пальмовыми ветвями, но с добродетелию, милостынею, человеколюбием, постом,
слезами, молитвами, бдениями и всяким благочестием». Посему, кроме ежедневного
участия в общественном Богослужении, кроме молитвенных бдений, поста и других
подвигов благочестия, древние христиане в Великую неделю мучений Господа, Своими
спасительными страданиями явившего роду человеческому неизреченные благодеяния,
старались быть особенно благотворительны и щедры к ближним, нуждавшимся в
помощи. Действительно, богатые в Великую неделю уделяли щедрую милостыню
бедным; владельцы давали рабам своим отдохновение от трудов, и даже свободу,
поступая по духу апостольских правил, внушающих праздновать Страстную неделю
всем - рабам и свободным. Цари в эту неделю прощали узников, если они виновны
были не в уголовных преступлениях. Места присутственные прекращали
судопроизводство, считая неприличным на святые и великие дни страдания и смерти
Господа производить дела осуждения и наказания. «Не мы только почитаем
Страстную неделю, - беседовал некогда св.Иоанн Златоуст, - но наши цари, даруя
во время ее свободу от дел всем, находящимся в общественной службе, чтобы они в
дни Страстной недели, прекратив свои занятия, проводили эти дни в духовном
служении Богу. Поэтому в Страстную неделю запираются двери судилищ; да
прекратится, говорят, всякое недоумение и всякий вид прения и наказания; да
успокоятся руки служителей казни. Благодеяния Господа соделаны для всех: да
будет же и от нас оказано хотя некоторое благодеяние рабам. Эта неделя почтена
не только таким усердием и такою честию, но и другою не меньшей. Во время ее
рассылаются царские грамоты для освобождения узников. Как Господь наш своим
сошествием в ад освободил одержимых смертию (1 Пет.3,19): так исполнители воли
Его на земле, по силам своим и подражая человеколюбию Господа, разрешают
видимые узы, будучи не в силах разрешить духовных». Таким образом древние
христиане, святя Великую неделю страданий и смерти Господа, с благоговением
приготовлялись «поклонитися и святому Воскресению Его», подобно древним
израильтянам, которые пред Пасхою своею совершали обрядовое очищение (Ин.11,55)…