Краткие данные некоторых активных деятелей ИПЦ Татарстана и Юга России довоенного периода:
1. епископ Иоасаф
(Удалов Иван Иванович, 1886 – 1937 гг.).
Родился 5 апреля 1886 г.
в г.Уфе в семье часового мастера. Окончил Уфимскую Духовную Семинарию и в 1910 г. Казанскую Духовную
Академию, кандидат богословия. Постриг в монашество с именем Иоасаф,
рукоположение в иеродиакона и иеромонаха совершал архиепископ Волынский и
Житомирский Антоний (Храповицкий). Служил в Черниговской губернии, преподавал в
Казанской Духовной Академии, был помощником инспектора. Служил затем в
должности и.о. настоятеля Спасо-Преображенского монастыря г.Казани, был
председателем Педагогического совета и Хозяйственного комитета Казанских
миссионерских курсов. В 1920
г. рукоположен по епископа Мамадышского, викария
Казанской епархии Митрополитом Казанским и Свияжским Кириллом (Смирновым),
епископ Балахнинским Петром (Зверевым). С 1922 г. епископ
Чистопольский, викарий Казанской епархии. После праздника Святой Пасхи 1923 г. служил в Казани
тайно, так как все храмы города перешли к обновленцам. Активно
противодействовал обновленческому расколу в Казани. В мае 1924 г. по вызову ОГПУ
выехал из Казани в Москву. 12 апреля 1925г. принимал участие в погребении
Патриарха Тихона. Подписал акт о передаче высшей церковной власти митрополиту
Крутицкому Петру (Полянскому). Осенью 1925 г. по поручению Патриаршего
Местоблюстителя митрополита Петра составил проект Декларации об отношениях
между Русской Православной Церковью и советским государством. Последовали ряд
арестов и осуждений. Последний приговор по групповому делу: «Дело членов
Казанского филиала «ИПЦ». Казань, 1932 г.». На допросе показал: «Мое отношение к
разногласиям между Митрополитом Кириллом и митрополитом Сергием по вопросу о
создании последним около себя Синода таково: Митрополит Кирилл вправе, как один
из старейших архиереев, притом указанный Патриархом Тихоном первым своим после
своей смерти заместителем, - требовать от митрополита Сергия его документальных
полномочий на созыв такого Синода, и при отсутствии таковых подвергнуть
сомнению компетенцию этого Синода; он вправе требовать передачи этого спора на
рассмотрение митрополита Петра, как еще живущего и сохраняющего свои полномочия
Патриаршего Местоблюстителя, - это право апелляции к главе Церкви гарантировано
многими церковными канонами. В силу этого решение митрополита Сергия единолично
возникшего между ними конфликта, отказ в передаче этого спора митрополиту Петру
и наложение на Митрополита Кирилла репрессий в виде увольнения на покой по
моему мнению канонически неправильно и подлежит отмене. Вышеизложенными
обстоятельствами, т.е. узурпацией митрополитом Сергием принадлежащих ему прав,
или, во всяком случае, сомнительных до авторитетного их разъяснения, налагаемые
им легко репрессии, и не на одного Митрополита Кирилла (подчеркиваю, Митрополит
Кирилл в своем ответе резко и решительно отвергает политические мотивы своих
разногласий с митрополитом Сергием, это и дает основание держаться строго
церковной оценки этого спора), обвинение всех отбывающих различные наказания
духовных, в том числе, значит, и меня, в политической преступности - все это
заставило меня до времени окончания срока ссылки (ноябрь 1931 г.) держаться в
отдалении от митрополита Сергия, но не в отделении; когда я получил бы свободу
передвижения, то путем личного обмена мыслями с митрополитом Сергием возможно
на многое вышеизложенное изменил бы свою настоящую точку зрения. К напечатанному
в газетах «Интервью» митрополита Сергия я отношусь так: приветствуя его желание
всеми имеющимися средствами предотвратить готовящуюся новую человеческую бойню
и рассеять многие неправильно сложившиеся мнения о нашей жизни, я пожалел, что
митрополит Сергий не нашел надлежащего тона для своего интервью и не избежал,
не предусмотрел возражений. «Из показаний: «В своих личных отношениях к
советской власти особых приступов враждебности я в себе не помню. Во время
наиболее тяжких испытаний в ссылке, когда приходилось голодать, замерзать,
валяться больному с слабым сердцем в грязи в тюрьмах, конечно, бывали горькие
минуты при наличии сознания своей невиновности, но это не основное чувство».
