«Иже во всем мире мученик Твоих, / яко багряницею и висом, /
кровьми Церковь Твоя украсившися, / теми вопиет Ти, Христе Боже: /
людем Твоим щедроты Твоя низпосли, / мир жительству Твоему
даруй // и душам нашим велию милость» (Тропарь
всех святых, гл.4)
6/19 июня Православная Церковь
празднует Собор всех святых. Святая Церковь всякий день творит память святых.
Но, так как были угодники Божии, безвестно подвизавшиеся, не явленные Церкви,
то, чтобы не оставить и их без чествования, Церковь установила день, в который
прославляет всех от века угодивших Богу, чтобы не осталось никого не
прославляемого ею. Творить же это тотчас после сошествия Святого Духа узаконила
она потому, что все святые соделались и соделываются святыми благодатью Святого
Духа: благодать Святого Духа приносит покаяние и оставление грехов, она же
вводит в борьбу со страстями и похотями и венчает этот подвиг чистотою и
бесстрастием. И таким образом является новая тварь, годная для нового неба и
новой земли. Поревнуем же и мы идти вслед святых Божиих. Как это делать - учит
нынешнее Евангелие: оно требует небоязненного исповедания веры в Господа,
преимущественной любви к Нему, поднятия креста самоотвержения и сердечного от
всего отрешения. Положим же начало по этому указанию.
В этот же день - заговенье на
Петров Пост, который начинается 20 июня и продлится до 11 июля. Этот летний пост, который сейчас мы называем
Петровым, или апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы.
О церковном установлении этого поста упоминается в постановлениях
апостольских:
"После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь;
справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься
после облегчения плоти".
Но, особенно, этот пост утвердился, когда в Константинополе и Риме,
тогда еще не отпавшем от Православия, были построены храмы во имя
первоверховных апостолов Петра и Павла.
Освящение Константинопольского храма совершилось в день памяти
апостолов 29 июня (по новому стилю - 12 июля), и с тех пор этот день стал
особенно торжественным и на Востоке и на Западе. В Православной Церкви
утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и
молитвой.
С IV века свидетельства отцов Церкви об апостольском посте становятся
все чаще, о нем упоминают св. Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, а в V
веке - Лев Великий и Феодорит Кирский.
Св. Афанасий Великий, описывая в своей защитительной речи к императору
Констанцию бедствия, причиненные православным христианам от ариан, говорит:
"Народ, постившийся в неделю, следующую за св. Пятидесятницею, отошел для
молитвы на кладбище".
Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов,
которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве (в труде и
в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте - 2 Кор. II)
готовились ко всемирной проповеди Евангелия.
Апостолы Христовы всегда приготовляли себя к службе постом и молитвой -
они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Деян. 13,
3).
По словам святителя Иоанна Златоуста "пост с верою много придает
крепости; ибо научает великому любомудрию, человека соделывает Ангелом, да еще
укрепляет против сил бестелесных... тот, кто молится, как должно, и притом
постится, немногого требует; а кто требует немногого, тот не будет сребролюбив;
а кто не сребролюбив, тот любит подавать милостыню. Кто постится, тот
становится легким и окрыляется, и с бодрым духом молится, угашает злые похоти,
умилостивляет Бога и смиряет надменный дух свой. Поэтому-то апостолы всегда
почти постились".
Подвиг Петрова поста менее строг, чем Четыредесятница: во время Петрова
поста устав Церкви предписывает еженедельно, по три дня - по понедельникам,
средам и пятницам - воздерживаться от рыбы, вина и масла, и сухоясти в девятый
час после вечерни; в остальные же дни следует воздерживаться только от рыбы.
В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо
великого святого или дни храмового праздника также разрешается рыба.
Да благословит вас всех Господь наш Иисус
Христос!