Во вторник второй недели по Пасхе, которая
называется Фоминой неделей, Православная Церковь отмечает Радоницу - день
особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи.
По свидетельству святителя Иоанна
Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в
древности. Само его название привилось от общеславянского языческого весеннего
праздника с поминовением умерших, называвшегося Навьим днем, Могилками,
Радаваницами или Тризнами. Этимологически слово "радоница" восходит к
словам "род" и "радость", причем особое место Радоницы в
годичном круге церковных праздников - сразу после Светлой пасхальной недели -
как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти
близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь - жизнь вечную.
Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль
о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония
Сурожского, "с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших".
Именно на Радоницу существует обычай
празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца и другие
пасхальные яства, где совершается поминальная трапеза и часть приготовленного
отдается нищей братии на помин души. Это реальное, живое, бытовое общение с
усопшими отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами
Церкви Того Бога, Который "не есть Бог мертвых, но живых" (Мф 22,
32).
Распространившийся же в настоящее время
обычай посещать кладбища в самый день Пасхи противоречит древнейшим
установлениям Церкви: вплоть до девятого дня после Пасхи поминовение усопших
никогда не совершается. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по
особому пасхальному чину. Пасха - время особой и исключительной радости,
праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью.
Особенности богослужения
В этот день, как правило, совершается
служба с поминовением усопших - этот день известен под названием Радоница.
Радоница обязана своим происхождением тому уставному предписанию, по
которому в Великом посте поминовение усопших, не могущее быть совершено в свое
время по случаю великопостной службы, переносится на один из ближайших
будничных дней, в который может быть совершена не только панихида, но и полная
Литургия. Таковым и является вторник Фоминой седмицы, так как накануне
понедельника после вечерни еще нельзя совершать панихиду, как должно быть при
поминовении.
В Триоди нет специального последования
этой службы. Радоница совпадает с попразднством, поэтому на вечерне, утрене,
Литургии не должно быть ничего специально заупокойного. Обычно после вечернего
богослужения или после Литургии совершается полная панихида, в которую
включаются и пасхальные песнопения.
Поминовение усопших в этот день
совершается также и на кладбищах, куда верующие вместе с молитвой приносят
близким усопшим и всем православным христианам радостную весть о Воскресении
Христовом, предвозвещающем общее воскресение умерших и жизнь «в невечернем дни
Царствия Христова».
|