«Во плоти Ангел,/ пророков основание,/
вторый Предтеча пришествия Христова,
Илия славный,/ свыше пославый Елиссееви
благодать/ недуги отгоняти/ и прокаженныя очищати,//
темже и почитающим его точит исцеления»
(Тропарь пророка Илии, гл.4)
Святой пророк Илия - один из
величайших пророков и первый девственник Ветхого Завета - родился в Фесвии
Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Воплощения Бога Слова.
Святитель Епифаний Кипрский
сообщает о рождении пророка Илии такое предание: "Когда родился Илия, отец
его Совах видел в видении, что благообразные мужи приветствовали его, пеленали
огнем и питали пламенем огненным". Данное младенцу имя Илия (крепость
Господня) определило всю его жизнь. С малых лет он посвятил себя Единому Богу,
поселился в пустыне и проводил жизнь в строгом посте, Богомыслии и молитве.
Призванный к пророческому служению при израильском царе Ахаве, пророк стал
пламенным ревнителем истинной веры и благочестия. В то время израильский народ
отпал от веры своих отцов, оставил Единого Бога и поклонялся языческим идолам,
почитание которых ввел нечестивый царь Иеровоам. Особо поддерживала
идолослужение жена царя Ахава, язычница Иезавель. Поклонение идолу Ваалу
привело израильтян к полному нравственному разложению. Видя гибель своего
народа, пророк Илия стал обличать царя Ахава в нечестии, убеждая его покаяться
и обратиться к Истинному Богу. Царь не послушал его. Тогда пророк Илия объявил
ему, что, в наказание три года не будет ни дождя, ни росы на земле и засуха
прекратится только по его молитве. И действительно, по молитве пророка небо
заключилось, наступила засуха и голод по всей земле. Народ страдал от
нестерпимого зноя и голода. Господь по Своему милосердию, видя страдания людей,
готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова
пророка Илии, горевшего желанием обратить сердца израильтян к покаянию и
возвратить их к истинному Богопочитанию. Сохраняя пророка Илию от рук Иезавели,
Господь во время бедствия послал его в сокровенное место у потока Хораф. Хищным
воронам Господь повелел приносить пищу пророку, внушая ему тем самым жалость к
страждущему народу. Когда поток Хораф высох, Господь послал пророка Илию в
Сарепту Сидонскую к бедной вдове, которая страдала вместе с детьми в ожидании
голодной смерти. По просьбе пророка она приготовила ему опреснок из последней
горсти муки и остатка масла. Тогда по молитве пророка Илии мука и масло с тех
пор не истощались в доме вдовы на протяжении всего голода. Силою своей молитвы
великий пророк сотворил другое чудо - воскресил умершего сына этой вдовы. По
прошествии трех лет засухи Милосердый Господь послал пророка к царю Ахаву для
прекращения бедствия. Пророк Илия велел собрать на гору Кармил весь Израиль и
жрецов Ваала. Когда народ собрался, пророк Илия предложил соорудить два
жертвенника: один - от жрецов Ваала, другой - от пророка Илии для служения
Истинному Богу. "На который из них спадет огонь с неба, тот будет
указанием, чей Бог истинен, - сказал пророк Илия, - и все должны будут
поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти". Первыми
приступили к жертвоприношению жрецы Валла: они взывали к идолу с утра до
вечера, но напрасно - небо молчало. К вечеру святой пророк Илия воздвиг свой
жертвенник из 12-ти камней, по числу колен Израилевых, возложил жертву на
дрова, приказал выкопать вокруг жертвенника ров и повелел поливать жертву и
дрова водой. Когда ров наполнился водой, пламенный пророк обратился к Богу с
горячей молитвой и прошением, чтобы Господь ниспослал с неба огонь для
вразумления заблуждающихся и ожесточившихся израильских людей и обратил сердца
их к Себе. По молитве пророка с неба сошел огонь и попалил жертву, дрова, камни
и даже воду. Народ пал на землю, взывая: "Воистину Господь есть Бог Един и
нет другого Бога, кроме Него!". Тогда пророк Илия умертвил всех жрецов Вааловых
и стал молиться о ниспослании дождя. По его молитве небо отверзлось и выпал
обильный дождь, напоивший жаждущую землю.
Царь Ахав осознал свое
заблуждение и оплакал грехи, но жена его Иезавель грозила убить пророка Божия.
