Шестая и последняя неделя святой
Четыредесятницы называется неделей Ваий, Цветоносной и Цветною от ветвей, с
которыми Православная Церковь воспоминает царский вход Иисуса Христа в
Иерусалим, встреченного народом еврейским с вайями и ветвями. Начиная эту неделю,
Православная Церковь приносит Господу предпразднственное пение праздника Ваий,
молясь о постящихся, чтобы и они вкупе с Лазарем четыредневным после
сорокадневного поста воскресли от смерти греха; приготовляет и призывает всех
нас к духовному сретению царского входа Господа в Иерусалим. К этому времени и
преподобные отшельники возвращались в обители свои из пустынь, куда они по
древнему обыкновению, подражая Господу, бывшему в пустыне в посте и молитве 40
дней, удалялись на время святой Четыредесятницы.
Суббота шестой недели Великого поста. Воскресение Лазаря
С субботы шестой недели Великого
поста до Пасхи Православная Церковь посвящает Богослужение свое и воспоминание
событий, предварявших и приближавших спасительные страдания и смерть Господа
нашего Иисуса Христа, и наконец, воспоминанию самих страданий и смерти Его.
Исполняя закон ветхозаветного
общественного Богослужения (Исх.23,17) и творя волю пославшего Его Отца, Иисус
Христос во дни своей земной жизни ходил на праздник ветхозаветной Пасхи в Иерусалим.
Четыре Пасхи объемлют время евангельской спасительной проповеди, которую начал
он после Крещения своего и продолжал до своего Вознесения. Так Иисус Христос
шел в Иерусалим и на праздник последней своей Пасхи, несмотря на то, что
Божественная слава учения и чудес Его, распространившаяся уже повсюду в земле
обетованной, сильно вооружила против Него завистливых старейшин иудейских,
которые давно замышляли и старались предать Его смерти. Последнее путешествие
Иисуса Христа на Пасху еще более явило и увеличило Его Божественную славу, а
равно усилило зависть и ненависть к Нему книжников. Первое событие при этом
путешествии, особенно прославившее Господа и умножившее против Него злобу
Синедриона иудейского, было воскрешение Лазаря четверодневного, совершенное
Господом при стечении многочисленного народа и обратившее многих к вере в
Иисуса Христа (Ин.11,45).
Лазарь был еврей и фарисей, сын
Симеона фарисея (Мф.26,6), родом из Вифании. Господь часто в дни своей земной
жизни заходил в дом Лазаря, которого с сестрами его он любил и называл другом Своим
(Ин.11,3.5.11). Господь допустил его умереть, да прославится Сын Божий и да
веруют Его ученики (Ин.11,4.15). Услышав о воскрешении Лазаря, иудейские
первосвященники и старейшины говорили об Иисусе Христе: что сотворим; яко
человек сей много знамения творит. Аще оставим его тако, ecи уверуют в него: и
приидут римляне и возмут место и язык наш (Ин.11,47-48). Архиерей Каиафа дал
Синедриону совет, послуживший пророчеством о спасительной силе Крестной смерти
Иисуса Христа: вы не весте ничесоже: ни помышляете, как уне есть нам, да един
человек умрет за люди, а не весь язык погибнет (Ин.11,49-50). С того дня
положили непременно убить Иисуса Христа, обнародовав повеление взять Его, где
только увидят (Ин.11,53). Воскресение Лазаря так озлобило книжников и
первосвященников, что они решили убить не только Воскресителя, но и
воскрешенного (Ин.12,10). Лазарь удалился на остров Кипр, где впоследствии он
поставлен был от апостолов епископом, Богоматерь даровала ему омофор, сделанный
ее руками. Жил Лазарь по воскресении 30 лет и хранил строгое воздержание.
Вторично преставился он на Кипре. В IX веке византийский император Лев
Философ перенес мощи праведного Лазаря с Кипра в Константинополь.
Православная Церковь, по
окончании Четыредесятницы, вступая в неделю страданий и смерти Господа,
начинает свои священные воспоминания с Лазарева воскресения, послужившего
началом решительного восстания иудейского совета для погибели Спасителя и даже
Лазаря.
