Вторую неделю Великого поста
Православная Церковь называет седмицей светотворных постов и во время её молит
Господа преимущественно о благодатном освящени постящихся и кающихся. «Господи,
направи ны пост повторяющия, освящение нам осияй и просвещение оправданий Твоих».
Ибо благодать Божия и грехи наши очищает (Мк.2,1-12), и воссиявает верующим
особенно во время поста, молитвы и иных подвигов, благочестия. Посему, повторяя
побуждения к подвигам поста, молитвы, умиления и покаяния, Церковь во вторую
неделю святой Четыредесятницы «воззывает и руководит нас из греховной тьмы, в
которую ниспали мы и первым удалением от Бога, и вторично, как говорит Церковь,
осквернением ризы Божественного крещения и просвещения, среди многообразных
обольщений мира, указывая нам на вожделенные плоды истинного благочестия - на
благодатный свет и воссоединение с Богом, по примеру блудного сына, который с
молитвой и раскаянием обратился к отцу своему и получил от него прощение грехов
своих и новые дары благодати». «Молитва и пост есть дивное оружие, - говорит
Церковь. - Пост соделал Моисея Боговидцем, Илию - пламенным колесничником,
Павла - чудным неботечником. Итак, будем поститься от злоб и на высоту
бесстрастия восхитимся». Как расслабленный, о котором упоминается в Евангелии,
читаемом во вторую неделю Великого поста, будучи принесен к Господу, получил от
Него прощение грехов и исцеление от болезни, так духовно расслабленного, с
молитвой и покаянием притекающего к Господу, Он исцеляет и восстановляет силой
благодати Своей.
Некоторые из священных
песнопений, исполняемых во вторую неделю Святой Четыредесятницы при Богослужении,
Церковь приняла от Иосифа и Феодора Студитов и Феофана Никейского.
Для назидания и руководства
постящихся к благодатному освящению и озарению, Церковь при богослужении во
вторую неделю Великого поста, воспоминает святых причастников и защитников
благодатного света. Так, на повечерии в первый воскресный день святой Четыредесятницы
воспоминает пророков, которые от Святого Духа просвещаемы прорекли о Новозаветной
благодати (1Пет.1,10).
В субботу на Литургии чтением
Апостола Церковь внушает нам назидать друг друга и не ослабевать в начатом
подвиге поста (Евр.3,12-16); а Евангелием благовествует об очищении
прокаженного благодатным словом Господа (Мк.1,35-44).
В воскресный день второй недели святой
Четыредесятницы Церковь празднует, также, память Свят.Григория Паламы,
архиепископа Фессалоникийского и чудотворца, - защитника православного учения о
Божественном свете, учителя исихазма.
Свят.Григорий родился в XIY веке
в Константинополе от благородных и благочестивых родителей. 20-ти лет оставив
мир, он принял иночество в одной из обителей афонских. Проводя жизнь весьма
благочестивую, он сподобился откровений Божественных и имел от Бога дары
исцеления. Возведенный в сан священства, Свят.Григорий, совершая тайны Божии,
приводил предстоящих при его священнодействии в умиление и слезы. Современники,
удивляясь добродетельному житию Свят.Григория, нарицали его Богоносцем.
Особенно великую услугу Церкви оказал Свят.Григорий обличением лжеучителей,
отвергавших православное учение о духовном благодатном свете, осиявающем
внутреннего человека и иногда открывающемся видимо, как на Фаворе, и в лице
Моисея после собеседования его с Богом на Синае (Исх.34,29-30.35); таковы лжеучители
были Варлаам, монах Калабрийский, и Акиндин. Варлаам и его последователи,
думая, что свет, виденный на Фаворе, есть творение, а не свет присносущный, как
говорит Церковь, утверждали, что никакою молитвою нельзя достигнуть внешнего
осветления небесным светом; что общая Отцу, Сыну и Святому Духу благодать и
свет будущего века, которым праведники просветятся, как солнце, как это
предсказал Христос, просияв на горе, и что вообще всякая сила и всякое действие
Триипостасного Божества относятся к кругу сотворенного, и таким образом
нечестиво рассекали одно и то же Божество на созданное и не созданное, а тех,
которых этот Божественный свет и всякую силу, всякое действие с благоговением
признают несозданным, называют двоебожниками и многобожниками. Считая же
заблуждением веру афонских пустынников в созерцание света Божия телесными очами
и приготовление к тому чувственным образом, Варлаам принес на них письменную
жалобу Константинопольскому патриарху Иоанну-XIY Калекасу. Посему для утверждения
Православия созван был в 1341 году в Софийском Константинопольском храме, под
председательством патриарха, Собор из многих епископов, на котором Свят.Григорий
Палама своими огнедохновенными словами так обличил заблуждение Варлаама, что
посрамленный лжеучитель удалился в Италию, оставив, впрочем, после себя плевелы
своего лжеучения, которые после него рассевал и взращивал инок Акиндин. Против
Акиндина в Константинополе собрали новый Собор, на котором ревностный защитник
Православия Свят.Григорий еще более обнаружил заблуждение Варлаама и Акиндина,
защищая учение о Божественном свете.
