Сорокадневный пост перед Пасхою
установлен Церковью для достойного покаяния и обновления нашего единения с
Богом, в подражание сорокадневному посту Спасителя (Матф.4,1), Который для нас
есть главный образец в делах веры и благочестия. Пост называется Четыредесятницею,
потому что продолжается сорок дней. Прообразовательныя указания на пост
св.Четыредесятницы были еще и в ветхозаветной Церкви - в сорокадневном посте
пророков Моисея и Илии (Исход.34,28; 3Царст.19,8). Православная Церковь
хранением Четыредесятницы подражает посту Христову, но не только количеством
дней, но и временем начинания его. Как Иисус Христос, пред вступлением Своим на
проповедь Евангелия, по крещении Своем удалился в пустыню и 40 дней провел в
посте и молитве, так Православная Христова Церковь, после праздника Крещения
Господня, вступает на сорокадневное поприще поста и молитвы, приготовляясь
торжествовать свое спасение, запечатленное воскресением Христовым. Внушая
христианам хранить Четыредесятницу по подражанию Господу, свв.отцы Церкви часто
упоминают об этом подражании в своих поучениях.
В постановлениях Апостольских
говорится: "после праздника Богоявления Господня нам надлежит соблюдать
пост Четыредесятницы, которая составляет воспоминание жизни Христовой и
законодательство". "Четыредесятницы не пренебрегайте, говорит св.Игнатий
Богоносец, ученик Апостольский, она служит подражанием жительству
Христову". Св.Петр, архиепископ Александрийский и мученик 4 века, назначая
срок кающимся, говорит: "да присовокупятся им епитимии еще четыредесят
дней. Таковое число дней Господь Спаситель наш Иисус Христос, по крещении
постившись, искушаем был от диавола: таковое же число дней и они
преимущественно да подвизаются и да постятся". Св.Амвросий Медиоланский
пишет: "хорошо поститься во всякое время; но лучше всего проводить со
Христом в посте св.Четыредесятницу, потому что ее Христос освятил Своим постом.
Кто из христиан не постится в св.Четыредесятницу, тот обнаруживает вероломство
и упорство, нарушая пресыщением данный Богом для спасения закон. Ибо, когда ты
не постишься, по примеру Господа, то какой ты будешь христианин, если
пресыщаешься в то время, когда Господь постился; услаждаешься тогда, когда Он
алкал; страшишься поститься за грехи тогда, когда Он жаждал ради спасения
твоего". "Христос постился пред искушением, поучает Святитель
Григорий Богослов, а мы постимся пред Пасхою. Христос постился 40 дней (ничего
не вкушая), потому что Он Бог, а мы соразмеряем пост с силами". Блаженный
Иероним говорит: "мы готовимся к таинству Господню сорокадневным постом;
постимся столько дней за свои грехи, сколько Господь постился за наши
беззакония".
Многие из свв.подвижников,
подражая Иисусу Христу, для поста и молитвы удалившемуся в пустыню, уходили
также на дни Четыредесятницы из своих обителей в пустыни. И самыя обители
делались древле во время Четыредесятницы как бы пустынями для мирян. В это
время монастырские ворота совсем затворялись. Это было заветом обителей
Студийской и других, дабы только могли без предкновения совершать подвиг поста.
Врата монастырския отворялись в пятницу шестой недели, а до этого времени
только в крайних случаях позволялось отворять ворота монастыря. Итак,
установленная и хранимая в честь Господа, 40 дней постившагося, св.Четыредесятница
называется Постом Господним.
Первая седмица (неделя) св.Четыредесятницы,
по выражению благочестивых наших предков и прочих православных христиан,
называется зарей воздержания, неделей чистой. В эту неделю Церковь убеждает чад
своих выйти из того греховного состояния, в которое невоздержанием прародителей
ниспал весь род человеческий и утратил рай и которое каждый из нас умножает сам
своими грехами, - выйти путем веры, молитвы, смирения и богоугодного пощения.
