В воскресенье 6 марта 2011 г.,
Высокопреосвященнейший Ростислав, архиепископ Волгоградский и Казанский, в
домовом Храме в честь Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всероссийского,
совершит чин Прощения и чтения молитвы-благословения в Святую Четыредесятницу.
Что есть Прощёное Воскресенье? Святая
Церковь напутствует нас на святое поприще Поста и покаяния евангельскою
заповедью о примирении со всеми братьями нашими во Христе Иисусе, об отпущении
и прощении им всех согрешений их пред нами. «Аще бо отпущаете человеком
согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный», - говорит Сам Господь в
Евангелии, - «аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит
вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14 и 15). Это - первое и необходимое условие
примирения нашего с Богом, очищения и оправдания от грехов.
Без этого всесердечного примирения со
всеми, без этого погашения взаимных огорчений и вражды нельзя приступить к
Господу, нельзя и начинать самого поприща Поста и покаяния. Почему? Потому,
во-первых, что Сам Господь Бог наш есть Бог мира, а не нестроения (1 Кор. 14,
33). Как же можно явиться пред лице Его тому, кто в сердце питает вражду и
злобу, кто не имеет мира, любви и святыни со всеми? «Мир имейте и святыню со
всеми, без чего никто не увидит Господа» (Евр. 12, 14).
Во-вторых, потому, что Царство Божие -
светлое общество сынов Божиих. Святое семейство Отца Небесного есть царство
мира, любви и единодушия, царство благости, милосердия, кротости, смирения и
долготерпения; может ли принадлежать к нему тот, кто таит в сердце своем
огорчение, досаду и злопамятство на брата своего, кто не имеет единодушия и
мира со своими ближними - сонаследниками этого Царства? Мир есть высшее благо,
которое Господь Иисус Христос завещал как драгоценное наследие Своим ученикам,
когда отходил от них на страдание: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14,
27). Мир есть высшее счастье, которое Он прежде всего преподал друзьям Своим,
приветствуя их по Своем Воскресении из мертвых, став посреди их и глаголя им:
Мир вам! (Ин. 20, 19).
Кто лишает себя этого духовного сокровища
враждою и злопамятством, тот лишает себя и вечного наследия - Царства Божия,
которое Господь завещал любящим Его.
Мир есть благодатный дар Духа Святаго, и
потому присутствие или отсутствие его в сердце человека свидетельствует о том,
кто обитает в нем: Дух ли Божий, или дух лукавый. И как сей последний есть по
преимуществу дух злобы и вражды, то и место человеку, питающему злобу и
недоброжелательство к брату своему, не в Царстве мира, а со всеми духами
отверженными.
Без искреннего всесердечного примирения со
всеми братьями нашими во Христе благодатное поприще Святого Поста пройдет для
нас бесплодно, хотя бы и старались мы провести Пост по правилам церковного
Устава. Что пользы будет от Поста, когда мы, строго воздерживаясь от пищи
телесной, своим гневом и строптивостью съедаем души и сердца своих ближних;
когда, боясь осквернить уста какою-нибудь запрещенной снедью, не боимся,
однако, того, что из этих же уст продолжают исходить, как смрадный дым из печи,
слова осуждения, клеветы и злословия, насмешки язвительные, полные заразы и
соблазна душевного.
Не такого Поста «Аз избрах», -
говорит Господь через пророка Исаию, - «но разрешите всякий союз неправды,
отымите лукавства от душ ваших, престаните от лукавств ваших, научитеся добро
творити» (Ис. 58, 6; 1, 16-17). Не только никакой Пост, но и самый мученический
подвиг не заменит истинной любви к ближнему, той любви, «которая долготерпит,
милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не
раздражается, не мыслит зла, но всех любит и всё терпит» (1 Кор. 13, 4-7).
Что пользы от молитвы, когда теми же
устами, которыми прославляем Господа, проклинаем своего брата, когда называем
Бога своим Отцом, а ближних наших, которых Отец Небесный назвал Своими чадами -
злословим, ненавидим и смущаем злопамятством? Что пользы в молитве, когда по
внешности себя смиряем, называя последними, а внутренне говорим, подобно
фарисею: «Не таков, как прочие люди, хищницы, прелюбодеи или же как сей мытарь»
(Лк. 18, 11); когда устами произносим молитву преподобного Ефрема Сирина: «Даруй
ми Господи зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего…», а на деле ставим
себя неумолимыми судьями всех и всего, замечаем сучок в глазу брата своего, не
замечая бревна в своём глазу?
Что пользы, наконец, если мы будем и
каяться пред Престолом Божиим, испрашивая прощение своих грехов, но - с
ожесточенным сердцем, сами не простив ближнему и не примирившись с ним? «Если
вы будете прощать людям согрешения их», - говорит Господь, - «то простит и вам
Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш
Небесный не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14-15).
Кто хочет, чтобы раскаяние его было принято
как благоприятная Богу жертва, тот должен не только простить согрешения
ближнему своему от всего сердца, так, чтобы и не вспоминать их, но должен еще
постараться расположить и ближнего сего к такому же прощению, сделать его из
врага своим братом, единодушным и единомысленным с собою.
Господь говорит: «Если ты
принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет
что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде
примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5, 23-24).
Дорогие братия и сестры, древние христиане
имели добрый и благочестивый обычай в Прощеное Воскресенье испрашивать друг у
друга прощения. Последуем сему доброму обычаю по зову нашей матери Церкви - и
попросим прощения друг у друга, особенно же у тех, кого чем-либо оскорбили. Простим
всем от всего сердца нашего и с примиренным сердцем вступим в поприще Святой
Четыредесятницы или Великого Поста, прося оставления согрешений наших у
Господа. Будем при этом всегда помнить слова святого апостола Павла: «Если
возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми... и Бог любви и мира
будет с вами» (Рим. 12, 18; 2 Кор. 13, 11).
Будем всегда, и особенно в дни Великого
поста, почаще взывать: Господи и Владыко живота моего, дух праздности,
уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия,
смиреномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй
ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки
веков.Аминь. Молитва эта будет
приводить нас в сердечное сокрушение, к обновлению души, к подвигу
самоиспытания, к усиленной молитве и покаянию, к очищению своих грехов. Каждое
слово её будет находить отклик в нашей душе, и помогать нам осознать свои
пороки и возжелать добродетели, и располагать нас к молитвенному обращению к
Богу о помощи в борьбе со своими страстями. Да благословит всех нас Господь в
Пост Великий, укрепит наши силы, дабы с молитвой и радостию в сердце возгласить
на Пасху гласом велим: Христос Воскресе! Воистину Воскресе! Мир всем!