«Напыщенные мирскою и тщетною
мудростью, - говорил Святитель, - и не внимающие мужам опытным в духовном
учении, когда слышат о свете, осиявшем Господа на горе Преображения и виденном
апостолами, думают видеть в нем нечто чувственное и сотворенное; почему и этот
невещественный, неугасимый и вечный свет, превышающий не только чувства, но и
всякий ум, низводят до чувственного и сотворенного света, хотя и Сам,
просиявший светом на Фаворе, ясно показал, что этот свет не сотворен, назвавши
его царством Божиим (Мф.16,28). Царство же Божие ужели есть что-либо
сотворенное и служебное? Ужели Господь воспринял на горе какой-то иной свет,
которого дотоле не имел? - Да удалится от нас сие хуление; потому что кто
думает так, тот должен признать во Христе три естества, т.е. Божеское,
человеческое и оного света. Итак, веруем, что Он явил в Преображении не другой
какой-либо свет, но только тот, который скрыт был у Него под завесою плоти; сей
же свет был - свет Божеского естества, поэтому и несотворенный, Божественный.
Так и по учению Богословствующих отцов, Иисус Христос преобразился на горе, не
восприявши что-либо и не изменившись во что-либо новое, чего дотоле не имел, но
показав ученикам Своим только то, что у Него уже было. Да и для чего Господь
пред началом преображения избирает главнейших из лика апостольского и возводит
их отдельно на гору? Конечно для того, чтобы показать им нечто великое и
таинственное. Что же особенно важного и таинственного в показании чувственного
света, который обильно имели уже до того не только избранные, но и остальные
апостолы? Как можно славу и царство Отца и Духа Святого поставлять в каком-то
чувственном свете? Ужели в подобной славе и царстве приидет Христос и в
скончание века, когда не будет нужды ни в свете, ни в воздухе, ни в
пространстве, ни в чем-либо подобном, но когда, по свидетельству апостола, Бог
будет всяческая во всех (1Кор.15,28), т.е. будет заменять все для всех? Если же
все, то следовательно и свет. Явно из этого, что свет Фаворский был светом
Божества. И Евангелист Иоанн, наученный Божественным откровением, ясно говорит,
что будущий вечный и пребывающий град не будет требуя солнца и луны, да светят
в нем: слава бо Божия просвети его и светильник его Агнец (Отк.21,23). Не Того
же ли Иисуса показывает он ясно здесь, Который ныне на Фаворе Божественно
преобразился и Которого плоть сияла, как светильник. Равным образом и об
обитателях того града Богослов говорит: не потребуют света от светильника, ни
света солнечного, яко Господь Бог просвещает я, и нощи не будет тамо
(Отк.22,5). Но какой же есть другой свет, у которого несть пременения или
преложения стен (Иак.1,17)? Какой есть свет непреложный и незаходимый, как не
свет Божества?».
За святую ревность к утверждению
учения Православной Церкви Свят.Григорий от священного Собора и императора
убежден был принять рукоположение во архиепископа Фессалоникийского, и около
тридцати лет пас Солунскую Церковь. Вскоре, по преставлении его, он за свою
святость прославлен был Церковью. В XIY же веке, в котором он жил и
преставился, Константинопольский патриарх Филофей изложил житие его и
последование церковной службы в память его.
Святителю отче наш
Григорие, моли о нас грешных! Мира вам и Божьего
благословения!
С использованием источника: Протоиерей
Г. С. Дебольский. «Дни Богослужения Православной Церкви», 1901 г.