«Небесных воинств Архистратиже,/ молим тя присно мы, недостойнии,/ да
твоими молитвами оградиши нас/ кровом крил невещественныя твоея славы,/
сохраняя нас припадающих прилежно и вопиющих:/ от бед избави нас,// яко
чиноначальник вышних сил» (Тропарь Архангела Михаила, гл.4)
В этот день 19 сентября в
Православной Церкви воспоминается чудо св.Архистратига Божия Михаила, бывшего в
Хонех (Колоссах) в IV веке и одно из празднеств в создаваемой общине в честь
св.Архистратига Божия Михаила и Небесных Сил бесплотных под духовным
окормлением Его высокопреосвященнейшего архиепископа Ростислава - управляющего
Волгоградско-Казанской епархии ИПЦ, которое ознаменуется торжественным
Богослужением и водосвятным молебном.
Архангел Михаил — один из высших
ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви. Священное Писание
нас учит, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населенный
разумными, добрыми существами, именуемыми ангелами. Слово «ангел» на греческом
языке значит вестник. Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко
через них сообщает людям Свою волю. В чем же собственно состоит их жизнь в
духовном мире, который они населяют, и в чем заключается их деятельность — мы
почти ничего не знаем, да в сущности и понять не в состоянии. Они пребывают в
условиях, совершенно отличных от наших материальных: там время, пространство и
все жизненные условия имеют совсем иное содержание. Приставка «архи» к
некоторым ангелам указывает на их более возвышенное служение сравнительно с
другими ангелами.
Имя Михаил — на еврейском значит
«Кто, как Бог». Священное Писание, повествуя о явлении ангелов различным людям,
собственным именем называет только некоторых из них, — по видимому тех, которые
несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле. Среди них — архангелы
Михаил и Гавриил, упоминаемые в канонических книгах Писания, а также архангелы
Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил и Варахиил, упоминаемые в неканонических
книгах Писания. Архангел Гавриил обычно являлся некоторым праведникам в качестве
вестника великих и радостных событий, касающихся народа Божия (Дан.8, 16, 9,
21; Лук.1, 19-26). В книге Товита архангел Рафаил говорит о себе: «Я — Рафаил,
один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред
славу Святаго» (Тов.12, 15). Отсюда возникло убеждение, что на Небе существует
семь архангелов, одним из которых является архангел Михаил.
Архангел Михаил в Писании
именуется «князем», «вождем воинства Господня» и изображается, как главный
борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное
именование «архистратиг», т. е. старший воин, вождь. Так, архангел Михаил
явился Иисусу Навину в качестве помощника, при завоевании израильтянами
Обетованной земли. Он явился пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства
и начала созидания Мессианского царства. Даниилу было предсказано о помощи
народу Божию со стороны архангела Михаила в период предстоящих преследований
при Антихристе. В книге Откровения архангел Михаил выступает как главный вождь
в войне против дракона-диавола и прочих взбунтовавшихся ангелов. «И произошла
война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы
его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И
низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною».
Апостол Иуда кратко упоминает об архангеле Михаиле, как о противнике диавола.
(Нав. 5, 13; Дан. 10; 12, 1; Иуд. 9; Откр. 12, 7-9; Лк. 10, 18).
В духе Священного Писания
некоторые отцы Церкви видят архангела Михаила участником других важных событий
в жизни народа Божия, где, впрочем, он не называется по имени. Так, например,
его отождествляют с таинственным огненным столпом, шедшим перед израильтянами
во время их бегства из Египта и погубившим в море полчища фараона. Ему же приписывают
поражение огромного ассирийского войска, осаждавшего Иерусалим при пророке
Исаии. (Исх.33, 9, 14, 26-28; 4 Цар.19, 35).
Церковь почитает архангела
Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. На иконах его
изображают с огненным мечом в руке, или копьем низвергающим диавола. В начале
IV века Церковь установила праздник «Собора» (т. е. совокупности) святых
ангелов во главе с архангелом Михаилом 8 ноября по ст.ст.
В сегодняшний день воспоминания
чуда, бывшего в Хонех, произошло следующее: во Фригии, недалеко от города
Иераполя, в местности, называемой Херотопа, находился храм во имя Архистратига
Михаила; около храма истекал целебный источник. Храм этот был сооружен усердием
одного из жителей города Лаодикии в благодарность Богу и святому Архистратигу
Михаилу за исцеление его немой дочери водой источника. Архистратиг Михаил,
явившись в сонном видении отцу немой девицы, еще не просвещенному святым
Крещением, открыл ему, что его дочь получит дар речи, испив воды из источника.
Девица действительно получила при источнике исцеление и начала говорить. После
этого чуда отец с дочерью и все его семейство крестились, и усердием
благодарного отца был воздвигнут храм в честь святого Архистратига Михаила. К
источнику стали приходить за исцелением не только христиане, но и язычники;
многие из язычников отрекались от идолов и обращались к вере во Христа. В храме
святого Архистратига Михаила в продолжение 60 лет исполнял пономарское служение
благочестивый человек по имени Архип (преподобный Архипп Херотопский).
Проповедью о Христе и примером своей богоугодной жизни он многих язычников
приводил к вере во Христа. В своем озлоблении на христиан вообще, и в первую
очередь на Архиппа, который никогда не отлучался от храма и был примерным
служителем Христовым, язычники задумали уничтожить храм и одновременно погубить
Архиппа. Для этого они соединили в одно русло две горные реки и направили их
течение на храм. Святой Архипп усердно молился Архистратигу Михаилу о
предотвращении бедствия. По его молитве около храма явился Архистратиг Михаил,
который ударом своего жезла открыл в горе широкую расселину и повелел
устремиться в нее водам бурлящего потока. Таким образом храм остался невредим.
Увидев такое дивное чудо, язычники в страхе бежали, а святой Архипп и собравшиеся
к храму христиане прославили Бога и благодарили святого Архистратига Михаила за
помощь. Место же, где совершилось чудо, получило название Хоны, что значит
"отверстие", "расселина".
Молитва Архангелу Михаилу
О, святый Михаиле Архангеле,
светлообразный и грозный Небесного Царя воеводо! Прежде Страшного Суда ослаби
ми покаятися от грехов моих, от сети ловящих избави душу мою и приведи ю к
сотворшему ю Богу, седящему на Херувимех, и молися о ней прилежно, да твоим
ходатайством послет ю в место покойное. О грозный воеводо Небесных Сил,
предстателю всех у Престола Владыки Христа, хранителю твердый всем человеком и
мудрый оружниче, крепкий воеводо Небеснаго Царя! Помилуй мя грешнаго,
требующаго твоего заступления, сохрани мя от всех видимых и невидимых враг, паче
же подкрепи от ужаса смертнаго и от смущения диавольского, и сподоби мя
непостыдно предстати Создателю нашему в час страшнаго и праведнаго Суда Его. О
всесвятый великий Михаиле Архистратиже! Не презри мене, грешнаго, молящагося
тебе о помощи и заступлении твоем, в веце сем и в будущем, но сподоби мя тамо
купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
http://kazvolga.ucoz.ru/publ/a_r/19_sentjabrja_maloe_prazdnestvo_nashej_obshhiny/10-1-0-158