Воскрешение Лазаря Церковь
воспоминает с древних времен христианских. Отцы Церкви 4 века св.Амфилохий,
епископ Иконийский, святитель Иоанн Златоуст, блаженный Августин и другие
оставили нам свои поучения, произнесенные ими в Лазареву субботу. «Сегодня, - говорит
святитель Иоанн Златоуст, - Лазарь, воскрешенный из мертвых, уничтожил для нас
многие и различные соблазны». В YII веке св.Андрей Критский написал также беседу на
четверодневного Лазаря и канон, исполняемый ныне Церковью. В YIII веке Косьма
Маиумский и Иоанн Дамаскин предали Церкви также каноны на день Лазарева
воскресения, также исполняемые Церковью в этот день. В конце IX века
император византийский Лев Философ перенес мощи св.праведного Лазаря с Кипра в
Константинополь, составил на день воскресения его некоторые из священных
песнопений, ныне употребляемых Православной Церковью.
По гласу Церкви воскресением
Лазаря Иисус Христос хотел между прочим показать в Себе Бога и человека,
уверить учеников Своих в будущем Своем воскресении, всех - в общем воскрешении
мертвых, грешникам явить образ духовного воскресения. Действительно, в лице Своем
Господь Иисус Христос явил при гробе Лазаря очевиднейшим образом Божество и
человечество. Как Бог Всеведущий Он возвестил ученикам своим о смерти Лазаря,
не быв уведомлен об этом. Господь приходит в Вифанию: Марфа и Мария - сестры
умершего Лазаря и другие всенародно исповедуют Иисуса Христа Всемогущим и Сыном
Божиим. Господи, говорит Марфа, аще бы ты зде был, не бы брат мой умерл. Но и
ныне вем, как елика аще просшии от Бога, даст тебе Бог. Ей, Господи: аз веровах,
яко Ты ecu Христос, Сын Божий, иже в мир грядый. То же произносит и Мария, упав
к ногам Спасителя. Равно и другие иудеи говорят о Нем между собою: виждъ, како
любляше Его; не можаше ли Сей отверзый очи слепому, сотворити, да и сей не
умрет. Тогда и Сам Иисус Христос всенародно нарекает Себя жизнь дающим.
Воскреснет брат твой, говорит Он в утешение Марфе: Аз есмь воскрешение и живот:
веруяй в Мя, аще и умрет, оживет. И всяк живый и веруй в Мя, не умрет во веки.
Наконец как Истинный Бог Иисус Христос после краткой молитвы к Отцу Небесному Всемогущим
словом Своим воскрешает Лазаря на четвертый день по смерти его. «Тебе, Владыко,
всех царю, вся возможна, - говорит Церковь, - глас Твой разрушил адово царствие
и слово власти Твое восставило из гроба четверо дневного, и Лазарь бысть
спасительное преобразование пакибытия». Как истинный человек Иисус Христос
пришел в Вифанию, где жил и умер Лазарь, и видя сестру умершего друга Своего
плачущую и пришедших с нею плачущих, Он возмутися Сам, прослезися, и как
неведущий спросил: где положисте его? Так Господь предстал гробу Лазареву, «уверяя
нам два существа своя», говорит Церковь. Как же человек вопрошал: где
погребеся, и как же Бог воскресил четверодневного».
Чтением апостольским на Литургии
в эту субботу Церковь проповедует об установлении Вечного царства Нового Завета
- Царства непоколебимого, да имамы благодать, ею же служим благоугодно Богу, с
благоговением и страхом (Евр.12,28;13,8); окончательное установление этого Царства
благодати началось воскрешением Лазаря. Чтением Евангелия Церковь благовествует
о событии воскресения Лазаря (Ин.11,1-45).
Вход Господень в Иерусалим
После воскресения Лазаря второе
событие при последнем путешествии Иисуса Христа на Пасху, прославившее Господа
и предварившее Его страдания и смерть, был царский вход Господа в Иерусалим.
Этот вход называется царским, согласно с пророчествами и Евангелием, где
грядущий в Иерусалим Иисус Христос называется царем: се царь твой грядет к тебе
кроток (Зах.9,9; Мф.21,5), и вход Его был Истинно царский. И пред входом и при
самом входе Своем Иисус Христос являет, что Ему совершенно известно то, что
предстоит Ему в Иерусалиме, и что шествие Его сюда на страдания и смерть
добровольно. Пред входом и, особенно, при самом входе Иисуса Христа в Иерусалим
Спасителю оказывается всеобщее почти служение и преданность, как царю и
Господу. За шесть дней до Пасхи Господь приходит в Вифанию и возлежит на вечери
в дому Лазаря, на которой между прочими находился сам Лазарь, Марфа служила
Иисусу Христу, а Мария помазала главу и ноги Его нардовою мастью. Иуда
Искариотский жалел об этой трате, благовидностью попечения о нищих прикрывая
свои намерения татя; но Иисус Христос, добровольно шедший на смерть, предрек,
что это действие Марии есть приготовление Его к погребению. В следующее после
вечери утро, в день настоящего Вербного воскресенья, Господь совершает
торжественный царский вход Свой в Иерусалим (Ин.12,1-18). Приблизившись к горе
Елеонской, Иисус Христос повелевает двум ученикам Своим идти в селение и
привести оттуда осля и жребя, и аще кто вама речет: почто отрешаета их?