Последнее обвинение: «Организация контрреволюционного церковного подполья».
Расстрелян 2 декабря 1937 г.
в г.Казани во Внутренней тюрьме НКВД в день памяти Иоасафа, царевича
Индийского. Канонизирован как Священномученик Архиерейским Собором РПЦ 13-16
августа 2000 г.
2. епископ
Нектарий (Трезвинский Нестор Константинович, 1889 – 1937 гг.). Родился в селе Яцки Васильковского уезда Киевской
губернии в семье священника. Окончил Киевскую духовную семинарию (1908).
Пострижен в монашество (1914). Окончил Киевскую Духовную академию со степенью
кандидата богословия (1915), священник 1-го Туркестанского стрелкового полка
(осень 1915 - осень 1917 гг.). Иеромонах (с 13.12.1917 г.); возведен в сан
архимандрита (1918); архимандрит Александро-Невской Лавры (1918-1920 гг.);
настоятель Екатерининского собора в Ямбурге (1920 — сентябрь 1921 гг.).
Арестован в 1919 г.,
вскоре освобожден; вновь арестован 8.09.1921 г., по постановлению През.
Петроградской губчека (от 8.10.1921 г.) осужден по «делу Александро-Невской
Лавры» на 1 год принудительных работ. Освобожден по амнистии (январь 1922 г.). Жил в
Киево-Печерской Лавре, к осени 1922
г. вернулся в Петроград, к обновленцам не примкнул
(находился за штатом). Назначен благочинным монастырей и подворий Петроградской
епархии (февраль 1924 г.).
Хиротонисан во епископа Велижского, назначен временно управляющим
Полоцко-Витебской епархией (16.06.1924 г.), но в управление не вступил - не
смог выехать (дал подписку о невыезде). Епископ Яранский, викарий Вятской
епархии (с декабря 1924 г.).
Резко выступил против обновленческого Собора (1925). Арестован 25.05.1925 г. в
Яранске, по постановлению ОСО КОГПУ (от 13.11.1925 г.), приговорён к 3 годам
лагеря. В заключении на Соловках, работал рыбаком и сторожем. Подписал «Записку
Соловецких епископов» (7.06.1926 г.). Отказался от административного подчинения
митрополиту Сергию и его Синоду (8.02.1928 г.). Примкнул к иосифлянскому
движению в составе викторианской группы непоминающих, был запрещен в
священнослужении. Освобожден 20.11.1928 по постановлению ОСО КОГПУ (от
18.05.1928 г.) с лишением права проживания в крупных городах и Вятке сроком на
3 года; выехал в Казань. Арестован в Казани 30.08.1930 г. по обвинению в
создании контрреволюционной организации «Истинно-Православная Церковь» в
Татарии и южных районах Кировской области. По постановлению ОСО КОГПУ (от
26.01.1932 г.) приговорен к 10 годам лагеря. В заключении на Соловках
участвовал в катакомбных богослужениях иосифлян, затем в Прорвинском лагере
Западно-Казахстанской области. По постановлению заседания Ос. Тр. УНКВД по
Западно-Казахстанской области (от 8.09.1937 г.)
приговорен к ВМН. Расстрелян в 1937 г. в Гурьеве.
Канонизирован РПЦЗ в 1981 г. (На основании данных архивов; изд.: иеромонах Серафим (Роуз). «Что такое
сергианство?», часть 1).
3. Архиереи (Юг России, Казанская епархия):
а) Иов (Рогожин) (с 1920 г. – епископ Вольский,
викарий Саратовской епархии, с 1922
г. – епископ Пятигорский, с 1926 г. – епископ
Усть-Медведицкий, викарий Донской епархии, с 1927 г. – епископ Мстерский,
викарий Владимирской епархии, арестован в 1922 г., арестован в 1926 г., отправлен на
Соловки, через 8 месяцев освобожден, арестован 17 января 1930 г., приговорен к трем
годам ссылки на север, ум. 20.04.1933 г.);
б) Иоасаф (Попов)
(род.
в 1874 г.,
с 1924 г.
– епископ Бахмутовский и Донецкий, в январе 1931 г. арестован в
Новомосковске, отправлен в Вишлаг (Пермская область), в феврале 1933 г. освобожден, в
октябре 1934 г.