Пророк Илия бежал в царство Иудейское и, скорбя о бессилии искоренить
идолопоклонство, просил у Бога себе смерти. Ему предстал Ангел Господень,
укрепил его пищей и повелел идти в дальний путь. Сорок дней и ночей шел пророк
Илия и, дойдя до горы Хорив, поселился в пещере. Здесь после грозной бури,
землетрясения и пламени Господь явился "в тихом ветре" (3 Цар. 19,
12) и открыл скорбевшему пророку, что Он сохранил семь тысяч верных рабов, не
поклонившихся Ваалу. Господь повелел пророку Илии помазать (посвятить) на
пророческое служение Елисея. За свою пламенную ревность о Славе Божией пророк
Илия был взят на Небо живым в огненной колеснице. Пророк Елисей стал свидетелем
восхождения пророка Илии на небо в огненной колеснице и получил вместе с его
упавшей милотию (плащом) дар пророческого духа вдвое больший, чем имел пророк
Илия.
По преданию Святой Церкви, пророк
Илия будет Предтечею Страшного Второго Пришествия Христа на землю и во время
проповеди примет телесную смерть.
Жизнь святого пророка Илии
описана в Ветхозаветных книгах (3 Цар.; 4 Цар.; Сир. 48, 1-15; 1 Мак. 2, 58).
Во время Преображения Господня пророк Илия беседовал со Спасителем на горе
Фавор (Мф. 17, 3; Мк. 9, 4; Лк. 9, 30).
Со дня огненного вознесения на
Небо пророка Илии его почитание в Церкви Христовой никогда не прерывалось.
Православная Церковь свято чтит пророка Илию.
На Руси первая церковь, построенная
в Киеве при князе Игоре, была во имя пророка Илии. После Крещения святая
равноапостольная княгиня Ольга построила храм пророка Илии у себя на родине, в
селе Выбуты.
Иконописная традиция изображает
пророка Илию возносящимся на колеснице с огненными колесами, которая окружена
со всех сторон пламенем и запряжена четырьмя крылатыми конями.
Пророку Илии молятся о даровании
дождя.
В период двоеверия на Руси день 2 августа (нов.ст.) очень почитался среди славян и назывался Перунов или Ильин день. В народе
говорили: «До Ильи облака ходят по ветру, а с Ильи начинают ходить против
ветру», «На Илью до обеда — лето, а после обеда — осень», «До Ильи поп дождя не
умолит, после — и баба фартуком нагонит», «До Ильина дня дождь в закром, а
после Ильина дня — из закрома», «Илья словом дождь держит и низводит», «Илья
грозы держит, Илья хлебом наделяет», «С Ильина дня мужику две угоды: ночь
длинна да вода холодна», «После Ильина дня в поле сива коня не увидать — ночи
тёмные». «Илья Пророк — косьбе срок», — то есть заканчивается сенокос и
начинается жатва, «Илья Пророк в воду льдинку уволок», — по поверьям, у
мчащегося по поднебесью Перунова коня в этот день слетела подкова и упала в
воду, отчего вода похолодела.
Перунов (Ильин) день называли в
народе «сердитым днём». Работать в этот день, по обычаю, было нельзя: «На Ильин
день снопов не мечут: грозой спалит». В этот день не выгоняли скот за околицу,
так как считалось, что в это время в лесу свободно разгуливают дикие звери
(особенно волки) и ядовитые змеи. Тако же на Ильин день перегоняли пчёл,
подчищали ульи, подрезали первые соты, отсюда присловица: «Богат, как Ильинский
сот». Различали Илью Мокрого и Илью Сухого: Мокрым его величали во время
молений о ниспослании дождей на ниву, а Сухим — во время молений о прекращении
затяжных дождей. Если на Перунов день вовсе не было дождя, опасались скорых
лесных пожаров.
Готовились к Перунову дню в
течение целой недели. Пекли огромный пирог на всю деревню, приготовляли большой
кусок творога, варили обрядное пиво. В самом начале празднества добывали
трением Живой Огонь, и уже от него запаливали Краду из чистых дубовых поленьев.
Само празднество включало в себя две составляющие: воинскую и земледельческую,
подробнее о коих см. наши: «Свято Перунье» и «Перунов день».
Вскоре после Ильина дня отмечали (ст.ст.):
24 июля — Борис и Глеб летние («На Бориса и Глеба — пали копны: гроза жжёт
копны у тех, кто работает во сей день»); 27 июля — Пантелеймон Целитель,
прозванный в народе Палием («Кто на Палия работает, у того гроза спалит хлеб»,
«Палий — пали копны: Палий спалит двор у того, кто возит в этот день копны на
гумно»); 30 июля — Силин день («Святой Сила прибавит мужику силы», «На Силу и
бессильный богатырём живёт», «На Силу не взять ведьме над скотиной силу»).
Святый пророче Илие,
моли Бога о нас!