11/24 ноября 2013 г. (согласно Определению
Священного Синода ИПЦ от 28 января 2008 г. празднование установлено в первое
воскресенье после 20-го ноября) - ДЕНЬ ПАМЯТИ НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ
ИПЦ. Память мученической кончины (расстрела) Священномучеников
Иосифа (Петровых), митрополита Петроградского, Кирилла (Смирнова), митрополита
Казанского, Евгения (Кобранова), епископа Ростовского и иже с ними многих
мучеников.
Святитель Иосиф (Петровых Иван
Семёнович), митрополит Петроградский – духовный родоначальник
Истинно-Православной Церкви, родился 15 декабря (по ст.ст.) 1872 года в уездном
городке Устюжне Новгородской губернии. Чин пострижения в монашество послушника
Иоанна (Петровых) был совершен 26 августа 1901 г. в Гефсиманском
скиту, что неподалеку от Троице-Сергиевой Лавры, с наречением именем Иосиф,
преосвященным еп.Волокололамским Арсением (Стадницким), ректором Московской
Духовной академии. После совершения пострига епископом Арсением было сказано
Иосифу судьбоносное слово: «Теперь, когда хулится имя Божие, молчание постыдно
будет и сочтено за малодушие или безчувственную холодность к предметам веры. Да
не будет в тебе этой преступной теплохладности, от которой предостерег Господь.
Работай Господеви духом горяще».
Как Владыка Иосиф встретил
февральскую революцию 1917 г.?
Его дневник «В объятиях Отчих»
сравнивают с творениями святого Иоанна Кронштадтского, по их определению,
«церковного апологета монархизма». Очевидно, что как искренний православный
архипастырь, Владыка Иосиф понимал истинное значение Православного царства и
потому глубоко скорбел, видя, как далеко отошла от этого идеала христианской
государственности императорская власть Петербурга. В его дневнике есть характерная запись от 30
июля 1909 г.:
«Невозможно быть истинным слугою земного Царя, не будучи истинным слугою
Божиим. Только истинный Божий слуга имеет все побуждения и средства быть верным
слугою Царя и полезным членом Церкви и Отечества».
Начинались жесточайшие гонения на
Церковь. 7 июля 1919 г.
последовал первый арест владыки Иосифа в Ростове Ярославской губернской ЧК «за
попытку срыва вскрытия мощей в Ростовском уезде». В августе 1919 г. он был освобожден
без вынесения приговора. Мужественное поведение преосвященного не прошло мимо
внимания церковного руководства и 22 января 1920 г. он был возведен в
сан архиепископа и назначен Святейшим Патриархом Тихоном архиепископом
Ростовским, викарием Ярославской епархии. В 1920-1923 гг. Владыка Иосиф был
несколько раз арестован за противление вскрытию мощей святых и изъятия Богослужебной
утвари из храмов.
Последнее его возвращение из
заключения весьма укрепило Православных и вызвало серьезное безпокойство у
Ярославских властей.
7 апреля 1925 г. скончался Святейший
Патриарх Тихон. Архиепископ Иосиф с шестьюдесятью другими архиереями участвовал
в погребении св.Патриарха Тихона и подписал акт о передаче Местоблюстительских
полномочий митрополиту Петру. В своем распоряжении от 6 декабря 1925 г. последний поставил
архиепископа Иосифа третьим кандидатом в Заместители Патриаршего
Местоблюстителя за митрополитом Нижегородским Сергием (Страгородским) и
митрополитом Киевским Михаилом (Ермаковым).
9 декабря 1925 г. митрополит Петр был
арестован. Во главе Российской Церкви оказался митрополит Сергий
(Страгородский). 26 августа 1926
г. архиепископ Иосиф распоряжением заместителя
патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) был переведен
на Ленинградскую кафедру и возведен в сан митрополита Ленинградского с
возложением белого клобука с алмазным крестом и креста на митру. Владыка Иосиф
предпочитал называться митрополитом Петроградским.
6 декабря 1926 г., в связи с арестом
митрополита Сергия (Страгородского), Владыка Иосиф возглавил Российскую
Православную Церковь как заместитель патриаршего местоблюстителя, согласно
завещательному распоряжению митрополита Петра (Полянского). Митрополит Иосиф
через день после вступления в управление издал завещательное
распоряжение-послание о преемственности высшей церковной власти в случае
невозможности ему самому исполнять это послушание. В 1928 г. митрополит Иосиф
вместе с группой архиереев Ярославской епархии официально подписал декларацию
об отделении от митрополита Сергия (который пошёл на сговор с набиравшем силу
сталинским режимом в лице всесильного тогда ОГПУ и сотрудничества с
богоборческой властью – большевиками). Более
подробно ознакомиться с материалами и документами по истории ИПЦ вы можете на
официальном сайте Централизованной религиозной организации
«Истинно-Православная Церковь в разделе сайта «Церковь».
Митрополит Иосиф был арестован в
Николо-Моденском монастыре 12 сентября 1930 г. и привлечен к следствию по делу
«Всесоюзной контрреволюционной монархической организации церковников «Истинно-Православная
Церковь»». Предъявленные обвинения заключались «в руководстве
контрреволюционной организации и в создании монархических церковных
групп».
В сентябре 1931 г. Владыка Иосиф был
отправлен в Алма-Ату, оттуда – в Чимкент, и затем по распоряжению Чимкентского
ОГПУ – в село Ленинское Каратасского района.