отвечать: Господь требует. Равно и владелец, совершенно покорный велению Его,
беспрекословно позволяет ученикам исполнить волю Господа. Затем следует
покорное служение Господу осляти и жребяти, на неже никто от человек вседе.
Далее добровольное и царское шествие Господа представляется в полном царском
величии. Множайшии народи постилаху ризы своя по пути: друзии же резаху ветви
от древ, и постилаху по пути. Народи же предходящии ему вследствующии зваху,
глаголюще: осанна сыну Давидову. Благословен грядый во имя Господне, царь
Израилев, осанна в вышних. Господь входит в Иерусалиме в церковь, и здесь Его
царская власть является в безропотной покорности Ему продающих и покупающих,
которые по воле Его тотчас удаляются из храма. Царский вход Иисуса Христа
запечатлевается Всемогущею Его властью над законами природы: приступиша к нему
хромии и слепии в церкви, и исцели их. Так все повиновалось и служило Иисусу
Христу при последнем Его входе в Иерусалим, как своему Творцу, Господу и царю.
Одни книжники среди общего торжества Сына Давидова, видя Его Божественные
чудеса, негодоваша (Мф.21,15), яко мир по нем идет (Ин.12,19). Царский вход
Иисуса Христа был вместе и кроткий: се царь твой грядет тебе кроток. Ничто не
отличает Его от народа, путешествующего в Иерусалим, кроме того, что Он
благоволил воссесть на жребя осла, покрытого скудными одеждами учеников. Но се
точно царь твой грядет. Ибо весь народ, Его сопровождающий, исполнясь чувством
благоговения к Нему, вдруг единодушно изъявляет Ему почесть, достойную царя. Се
царь твой; только Он идет не с тем, чтобы воцариться на престоле земном и
земными же благами обогатить народ: се царь твой грядет тебе кроток и спасаяй;
идет, неся спасение вечное, если примешь Его верой. Этот кроткий царь готов
принять и Иерусалим, и всех чад Его под свое отеческое покровительство, и всем
иудеям даровать мир истинный? Видев град, он плакася о нем, глаголя: как аще бы
разумел и ты, в день сей твой, еже к миру твоему: ныне же скрыся от очию твоею
(Лк.19,41-42).
Торжественный и кроткий вход
Иисуса Христа в Иерусалим был новым побуждением для ослепленных завистью и
злобой книжников и старейшин народа иудейского ускорить гибель Мессии. Негодуя
на Него за Его чудеса и за то, что отроки возглашали ему: осанна сыну Давидову
(Мф.21,1-17), фарисеи говорили: видите се мир по нем идет (Ин.12,19).
Этот праздник называется еще
Цветоносной Неделей, а также Вербным воскресеньем - от обычая освящать в этот
день пальмовые ветви (ваии), заменяемые у нас вербою. Ваии (вербы) раздаются на
Утрене во время помазания молящимся, которые стоят с ними и с зажженными
свечами в продолжение канона, тем самым изображая собой древних жителей Иудеи,
вышедших на сретение Господа при входе Его во Иерусалим.
Употребление ваий и с ними свечей
при Богослужении относится к древним временам, как об этом свидетельствуют
святые отцы Церкви: Иоанн Златоуст, Амвросий, Прокл и другие. Эти зеленеющие
ветви служат знамениями победы над смертью и Воскресения Христа. Свечи, которые
держат при ваиах, означают величие и светлость торжества Воскресения Господа и
немерцающий свет блаженного воскресения для вечной жизни.
Величаем Тя, Живодавче Христе,
осанна в вышних, и мы Тебе вопием: Благословен Грядый во Имя Господне! Составите
праздник и, веселящеся, приидите, возвеличим Христа, с ваиами и ветьми, песньми
зовуще: благословен Грядый во Имя Господа, Спаса нашего.
(С использованием источника: Прот.Г.С.Дебольский.
Дни Богослужения Православной Церкви 1901 г.)