Желающему спастись не должно
бояться и смотреть на лютые скорби, происходящие от бесов или от людей, потому
что в человеческой жизни много изменений бывает: переменяются и люди от зла на
добро и любовь. Боящийся скорбей обыкновенно приходит в слабость и малодушие.
Если кто привыкнет убегать или избавляться от скорбей, или переходить с места
на место, или выбирать время, и тогда начинать подвизаться, таковой во все дни
своей жизни не найдет места и времени для получение пользы.
Должно же взирать и надеяться на
милость Божию и вспоминать от века преславные чудеса Его и помощь надеющимся на
него угодникам Его, что ни в какой нужде и скорби не оставляет Бог и никогда
выше силы нашей не попускает искушение, и посему должно нам с благодарением
ради Бога и будущих вечных благ, мужественно нести свой крест, - терпеть все
скорбное в данном времени и месте. По слову Апостола: многими скорбями должно
нам войти в царство небесное (Деян. 14, 22); этим узким скорбным путем придем в
высочайшее совершенство терпения и на всяком месте не лишимся полезного, но
получим его милостью Божию и не потеряем напрасно время нашей жизни.
Забудем все скорбное от бесов и
людей, и не будем заботиться ни о какой скорби, ни о пище; только о том пусть
будет у нас попечение, чтобы настоящее время не прошло праздно, то есть без
духовного подвига и молитвы.
Когда же найдет на нас какая-либо
печаль от бесов и людей, или скорбь, или болезнь, или беда, тогда особенно
прилежно будем молиться Богу, вопиять со слезами, нисколько не рассуждая и не
заботясь о том, как избавиться от той нужды, ибо всякая скорбь без Божия
Промысла не бывает с нами, посему возлюбим узкий и трудный путь скорбной жизни;
ибо этот узкий и скорбный путь ведет в Царствие Небесное, а потому не будем
избегать его в напастях, бедах, нуждах и скорбях, но мужественно будем терпеть
все скорбное, трудное, неприятное, пока не получим божественной помощи.
Подобает подвижнику, рабу Божию,
быть крепким при всякой скорби, положить свое сердце как бы на твердыне, а не
быть как вода слабым. Жизнь эта, как колесо вертящееся, не постоянна и не
стройна; иногда бывает для человека благополучие, некоторый почет, - к сему не
прилагай сердца; иногда бывает гонение от людей - тогда не печалься; иногда от
бесов скорби, нападение, страсти - тогда не скорби. Все это приходит нам - и
попускается Богом для нашего спасения, и опять отходит, как устроит благодать
Его, чтобы наказать и помиловать нас. Ему слава ныне и присно и во веки веков.
Аминь.
Если хочешь не гневаться на
оскорбителя твоего, то прилежно от всего сердца молись о нем Богу и дай ему
какой-либо подарок, или малое утешение; иногда сам приди к нему, когда увидишь,
что он опомнился от гнева, и поговори о прощении греха, узнай причину и показывай
ему еще большую любовь; при встрече предупреждай его низким поклоном, и каждому
говори о нем, что он добр; ничто так не приводит его в умиление и смирение, как
это; и ничто так не возбуждает гнев у него, как укорение его оскорбителем, и
отвращение от него, и заочное злословие его, потому что слышащий может передать
ему о всем. Великое это зло, и духовных затрагивает эта страсть. Таковой,
спасающий себя и друга своего, поистине мудрый и совершенный подвижник и лучше
много трудящегося.
Если кто думаете, что он имеет
любовь, но не одинаковую ко всем, а различает, отделяет нищего от богатого,
немощного от здорового, грешного от праведного, чужого от ближнего, враждующего
от любящего; то таковая любовь несовершенна, но отчасти. Действительная и
совершенная любовь состоит в том, чтобы всех считать и любить одинаково, как
любящих, так и ненавидящих. Таковая любовь, а с нею нераздельно и милосердие, -
кратко скажу, - есть невод всем добродетелям, все заповеди Божии собою обнимает
и содержит. Если кто и может сохранить все заповеди, то только сохранившие это.
Потому мы и не приходим в совершенство и не получаем благодати, что не
исполняем в совершенстве заповеди. Возлегшему на пречистые перси Господа
сказано в Откровении: победившему мир дам венец животный.
Победить же мир, значит победить
терпением мудрование его, и страсти, и всякое зло; т.е. страдать, отставить
свои привычки и волю от мирского мудрования, миролюбивой жизни, и обратить к
духовной жизни, не делать никакого зла и сохранять заповеди Божии. Ибо добрые
дела - жертва Богу, и сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит, а
человеческие страсти - жертва бесам. Однако человек сотворен безстрастным;
страсти же у него бывают от произвола - делать или не делать их. Нас же да
сохранит Господь от страстей.
Преподобный Паисий Величковский. «Слово
о том, чтобы терпеть скорби»