"Се время покаяния, - говорит Церковь, - се день спасительный, пощения
вход: душе бодрствуй, и страстей входы затвори, ко Господу взирающи".
Первая седмица Великого поста, подобно
Ветхозаветной Церкви, которая первый и последний день некоторых великих
праздников особенно святила, православные христиане, приготовленные и
воодушевленные матерними внушениями своей Церкви, издревле, согласно ее Уставу,
с особенным усердием и строгостью проводят первую и последнюю седмицу Великого
поста; и когда более, как не при начале подвигов и не при конце их, иметь
наибольшую ревность к благочестию?
Сообразно этой ревности
Православная Церковь на первой седмице совершает Богослужение продолжительнее и
пост постановила строже, нежели в следующие дни поста; в первые два дня
Четыредесятницы, а для могущих и в четыре первые дня не поставляет трапезы.
Продолжительность Богослужения общественного на первой седмице Четыредесятницы
происходит особенно от чтения Великого канона св.Андрея Критского, на великих
повечериях седмицы, называемых по - гречески мефимоны с нами, потому что на
этих повечериях произносятся пророческие слова: с нами Бог разумейте языцы.
Великий канон покаяния,
"широкий и сладкогласный и умиление несчетно имеющий", возбуждает в
душе особенную благочестивую настроенность к покаянию. Он читается по частям в
первые четыре дня св.Четыредесятницы на повечериях. Св.сочинитель его
воскрешает пред нами воспоминания Ветхого и Нового Заветов, всюду применяя их к
нравственному состоянию души грешника и поучая: "Еликим убо благим повести
ревновати и подражати по силе, еликих же злых отбегати и присно к Богу востекати
покаянием, слезами и иным яве благоугождением".
В Великом каноне, оплакивая грехи
наши, Церковь располагает нас к умилению и раскаянию, внушая воздохнуть к Богу
из глубины души, тайно глаголать Богу грехи, воспрянуть и помыслить о деяниях
своих; располагает изображением униженного состояния грешника, осквернившего
ризу плоти своей, омрачившего душевную красоту страстями, разодравшего
первозданную одежду Зиждителя и облекшегося в ризу разодранную, истканную по
совету змия; располагает страхом будущего суда и надеждой на милосердие Божие,
примером и предстательством святых.
По словам канона, "мы,
подобно современникам Ноя, сделали беззаконный и законопреступный совет на
Бога; подобно братьям Иосифа - продали плод чистоты и целомудрия, подобно
Дафану и Авирону, подобно Авессалому и Гиезию сребролюбивому, - мы уклонялись
от Господа; подобно израильтянам в пустыне - мы предпочли египетскую пищу
небесной. Своими злыми помышлениями и делами, как разбойниками, мы ограблены и
изранены. Но душе восстани и побори плотские страсти и помыслы, как Иисус Навин
- Амалика и Гаваонитян. Подражай произволению Авраама, оставившего свое
отечество из послушания Богу. Лествица, виденная в древности Иаковом, да будет
тебе указанием деятельного и разумного восхождения. Две жены его разумей деяние
и созерцание, Лию - деяние, как много-чадную, а Рахиль - разум, яко
многотрудную. Спасайся на горе подобно Лоту. Рука Моисеева да уверит, как может
Бог очистить и убелить прокаженное житие".
В Богослужении первой седмицы
Церковь произносит священные песнопения св.Андрея Критского, Иосифа и Феодора
Студитов и постановила, также, назидать верующих чтениями сочинений св.Ефрема
Сирина, св.Иоанна Лествичника и других…
Высокопреосвященнейший архиепископ
Ростислав, управляющий Волгоградско-Казанской епархии ИПЦ, со чадами, в Великий
пост будет проводить Великопостные Богослужения по Уставу Церкви, а также – и в
первую седмицу поста, и в память св.Марии Египетской (Мариино стояние) – чтения
Великого покаянного канона св.Андрея Критского.
И да снидет благодать
Святого Духа в сердца наша и да будем взывать к Господу нашему Иисусу Христу: Боже, буди милостив нам грешным!