24 июня 1937 г. митрополит Иосиф и
митрополит Кирилл были арестованы по одному и тому же обвинению и были помещены
в одну камеру.
В обвинительном заключении от 19
ноября 1937 г.
говорилось: «Петровых Иосиф являлся заместителем Смирнова К.И. и, в случае ареста
последнего, Петровых должен был возглавить контрреволюционную деятельность
организации. Помимо этого, Петровых проводил работу по концентрации
контрреволюционных сил церковников вокруг контрреволюционной организации, вел
новую вербовку членов и организовывал контрреволюционные ячейки на местах».
Заседанием Тройки Управления НКВД
по Южно-Казахстанской области от 19 ноября 1937 г. митрополиты Иосиф и
Кирилл, а также епископ Евгений были приговорены к высшей мере наказания.
Три архиерея были одновременно расстреляны
7/20 ноября 1937 г.
Похоронены в Лисьем овраге под Чимкентом.
Еще в 1981 году Митрополит Иосиф
(Петровых) был прославлен Русской Православной Церковью Заграницей (РПЦЗ) в
лике Священномучеников, это прославление принято Истинно-Православной Церковью,
которая по историческому опыту 1937-1941 гг. – является Церковью мученической,
омытой кровью безкомпромиссных борцов за чистоту Православия. Память об этом
налагает на всех её священнослужителей и паству особую морально-нравственную
ответственность и которая считает для себя обязательными определения
Московского Священного Собора 1917-1918 гг., касающиеся церковного управления,
в связи с чем ведёт дальнейшее церковное строительство на их основе, дабы в
любом случае, Господу содействующу, придти к тому, чтобы в нашей стране была
каноничная Православная Российская Церковь – законная правопреемница
исторической Церкви нашей страны. Читайте, также «О месте Истинно-Православной
Церкви в современном мире» - https://www.facebook.com/note.php?note_id=378724172145965
На нашем информационно-просветительском сайте вы
можете найти (по поиску сайта или в разделе «ПУБЛИКАЦИИ» категории «Исповедники
веры») и прочитать материалы о духовном родоначальнике ИПЦ Митрополите
Петроградском Иосифе (Петровых): жизнеописание, часть его трудов и проповедей;
о Святителе Казанском Кирилле (Смирнове) и часть его проповедей, а также некоторые
документы и архивы истории ИПЦ.
Святии Новомученики и Исповедники веры Истинно Православной, молите
Бога о нас!
«Будем жить более внутреннею
жизнью, и в сем самоуглублении откроем мир, несравненно более всего видимого и
временного достойный нашего изучения, интереса, труда и забот: откроем душу,
столько нуждающуюся в нашей непрестанной чистке и заботливом ограждении от
угрожающих ей на каждом шагу опасностей, падений, искушений; откроем душу,
заключающую неизсякаемые источники для духовной беседы с Богом, для приятия Его
неизглаголанных сладких вещаний, рождающую из себя столько величайших утешений
и умиления при размышлении о излитых на нее и изливаемых всегда благодеяний
Божиих…
Стучи Господу в двери твоего
собственного сердца. Он там, за этими дверями, связанный твоим небрежением,
косностью, леностью, нерадением. Услышав твой стук, твое пробуждение
встрепенется, и Он, сбросив оковы, коими ты Его заключил, разобьет и твои
оковы, и изведет с Собою на свет и свободу истинной жизни...
Возлюби Господа живою, сердечною,
глубокою, неустанною безпрерывною любовию и приобретешь великое благо, великое
сокровище. Без любви ко Господу не будет у Тебя ни охоты, ни услады в службах
Божиих, ты будешь тяготиться или скучать во время их, рассеиваться и
утомляться, сомневаться в важности, полезности и спасительности установлений
Церковных и подвигов. При любви же Божией ты всею душою привязан будешь к
Церкви и ее уставам, лучше которых нельзя придумать для обнаружений и выражений
и для питания нашей любви ко Господу. Утомляться во время службы ты не только
не будешь, но и придя домой, найдешь в себе любовь и силу продолжить твое
славословие Господу: Он придет с тобою и в дом твой и здесь подвигнет душу и
сердце твое к пище Ангельской, т. е. к славословию Ему, хвале и служению…
Любовь к Господу Богу не приходит
вся сразу; но как нежное роскошное растение, она тоже растет, развивается,
живет и возрастает постепенно. Это нежное деревцо жизни нашей также требует
своего постоянного и самого внимательного ухода, поливки, света, тепла,
солнышка. Подогреваясь участием в Божественной Литургии, этом чудном акте
Божией любви к человечеству, ежедневным Богомыслием, прибеганием к Богу и
возвещением Ему всех наших нужд, печалей, немощей и болезней душевных и
телесных, сыновним доверием и покорностью св. воле Господа Бога во всем, любовь
ко Спасителю мало помалу с незаметною постепенностью возрастает в тот пламень,
который будет способен греть и освещать нашу жизнь светлее и теплее солнышка.
Господь Бог тогда будет всецело царить в душе; частое прибегание к Нему и
всегдашнее сопребывание в Нем, в мысли о Нем воспитает в нас дивное сладкое
чувство близости к Нему, общности с Ним, а отсюда и любви…» (выдержки: Митрополит Иосиф Петроградский.
«О внутренней жизни и Богообщении»)