С воскресенья
начинается последняя подготовительная неделя перед Великим Постом или
Четыредесятницей.
Мы знаем, что
Четыредесятницу предваряют четыре подготовительные Недели, а именно: о мытаре и
фарисее (без седмицы), о блудном сыне (с седмицей), мясопустная, сыропустная
(сырная).
В продолжение
подготовительных недель Церковь приучает верующих к подвигу поста постепенным
введением воздержания: после сплошной седмицы она восстанавливает пост в среду
и пятницу, затем возводит христиан на высшую ступень подготовительного
воздержания запрещением вкушать мясную пищу и дозволением употреблять лишь
сырную.
Такое особое
приготовление к посту Четыредесятницы является древним установлением Церкви.
Так, знаменитые проповедники IV века: св. Василий Великий, св. Иоанн Златоуст,
Кирилл Александрийский и другие - оставили нам беседы и слова, сказанные ими
относительно поста, еще не наступившего, а только ожидаемого. В частности, у
них находим беседы, произнесенные в каждую из названных подготовительных недель.
Каноны и многие
песнопения, в которых раскрывается значение подготовительных недель, также
относится к древнему периоду: в VIII-IX веке Феодор и Иосий Студиты составили
службы на Недели блудного сына, мясопустную и сыропустную, а в IX -веке Георгий,
митрополит Никомидийский, - канон на Неделю мытаря и фарисея.
Приготовляя
верующих к святой Четыредесятнице, Церковь в своих службах, по её собственному
выражению, поступает как вождь, ободряющий мудрым и благовременным словом своих
воинов на брань. Поэтому в приготовительных службах она не забывает сказать все
то, что может расположить верующих к посту, покаянию и духовному подвигу. В
своих священных воспоминаниях она восходит и к первым дням мира и человека, к
блаженному состоянию прародителей и их падению, чтобы показать начало греха и
пробудить сокрушение о грехах, и ко времени пришествия на землю Сына Божия для
спасение человека, чтобы обратить нас к Богу.
Для пробуждения
чувства покаяния и сокрушения о грехах Церковь уже в приготовительные недели
начинает петь на утрени перед каноном умилительные тропари: «Покаяния отверзи
ми двери… На спасение стези настави мя, Богородице… Множество содеянных мною
лютых…».
С другой стороны,
для той же цели, как бы сближая 70-дневный период великопостной Триоди с
70-летним пребыванием Израиля в плену Вавилонском, Церковь в некоторые
приготовительные недели оплакивает духовный плен нового Израиля пением 138
псалма: «На реках Вавилонских…».
Седмица после
Недели (воскресенья) о блудном сыне и заключающая ее Неделя (воскресенье)
называются мясопустной по той причине, что на этой Неделе заканчивается
вкушения мяса. Само воскресенье называется еще "мясопуст" (т.е.
отпуск мяса, лишение, прекращение вкушения мяса).
Неделя
мясопустная называется также Неделей о Страшном суде, так как на литургии
читается соответствующее Евангелие (Мф. 25, 31-46), и она посвящена
воспоминанию о всеобщем последнем и Страшном суде. Это делается для того, чтобы
грешники в надежде на неизреченное милосердие Божие не предались беспечности и
нерадению о своем спасении. Православная Церковь в стихирах и тропарях службы
этой Недели изображает ужасные следствия беззаконной жизни, когда грешник
предстанет перед нелицеприятным ("неумытным") судом Божиим.
Напоминая о
последнем и Страшном суде Христовом, Церковь вместе с тем указывает и истинный
смысл самой надежды на милосердие Божие. Бог милосерд, но Он вместе с тем и
праведный Судия. В богослужебных песнопениях Господь Иисус Христос, имеющий прийти
судить мир, называется правосудный, а Его суд — праведным и неподкупным
испытанием ("неусыпным истязанием", "неумытным судом"). Все
равны будут перед праведным судом Божиим.
"В чину своем, монах, иерарх, старый и юный, раб и
владыка истяжется (будет спрошен), вдова и дева исправится (будет испытана), и
всем горе тогда, не имевшим житие неповинное!" (Неделя мясопустная, канон, п. 4, 1.).
«Страшный суд!
Судия грядет на облаках, окруженный несметным множеством небесных сил
безплотных. Трубы гласят по всем концам земли и восставляют умерших. Восставшие
полки полками текут на определенное место, к престолу Судии, наперед уже
предчувствуя, какой прозвучит в ушах их приговор. Ибо деяния каждого окажутся
написанными на челе естества их, и самый вид их будет соответствовать делам и
нравам. Разделение десных и шуиих совершится само собою. Наконец все уже
определилось. Настало глубокое молчание. Еще мгновение - и слышится решительный
приговор Судии - одним: "приидите", другим: "отыдите". -
Помилуй нас, Господи, помилуй нас! Буди милость Твоя, Господи, на нас! - но
тогда поздно уже будет взывать так. Теперь надо позаботиться смыть с естества
своего написанные на нем знаки, неблагоприятные для нас. Тогда реки слез готовы
бы были мы испустить, чтоб омыться; но это уж ни к чему не послужит. Восплачем
теперь, если не реками слез, то хоть ручьями; если не ручьями, хоть дождевыми
каплями; если и этого не найдем, сокрушимся в сердце и, исповедав грехи свои
Господу, умолим Его простить нам их, давая обет не оскорблять Его более
нарушением Его заповедей, - и ревнуя потом верно исполнить такой обет» (свят.Феофан Затворник).
По материалам «Православной энциклопедии»
|