Подходит к концу Первая Седмица
Великого Поста, которая есть «дней начаток святых постов». Святая Церковь в эту
Седмицу приглашала своих чад: начать «всечестное воздержание», поработать
«Господеви со страхом», поститься «постом приятным, благоугодным Господеви»,
поститься не «телесне» только, но и «духовне», - раскрывала цель и значение
«всечестнаго поста». «Приидите, - воспевала Церковь в своих песнопениях, - внидем
в пост, мати целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния, жительство
ангелов и спасение человеков»: «Моисей бо тем прославися, и закон в письмени на
скрижалях прият», «Илия постився, небеса заключи», «пост отроки из пещи»
избавил «и пророка Даниила от львов снеди»; и мы «твердое оружие поста имущее
яко щит, всякую кознь прелести вражия отвратим, не опалимся сладости страстей,
ни огня искушений убоимся», «погасим плотския страсти пламенеющия», «чисти
явимся чистом, и единому от всех ищущему чистоты, Спасу душ наших»; «светли
бывшее божественными добродетельми» «светозарная Спасова верою узрим
страдания», и «приемлем от Христа Бога велию милость».
В эту Седмицу святая Церковь подробно
выясняла и свойства истинного поста, как действительного средства к
освобождению от греха, как основания покаяния, как начала возвращения человека
к Богу. По учению святой Церкви «истинный пост есть злых отчуждение,
воздержание языка, ярости отложения, похотей отлучение, оглаголания, лжи и
клятвопреступления; сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный».
Поэтому, приглашая своих чад к истинному покаянию и постническим подвигам,
святая Церковь и воспевала и воспевает: «во светлую поста облекшееся ризу,
пиянства темныя и злотяжкия совлецемся одежды», «чистоту возлюбим, блуда
отбежим, чресла целомудрия препояшим», «омыем лица наша безстрастия водою»,
«разрешим всякий союз неправды, разторгнем стропотная нуждных изменений, всякое
списание неправедное раздерем, дадим алчущим хлеб, и нищия безкровныя введем в
домы»; «всечестное воздержание начнем светло, лучам сияющее святых заповедей
Христа Бога нашего, любве светлостию, молитвы блистанием, чистоты очищением,
благомужества кротостию»!
Итак, христианин. если хочешь, чтобы пост твой
полезен был, то, постяся телесно, постися и душевно, и постися всегда! Если
налагаешь пост чреву твоему, то наложи его злым мыслям и прихотям твоим. Да
постится ум твой от суетных помышлений; да постится память от злопомнения; да
постится воля твоя от злого хотения; да постятся очи твои от худого видения:
«отврати очи твои, еже не видети суеты»; да постятся уши твои от скверных
песней и шептаний клеветнических; да постится язык твой от клеветы, осуждения,
кощунства, лжи, лести, сквернословия и всякого гнилого и праздного слова.
«Уклонися от зла и сотвори благо» (Пс.33:15; I Петр.3:11).
Вот, православные, какого поста от нас Бог
требует! Покайся убо и, воздерживая себя от всякого злого слова, дела и
помышления, поучайся всякой добродетели, и будешь всегда перед Богом поститься.
И да пребудем в Посте не только в Святой Четыредесятнице, соблюдая все
чинопоследования и установления святой Церкви, но и всегда, как кающиеся перед
Богом и ожидающие милостей Божиих и прощения грехов!
Первая Седмица Великого Поста оканчивается
Неделей Православия, в которой воспоминается победа Православия над ересями.
Праздник этот установлен был в 843 году и знаменует победу истинного
православного Боговедения и Богопочитания над еретическими учениями, смущавших святую
Церковь на протяжении нескольких веков, и особенно над последним из них –
иконоборчеством. В этот день совершается особое молебное пение, называемое
Чином Православия, составленное св.Мефодием, патриархом Константинопольским.
Перед иконами Спасителя и Богородицы торжественно провозглашаются осуждение и
анафема – отлучение от святой Церкви – всем противящимся верному учению святой
Церкви, еретикам и злохулителям, порождающим ложные учения и тем отторгающим
души от православной веры. Всем же отшедшим ко Господу поборникам и защитникам
истинной веры провозглашается вечная память, а ныне живущим во благочестии –
многая лета! Этот Чин возгревает в нас глубокое чувство благодарности к святой
Церкви, как нашей истинной матери, вместе с тем внушает нам твёрдо держаться
нашей святой Православной Церкви, неизменно исповедовать её учение и выполнять,
по мере наших сил, все её спасительные для нас правила и уставы, тщательно
заграждать слух свой от льстивых словес лжесловесников, творящих распри и
раздоры, которые «славы не трепещут хулящее» и «прегордая суеты вещающее»
свободу обещают, «сами раби сущее тления» (2 Пет.2:10,19,19).
- Всем злохулителям и злопыхателям Церкви
Христовой, гонителям и безбожникам – анафема!
- Святейшему Рафаилу, Архиепископу
Московскому, Митрополиту Всероссийскому и всему епископству святой
Истинно-Православной Церкви – многая лета!
- Всем служащим, иночествующим и
монашествующим, братиям и сестрам нашим и всем православным христианам – многая
лета!
Будем побуждать себя и дальше в Великом
Посту: молитве, покаянию, благотворению и к другим подвигам благочестия,
раскрывая в себе истинные свойства этих подвигов. Мир вам – православные
христиане – и Божьего благословения!