Краткие данные некоторых активных деятелей ИПЦ Татарстана и Юга России довоенного периода:
1. епископ Иоасаф (Удалов Иван Иванович, 1886 – 1937 гг.). Родился 5 апреля 1886 г. в г.Уфе в семье часового мастера. Окончил Уфимскую Духовную Семинарию и в 1910 г. Казанскую Духовную Академию, кандидат богословия. Постриг в монашество с именем Иоасаф, рукоположение в иеродиакона и иеромонаха совершал архиепископ Волынский и Житомирский Антоний (Храповицкий). Служил в Черниговской губернии, преподавал в Казанской Духовной Академии, был помощником инспектора. Служил затем в должности и.о. настоятеля Спасо-Преображенского монастыря г.Казани, был председателем Педагогического совета и Хозяйственного комитета Казанских миссионерских курсов. В 1920 г. рукоположен по епископа Мамадышского, викария Казанской епархии Митрополитом Казанским и Свияжским Кириллом (Смирновым), епископ Балахнинским Петром (Зверевым). С 1922 г. епископ Чистопольский, викарий Казанской епархии. После праздника Святой Пасхи 1923 г. служил в Казани тайно, так как все храмы города перешли к обновленцам. Активно противодействовал обновленческому расколу в Казани. В мае 1924 г. по вызову ОГПУ выехал из Казани в Москву. 12 апреля 1925г. принимал участие в погребении Патриарха Тихона. Подписал акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому). Осенью 1925 г. по поручению Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра составил проект Декларации об отношениях между Русской Православной Церковью и советским государством. Последовали ряд арестов и осуждений. Последний приговор по групповому делу: «Дело членов Казанского филиала «ИПЦ». Казань, 1932 г.». На допросе показал: «Мое отношение к разногласиям между Митрополитом Кириллом и митрополитом Сергием по вопросу о создании последним около себя Синода таково: Митрополит Кирилл вправе, как один из старейших архиереев, притом указанный Патриархом Тихоном первым своим после своей смерти заместителем, - требовать от митрополита Сергия его документальных полномочий на созыв такого Синода, и при отсутствии таковых подвергнуть сомнению компетенцию этого Синода; он вправе требовать передачи этого спора на рассмотрение митрополита Петра, как еще живущего и сохраняющего свои полномочия Патриаршего Местоблюстителя, - это право апелляции к главе Церкви гарантировано многими церковными канонами. В силу этого решение митрополита Сергия единолично возникшего между ними конфликта, отказ в передаче этого спора митрополиту Петру и наложение на Митрополита Кирилла репрессий в виде увольнения на покой по моему мнению канонически неправильно и подлежит отмене. Вышеизложенными обстоятельствами, т.е. узурпацией митрополитом Сергием принадлежащих ему прав, или, во всяком случае, сомнительных до авторитетного их разъяснения, налагаемые им легко репрессии, и не на одного Митрополита Кирилла (подчеркиваю, Митрополит Кирилл в своем ответе резко и решительно отвергает политические мотивы своих разногласий с митрополитом Сергием, это и дает основание держаться строго церковной оценки этого спора), обвинение всех отбывающих различные наказания духовных, в том числе, значит, и меня, в политической преступности - все это заставило меня до времени окончания срока ссылки (ноябрь 1931 г.) держаться в отдалении от митрополита Сергия, но не в отделении; когда я получил бы свободу передвижения, то путем личного обмена мыслями с митрополитом Сергием возможно на многое вышеизложенное изменил бы свою настоящую точку зрения. К напечатанному в газетах «Интервью» митрополита Сергия я отношусь так: приветствуя его желание всеми имеющимися средствами предотвратить готовящуюся новую человеческую бойню и рассеять многие неправильно сложившиеся мнения о нашей жизни, я пожалел, что митрополит Сергий не нашел надлежащего тона для своего интервью и не избежал, не предусмотрел возражений. «Из показаний: «В своих личных отношениях к советской власти особых приступов враждебности я в себе не помню. Во время наиболее тяжких испытаний в ссылке, когда приходилось голодать, замерзать, валяться больному с слабым сердцем в грязи в тюрьмах, конечно, бывали горькие минуты при наличии сознания своей невиновности, но это не основное чувство». Последнее обвинение: «Организация контрреволюционного церковного подполья». Расстрелян 2 декабря 1937 г. в г.Казани во Внутренней тюрьме НКВД в день памяти Иоасафа, царевича Индийского. Канонизирован как Священномученик Архиерейским Собором РПЦ 13-16 августа 2000 г.
