«Страстотерпцы всечестнии, / воини
Христовы четыредесяте, / твердии оружницы, / сквозе бо огнь и воду проидосте /
и Ангелом сограждане бысте, / с нимиже молитеся Христу о иже верою хвалящих
вас. / Слава Давшему вам крепость, / слава Венчавшему вас, / слава Подавающему
вами всем исцеления» (тропарь 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся, гл.1)
9/22 марта память 40 мучеников, в
Севастийском озере мучившихся: Кириона, Кандида, Домна, Исихия, Ираклия,
Смарагда, Евноика, Уалента (Валента), Вивиана, Клавдия, Приска, Феодула,
Евтихия, Иоанна, Ксанфия, Илиана, Сисиния, Ангия, Аетия, Флавия, Акакия,
Екдикия (Екдикта), Лисимаха, Александра, Илия, Горгония, Феофила, Дометиана,
Гаия, Леонтия, Афанасия, Кирилла, Сакердона, Николая, Уалерия (Валерия),
Филоктимона, Севериана, Худиона, Мелитона и Аглаия (ок.320) — воинов-христиан
из города Севастии (территория современной Турции), которые приняли
мученическую смерть за веру во Христа.
В 313 г. св.Константин Великий
издал указ, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания, и
они уравнивались в правах с язычниками. Но его соправитель Ликиний был
убежденным язычником и в своей части империи решил искоренить христианство,
которое там значительно распространилось. Ликиний готовился к войне против Константина
и, боясь измены, решил очистить от христиан свое войско.
В то время в армянском городе
Севастии одним из военачальников служил Агриколай, ревностный сторонник
язычества. Под его началом была дружина из сорока каппадокийцев, храбрых
воинов, которые выходили победителями из многих сражений. Все они были
христианами. Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай
заключил их в темницу. Воины предались усердной молитве и однажды ночью
услышали глас: «Претерпевший до конца, тот спасен будет».
На следующее утро воинов вновь
привели к Агриколаю. На этот раз язычник пустил в ход лесть. Он стал восхвалять
их мужество, молодость и силу и снова предложил им отречься от Христа и тем
снискать себе честь и расположение самого императора. Снова услышав отказ,
Агриколай велел заковать воинов. Однако, старший из них, Кирион, сказал:
«Император не давал тебе права налагать на нас оковы». Агриколай смутился и
приказал отвести воинов в темницу без оков.
Через семь дней в Севастию прибыл
знатный сановник Лисий и устроил суд над воинами. Святые твердо отвечали:
«Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего
дороже Христа Бога». Тогда Лисий велел побить святых мучеников камнями. Но
камни летели мимо цели; камень, брошенный Лисием, попал в лицо Агриколаю.
Мучители поняли, что святых ограждает какая-то невидимая сила.
В темнице воины провели ночь в
молитве и снова услышали утешающий их голос Господа: «Верующий в Меня, если и
умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные». На
следующий день суд перед мучителем и допрос повторился, воины же остались
непреклонны.
Наутро истязатели с удивлением
увидели, что мученики живы, а их стражник Аглаий вместе с ними прославляет
Христа. Тогда воинов вывели из воды и перебили им голени. Во время этой
мучительной казни мать самого юного из воинов, Мелитона, убеждала сына не
страшиться и претерпеть все до конца. Тела мучеников положили на колесницы и
повезли на сожжение. Юный Мелитон еще дышал, и его оставили лежать на земле.
Тогда мать подняла сына и на
своих плечах понесла его вслед за колесницей. Когда Мелитон испустил последний
вздох, мать положила его на колесницу рядом с телами его святых сподвижников.
Тела святых были сожжены на костре, а обуглившиеся кости брошены в воду, чтобы
христиане не собрали их.
Спустя три дня мученики явились
во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому, и повелели ему предать
погребению их останки. Епископ с несколькими клириками ночью собрал останки
славных мучеников и с честью похоронил их.
Этот день на Руси назывался праздником
Сороки (Жаворонки). Происхождение его можно рассмотреть с двух сторон — со
стороны христианства и язычества. Его христианское происхождение основано в
этот день на памяти 40 Севастийских мучеников, и можно предположить, что число
сорок и такое название этого дня могло прийти к нам и из языческой традиции,
где именно такое количество темных сил сковывают землю на протяжении всей зимы.
22 марта (20 марта в 2012 г.) — весеннее
солнцестояние — чуть ли не главное событие в жизни наших предков-славян.
Буквально все весенние праздники посвящены этому природному явлению. На
Жаворонки день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается. У русских
повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок
разных птиц, и первая из них — жаворонок.
На Жаворонки обычно пекли
«жаворонков», в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы
летящих, и с хохолками. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом
бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.
Печеных жаворонков насаживали на
длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на
палки плетня и, сбившись в кучу, что есть силы кричали:
«Жаворонки,
прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну
принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас
поела!».
После печеных птичек обычно
съедали, а головки их отдавали скотине или отдавали матери со словами: «Как
жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего
жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был».
С помощью подобных птичек на
Жаворонки выбирался семейный засевальщик. Для этого в жаворонок запекалась
монета, лучинка и пр., и мужчины, независимо от возраста, вытаскивали себе
печеную птичку. Кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригоршни зерен
во время начала посева...
Молитва 40 мученикам
Севастийским
«О, святии, славнии страстотерпцы Христовы, четыредесяте, во граде
Севастии Христа ради мужественно пострадавшии, чрез огнь бо и воду проидосте и,
яко друзи Христовы, в покой Небеснаго Царствия вшедше, имате велие дерзновение
ко Пресвятей Троице ходатайствовать о роде христианском, наипаче же о
почитающих святую память вашу и с верою и любовию вас призывающих. Испросите у
Всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да, в
покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем
Страшному Судищу Христову и вашим предстательством одесную Праведнаго Судии
предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам защитницы от всех враг, видимых и
невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и
напастей до последняго дне жизни нашея, и тако прославим великое и
достопоклоняемое Имя Вседетельныя Троицы: Отца, Сына и Святаго Духа, ныне и
присно, и во веки веков. Аминь».