Фильм "Раскол", показ
которого заканчивается в пятницу на российском телеканале "Культура",
можно назвать и долгожданным, и даже запоздавшим. Долгожданным, ибо масштабное
историческое полотно о событиях второй половины XVII века давно было
востребовано как зрительской аудиторией, так и российским кинематографом. В
1970-90-е годы на экран вышло большое количество различных лент, посвященных
XVII-XVIIIвекам ("Русь изначальная", "Михайло Ломоносов" и
другие), но все они либо касались событий, предшествующих церковному расколу
XVII века, либо обходили стороной "неприятную тему".
Причина этого в том, что весь
широкий контекст восприятия и обсуждения этих событий сформировался в XVIII-XIX
веке в рамках официальной позиции Греко-Российской Церкви, боевым отрядом которой
были штатные антистарообрядческие "миссионеры". Затем этот подход был
воспринят практически в полном объеме исторической наукой, а в популярной форме
- исторической романистикой. Запоздавшим сериал "Раскол" можно
назвать и по той причине, что эпоха пересмотра старых идеологических схем,
начавшаяся с "перестройкой" в 80-х годах ХХ века, логически должна
была затронуть и события русского Раскола. Об этом многократно говорил в
70-80-х годах главный литературный наследник "традиции Аввакума" в ХХ
веке русский писатель А.И. Солженицын. Вслед за Солженицыным многие писатели и
общественные деятели из патриотического и русофильского лагеря указывали на
необходимость исправить исторические ошибки, "восстановить
справедливость". Однако этого сделано не было. Ни историческая
романистика, более увлекавшаяся адюльтерами галантного века и "любовниками
Екатерины", ни историческая наука, ни публицистика не обратились к теме
Раскола, потому что, вероятно, просто не знали, как это сделать.
Вышеуказанная неспособность русской
мысли совладать с "проблемой Раскола" отражает не столько и не только
слабость этой мысли, но и раздробленное, лишенное цельности самосознание
русских людей, ставшее прямым результатом Раскола XVII века и событий,
последовавших за ним. Травмированная Расколом мысль не смогла осознать сама
себя.
Но вот фильм снят. Режиссер
сериала Н.Н. Досталь неоднократно продекларировал свое объективистское
предпочтение и нежелание быть записанным в "идеологизаторы" или
сторонники какой-либо из полярных позиций в отношении Раскола. Произошла
довольно ожидаемая вещь. Стремление представить события объективно, пусть и в
художественном виде, привело к тому, что художественная реальность встала в
противоречие с идейными схемами, разработанными в прошедшие столетия. Режиссера
даже стали обвинять в "простарообрядческой" позиции, в противлении
"церковной линии" и чуть ли не в обличении Московской патриархии.
Парадоксальным образом в этих словах есть некоторая правда: пытаясь сказать
правду, художник всегда попадает в сложную ситуацию с теми, кому эта правда не
нужна или неудобна. В данном случае правда о Расколе оказалась неудобна
консервативному имперскому сознанию, весьма популярному среди руководящего
состава РПЦ МП.
Впрочем, если отвлечься от этой
очевидной коллизии, то остается вопрос: о чем снят фильм? Только ли о церковных
спорах? Как известно, литературной основой фильма послужили три романа В.
Бахревского, которые, впрочем, пришлось основательно перерабатывать для
экранизации. В ходе переработки заметно пожертвовали художественной
зрелищностью ради соответствия историческим реалиям. Романы Бахревского, весьма
далекие от того, что было в действительности, обладают при этом некоторой
внутренней цельностью и ярко выраженной тенденцией. Эту тенденцию можно было бы
назвать ностальгически-романтической. Отчасти она сохранилась и в фильме - в
виде определенной романтизации образа Алексея Михайловича и его сына царя
Федора Алексеевича. Вопреки тому, что можно услышать, образ протопопа Аввакума,
главного противника реформ, в фильме не романтизирован, а, напротив, подвергся,
особенно в последних сериях, "объективистскому снижению". Помимо
"оправдательной" романтизации Тишайшего царя, фильм поднимает ряд
важных тем - прежде всего, гуманистической ответственности власти, борьбы за правду,
тему "русского пути" и ряд других.
Из всех этих тем тема
ответственности власти – одна из самых значительных, и можно сказать, что эта
тема центральна для фильма. И царь, и Патриарх проходят через испытание властью
над людьми. "Киношный" Алексей Михайлович постоянно переживает
раздвоение личности. С одной стороны, царь - благочестивый и милосердный
христианин, с другой – грозный тиран, приказывающий резать языки, сжигать в
срубах, искоренять раскол самым жестоким образом и т.п. Разрешения эта дилемма
в фильме так и не получает. С точки зрения режиссера, власть в России, реализуя
"проекты", неизбежно приводит к антигуманным и жестоким действиям.