3. Архиереи (Юг России, Казанская епархия):
а) Иов (Рогожин) (с 1920 г. – епископ Вольский, викарий Саратовской епархии, с 1922 г. – епископ Пятигорский, с 1926 г. – епископ Усть-Медведицкий, викарий Донской епархии, с 1927 г. – епископ Мстерский, викарий Владимирской епархии, арестован в 1922 г., арестован в 1926 г., отправлен на Соловки, через 8 месяцев освобожден, арестован 17 января 1930 г., приговорен к трем годам ссылки на север, ум. 20.04.1933 г.);
б) Иоасаф (Попов) (род. в 1874 г., с 1924 г. – епископ Бахмутовский и Донецкий, в январе 1931 г. арестован в Новомосковске, отправлен в Вишлаг (Пермская область), в феврале 1933 г. освобожден, в октябре 1934 г. арестован в Камышине, приговорен к 5 годам лагерей, расстрелян в 1937 г.);
в) Николай (Парфенов) (род. в 1879 г., с 1922 г. – епископ Ахтарский, викарий Саратовской епархии (тайно посвящен Иовом (Рогожиным) и Варлаамом (Пикаловым)), с 1925 г. – на покое, жил в Саратове, Москве, в 1928 г. отправлен в Киев г., весной 1933 г. арестован, освобожден через четыре месяца, отправился в Москву, в декабре 1936 г. арестован, ум. 20.1.1939 г. в тюрьме, Владимир). Обвинялся в создании к/р группы на платформе движения ИПЦ;
г) Никита (Делекторский) (род. в 1876 г., с 1924 г. – епископ Бугульминский, викарий Саратовской епархии (посвящен архиепископом Андреем (Ухтомским)), с 1926 г. – епископ Орехово-Зуевский, с 1927 г. – епископ Нижне-Тагильский, викарий Свердловской епархии, с 1928 г. – на покое, арестован в 1924 г., освобожден, в 1925 г. арестован в Мелекессе, через полтора месяца освобожден, арестован в 1930 г., приговорен к 3 годам лагерей, с 1934 г. жил в Орехово-Зуево, расстрелян 19.11.1937 г., Бутово, Москва);
д) Вассиан (Веретенников) (род. в 1877 г., с 1926 г. – епископ Соликамский (посвящен архиепископом Андреем (Ухтомским)), расстрелян в 1938 г.);
е) Иннокентий (Шишкин) (род. в 1878 г., с 1930 г. – епископ Донской (тайно), арестован в октябре 1936 г., расстрелян 21.3.1938 г., Усть-Вымская область);
ж) Анатолий (Грисюк) (род. в 1880 г., с 1913 г. – епископ Чистопольский, викарий Казанской епархии, с 1922 г. – епископ Самарский и Ставропольский, с 1923 г. – архиепископ, с 1928 г. – архиепископ Одесский, с 1932 г. – митрополит, арестован в марте 1924 г., освобожден в январе 1922 г., арестован в 1923 г., с 1924 по 1927 гг. – на Соловках, арестован в июле 1936 г., ум. 10.2(23.01).1937 г., Ухтпечлаг). Есть данные, что в 1932 г. перестал поминать власти и митрополита Сергия;
з) Нифонт (Фомин) (с 1918 г. – епископ Балашовский, с 1919 г. епископ Череповецкий, с 1920 г. – епископ Волгоградский, с 1922 г. – епископ Могилевский, с 1925 г. – снова епископ Волгоградский, с 1927 г. – епископ Владивостокский, арестован в 1928 г., дальнейшая судьба неизвестна);
Другие деятели движения ИПЦ:
и) ГРЕВЦОВ (ГРИВЦЕВ) Емельян Никитович (Никифорович), 1887 г.р., место рожд.: Бугульминский р-н, д.Ефановка, жил там же. Русский, 7 детей, единоличник. Арестован 6.3.1931 г. ("руководитель к/р движения ИПЦ"), осужден тройкой ГПУ ТАССР 12.9.1931 г. по ст. 58-11. Приговор: 5 лет концлагерей. Арестован повторно 11.10.37, осужден тройкой НКВД ТАССР 29.11.1937 г. по ст. 58-10 на 10 лет ИТЛ. Реабилитирован 30.5.1989;
к) ГРАЧЕВ Петр Алексеевич, 1880 г.р., место рожд.: Спасский р-н, с.Танкеевка, жил: г.Казань. Русский, священник, Владимирская церковь. Арестован 3.10.1930 ("создание к/р организации "ИПЦ"). Предъявлено обвинение по ст. 58-11. 28.10.1930 взята подписка о невыезде. ГПУ ТАССР 18.7.1931 дело прекращено за недостаточностью улик.
4. В настоящее время проводятся дополнительно изыскания в архивах лиц, участвоваших в движении «Истинно-Православная Церковь» с 1927 года на территории Татарстана и Юга России, которые мы, по возможности, постараемся в ближайшее время опубликовать на нашем сайте.
Книга Памяти Новомучеников и Исповедников Российских Истинно-Православной Церкви пред лицом богоборческой власти конца 1920-х - начала 1970-х годов (часть регионов):
Татарстан, Вятская (Кировская) область, Марийская область, Средне-Волжский край, Черноморье и Кавказ
Святые Новомученики и Исповедники Российские,
молите Бога о нас!