арестован в Камышине, приговорен к 5 годам лагерей, расстрелян в 1937 г.);
в) Николай
(Парфенов) (род. в 1879
г., с 1922
г. – епископ Ахтарский, викарий Саратовской епархии
(тайно посвящен Иовом (Рогожиным) и Варлаамом (Пикаловым)), с 1925 г. – на покое, жил в
Саратове, Москве, в 1928 г.
отправлен в Киев г., весной 1933
г. арестован, освобожден через четыре месяца, отправился
в Москву, в декабре 1936 г.
арестован, ум. 20.1.1939 г. в тюрьме, Владимир). Обвинялся в создании к/р
группы на платформе движения ИПЦ;
г) Никита
(Делекторский) (род. в 1876
г., с 1924
г. – епископ Бугульминский, викарий Саратовской епархии
(посвящен архиепископом Андреем (Ухтомским)), с 1926 г. – епископ
Орехово-Зуевский, с 1927 г.
– епископ Нижне-Тагильский, викарий Свердловской епархии, с 1928 г. – на покое,
арестован в 1924 г.,
освобожден, в 1925 г.
арестован в Мелекессе, через полтора месяца освобожден, арестован в 1930 г., приговорен к 3
годам лагерей, с 1934 г.
жил в Орехово-Зуево, расстрелян 19.11.1937 г., Бутово, Москва);
д) Вассиан
(Веретенников) (род. в 1877
г., с 1926
г. – епископ Соликамский (посвящен архиепископом Андреем
(Ухтомским)), расстрелян в 1938
г.);
е) Иннокентий
(Шишкин) (род. в 1878
г., с 1930
г. – епископ Донской (тайно), арестован в октябре 1936 г., расстрелян
21.3.1938 г., Усть-Вымская область);
ж) Анатолий
(Грисюк) (род. в 1880
г., с 1913
г. – епископ Чистопольский, викарий Казанской епархии, с
1922 г.
– епископ Самарский и Ставропольский, с 1923 г. – архиепископ, с 1928 г. – архиепископ
Одесский, с 1932 г.
– митрополит, арестован в марте 1924
г., освобожден в январе 1922 г., арестован в 1923 г., с 1924 по 1927 гг.
– на Соловках, арестован в июле 1936 г., ум. 10.2(23.01).1937 г., Ухтпечлаг). Есть
данные, что в 1932 г.
перестал поминать власти и митрополита Сергия;
з) Нифонт (Фомин) (с 1918 г. – епископ
Балашовский, с 1919 г.
епископ Череповецкий, с 1920
г. – епископ Волгоградский, с 1922 г. – епископ
Могилевский, с 1925 г.
– снова епископ Волгоградский, с 1927
г. – епископ Владивостокский, арестован в 1928 г., дальнейшая судьба
неизвестна);
Другие деятели движения ИПЦ:
и) ГРЕВЦОВ
(ГРИВЦЕВ) Емельян Никитович (Никифорович), 1887 г.р., место рожд.: Бугульминский р-н, д.Ефановка, жил там
же. Русский, 7 детей, единоличник. Арестован 6.3.1931 г. ("руководитель
к/р движения ИПЦ"), осужден тройкой ГПУ ТАССР 12.9.1931 г. по ст. 58-11.
Приговор: 5 лет концлагерей. Арестован повторно 11.10.37, осужден тройкой НКВД
ТАССР 29.11.1937 г. по ст. 58-10 на 10 лет ИТЛ. Реабилитирован 30.5.1989;
к) ГРАЧЕВ Петр
Алексеевич, 1880 г.р., место рожд.: Спасский р-н, с.Танкеевка, жил:
г.Казань. Русский, священник, Владимирская церковь. Арестован 3.10.1930
("создание к/р организации "ИПЦ"). Предъявлено обвинение по ст.
58-11. 28.10.1930 взята подписка о невыезде. ГПУ ТАССР 18.7.1931 дело
прекращено за недостаточностью улик.
4. В настоящее время проводятся дополнительно
изыскания в архивах лиц, участвоваших в движении «Истинно-Православная
Церковь» с 1927 года на территории Татарстана и Юга России, которые мы, по
возможности, постараемся в ближайшее время опубликовать на нашем сайте.
Книга Памяти Новомучеников и Исповедников Российских Истинно-Православной Церкви пред лицом богоборческой власти конца 1920-х - начала 1970-х годов (часть регионов): Татарстан, Вятская (Кировская) область, Марийская область, Средне-Волжский край, Черноморье и Кавказ Дополнение...
Святые
Новомученики и Исповедники Российские, молите Бога о нас!
|