Важным в этом смысле является диалог царя с одним из его бояр, в котором царь
признается, что "как человек" он хочет помиловать протопопа Аввакума,
14 лет сидящего в земляной яме на краю земли, но как царь же он этого сделать
не может, потому что вся система пойдет вразнос. Аналогия с нынешними временами
просматривается очень явная. Достаточно вспомнить многочисленные вопросы,
обращенные правозащитниками к властям относительно судьбы Ходорковского и
Лебедева. Ответы, как известно, давались именно в духе киногероя Досталя.
Вероятно, это противоречие между христианским гуманизмом и
"государственной нуждой" смутило телевизионные власти, перекинувшие
сериал, который планировалось показать на общедоступном "Россия-1",
на элитарный канал "Культура".
Еще одна важная тема фильма –
тема духовной свободы и связанного с ней исповедничества. Для этой темы такие
герои, как протопоп Аввакум и боярыня Морозова, как нельзя лучше подходят. Герой
Александра Короткова, знаменитый протопоп, изображен личностью, безусловно,
харизматичной, обладающей огромной внутренней свободой, которую невозможно
умалить ни ссылками, ни заточением, ни даже огненной казнью в срубе. Аввакум
совершенно свободен, он - Божий человек: "А Бога не боитесь?". При
этом Досталь не скрывает издержек такого харизматизма, или
"огнепальности", главная из которых – ожесточение и воительность. В
стремлении показать, что любая борьба в конце концов содержит элемент
жестокости и утраты ясности зрения, режиссер пошел даже несколько дальше, чем
это требовалось для создания цельного художественного образа. В конце сериала
Аввакум говорит жестко без былого смирения, в отличие от своей протопопицы или
соузников, дьякона Феодора и попа Лазаря.
Безусловной удачей фильма надо
признать образ боярыни Морозовой, сыгранной Юлией Мельниковой. Боярыня
Морозова, а также протопопица Анастасия Марковна – одни из самых ярких образов
картины. В них выражается в сильнейшей степени тот русский дух, который
заставил в свое время Некрасова написать поэму о русских женщинах. И то, что в
случае с протопопом Аввакумом или другими героями сопротивления можно приписать
мужскому куражу, мужицкому упорству, в случае женских образов как бы предстает
в чистом виде как идея свободного служения правде, т. е. Христу, причем такого,
которое не имеет жизненной альтернативы.
Наконец, безусловной удачей нужно
признать роль Патриарха Никона, блестяще сыгранную Валерием Гришко. В Никоне
парадокс власти, вызывающей раздвоение у царя, решается в пользу абсолютного
волюнтаризма. Никон Досталя выражает саму стихию власти, которая не считается с
людьми, их мыслями, страданиями, чувствами во имя "великой идеи".
Патриарх подчиняет все масштабным целям, которые вырастают не из жизни, а из
умозрительных идей. Никон в сериале требует то немедленно идти походом на Ригу,
то заключать договор с сомнительным Богданом Хмельницким, то ломать и крушить
обычаи русского благочестия ради единения с заезжими греками. Получается, что в
коллизии Раскола у Досталя выделяются два полюса: полюс консервативной правды и
свободы, выражением которого становится протопоп Аввакум, и полюс абсолютной
власти, реализующей масштабные, но бесчеловечные идеи. Между этими
"правдами" находится царская власть, выразитель которой царь Алексей
Михайлович, с одной стороны, заворожен никоновой магией власти, а с другой
тянется к Аввакуму и символизируемой им правде. То, что он выбирает Никона, и
становится трагедией Раскола.
Какой же нравственный выход
предлагается Досталем в фильме? Можно сказать, что, с одной стороны,
альтернативы служению правде нет. Любая иезуитская логика служения
"великой идее", без оглядки на людей, приводит к трагедиям. С другой
стороны, установка Досталя сугубо гуманистическая. Когда идея сопротивления у
протопопа Аввакума превращается в главный движущий мотор его действий, тогда
его сердце ожесточается. Именно поэтому можно сказать, что идеальными героями
стояния за правду в версии Досталя предстают женщины - боярыня Морозова и
протопопица Анастасия Марковна, смиренно, но твердо несущие свой крест до
конца. По логике режиссера, любая власть, реализующая идеальную программу и не
обращающая внимания на чувства и страдания людей, обречена, как обречен Алексей
Михайлович, как обречены его чахоточные дети. На смену им в конце фильма
приходит торжествующий солдафон и западник, юный царь Петр Алексеевич, во главе
своих потешных полков под барабанный бой марширующий по русской земле вперед, в
светлое будущее коммунизма.
Итак, фильм Досталя не об
обрядах, не о церковной истории, а о трагической ловушке, в которую попадает
постоянно российская власть, идущая вслед за сверхцелями и не обращающая
внимания на "неизбежные жертвы", "издержки" - на людей, без
которых она сама теряет свой смысл и превращается в тиранию.
Алексей Муравьев,
Портал «Кредо.Ру»