Сорокадневный пост пред Пасхою установлен
Церковью для достойного покаяния и обновления нашего единения с Богом, в
подражание сорокадневному посту Спасителя (Матф. 4, 1), Который для нас есть
главный образец в делах веры и благочестия. Пост называется Четыредесятницею,
потому что продолжается сорок дней. Прообразовательныя указания на пост св.
Четыредесятницы были еще и в ветхозаветной Церкви - в сорокадневном посте
пророков Моисея и Илии (Исход. 34, 28; 3 Царст. 19, 8). Православная Церковь
хранением Четыредесятницы подражает посту Христову, но не только количеством
дней, но и временем начинания его. Как Иисус Христос, пред вступлением Своим на
проповедь Евангелия, по крещении Своем удалился в пустыню и 40 дней провел в
посте и молитве, так Православная Христова Церковь, после проаздника Крещения
Господня, вступает на сорокадневное поприще поста и молитвы, приготовляясь
торжествовать свое спасение, запечатленное воскресением Христовым. Внушая
христианам хранить Четыредесятницу по подражанию Господу, св. отцы Церкви часто
упоминают об этом подражании в своих поучениях.
В постановлениях Апостольских говорится:
"после праздника Богоявления Господня нам надлежит соблюдать пост
Четыредесятницы, которая составляет воспоминание жизни Христовой и законодательство".
"Четыредесятницы не пренебрегайте, говорит св. Игнатий Богоносец, ученик
Апостольский, она служит подражанием жительству Христову". Св. Петр,
архиепископ Александрийский и мученик 4 века, назначая срок кающимся, говорит:
"да присовокупятся им епитимии еще четыредесят дней. Таковое число дней
Господь Спаситель наш Иисус Христос, по крещении постившись, искушаем был от
диавола: таковое же число дней и они преимущественно да подвизаются и да
постятся". Амвросий Медиоланский пишет: "хорошо поститься во всякое
время; но лучше всего проводить со Христом в посте св. Четыредесятницу, потому
что ее Христос освятил Своим постом. Кто из христиан не постится в св.
Четыредесятницу, тот обнаруживает вероломство и упорство, нарушая пресыщением
данный Богом для спасения закон. Ибо, когда ты не постишься, по примеру
Господа, то какой ты будешь христианин, если пресыщаешься в то время, когда
Господь постился; услаждаешься тогда, когда Он алкал; страшишься поститься за
грехи тогда, когда Он жаждал ради спасения твоего". "Христос постился
пред искушением, поучает Святитель Григорий Богослов, а мы постимся пред
Пасхою. Христос постился 40 дней (ничего не вкушая), потому что Он Бог, а мы
соразмеряем пост с силами". Блаженный Иероним говорит: "мы готовимся к
таинству Господню сорокадневным постом; постимся столько дней за свои грехи,
сколько Господь постился за наши беззакония".
Многие из св. подвижников, подражая Иисусу
Христу, для поста и молитвы удалившемуся в пустыню, уходили также на дни
Четыредесятницы из своих обителей в пустыни. И самыя обители делались древле во
время Четыредесятницы как бы пустынями для мирян. В это время монастырские
ворота совсем затворялись. Это было заветом обителей Студийской и других, дабы
только могли без предкновения совершать подвиг поста. Врата монастырския
отворялись в пятницу шестой недели, а до этого времени только в крайних случаях
позволялось отворять ворота монастыря. Итак, установленная и хранимая в честь
Господа, 40 дней постившагося, св. Четыредесятница называется Постом Господним.
Первая седмица (неделя) св.
Четыредесятницы, по выражению благочестивых наших предков и прочих православных
христиан, называется зарей воздержания, неделей чистой. В эту неделю Церковь
убеждает чад своих выйти из того греховного состояния, в которое невоздержанием
прародителей ниспал весь род человеческий и утратил рай и которое каждый из нас
умножает сам своими грехами, - выйти путем веры, молитвы, смирения и
богоугодного пощения. "Се время покаяния, - говорит Церковь, - се день
спасительный, пощения вход: душе бодрствуй, и страстей входы затвори, ко
Господу взирающи".
Первая седмица Великого поста, подобно
ветхозаветной Церкви, которая первый и последний день некоторых великих
праздников особенно святила, православные христиане, приготовленные и
воодушевленные матерними внушениями своей Церкви, издревле, согласно ее Уставу,
с особенным усердием и строгостью проводят первую и последнюю седмицу Великого
поста; и когда более, как не при начале подвигов и не при конце их, иметь
наибольшую ревность к благочестию?
Сообразно этой ревности Православная
Церковь на первой седмице совершает богослужение продолжительнее и пост
постановила строже, нежели в следующие дни поста; в первые два дня
Четыредесятницы, а для могущих и в четыре первые дня не поставляет трапезы.
Продолжительность богослужения общественного на первой седмице Четыредесятницы
происходит особенно от чтения Великого канона св. Андрея Критского, на великих
повечериях седмицы, называемых по - гречески мефимоны с нами, потому что на
этих повечериях произносятся пророческие слова: с нами Бог разумейте языцы.
Великий канон покаяния, "широкий и
сладкогласный и умиление несчетно имеющий", возбуждает в душе особенную
благочестивую настроенность к покаянию. Он читается по частям в первые четыре
дня св. Четыредесятницы на повечериях. Св. сочинитель его воскрешает пред нами
воспоминания Ветхого и Нового Заветов, всюду применяя их к нравственному
состоянию души грешника и поучая: "Еликим убо благим повести ревновати и
подражати по силе, еликих же злых отбегати и присно к Богу востекати покаянием,
слезами и иным яве благоугождением".
В Великом каноне, оплакивая грехи наши,
Церковь располагает нас к умилению и раскаянию, внушая воздохнуть к Богу из
глубины души, тайно глаголать Богу грехи, воспрянуть и помыслить о деяниях
своих; располагает изображением униженного состояния грешника, осквернившего ризу
плоти своей, омрачившего душевную красоту страстями, разодравшего первозданную
одежду Зиждителя и облекшегося в ризу разодранную, истканную по совету змия;
располагает страхом будущего суда и надеждой на милосердие Божие, примером и
предстательством святых.
По словам канона, "мы, подобно
современникам Ноя, сделали беззаконный и законопреступный совет на Бога;
подобно братьям Иосифа - продали плод чистоты и целомудрия, подобно Дафану и
Авирону, подобно Авессалому и Гиезию сребролюбивому, - мы уклонялись от
Господа; подобно израильтянам в пустыне - мы предпочли египетскую пищу
небесной. Своими злыми помышлениями и делами, как разбойниками, мы ограблены и
изранены. Но душе восстани и побори плотские страсти и помыслы, как Иисус Навин
- Амалика и Гаваонитян. Подражай произволению Авраама, оставившего свое
отечество из послушания Богу. Лествица, виденная в древности Иаковом, да будет
тебе указанием деятельного и разумного восхождения. Две жены его разумей деяние
и созерцание, Лию - деяние, как много-чадную, а Рахиль - разум, яко
многотрудную. Спасайся на горе подобно Лоту. Рука Моисеева да уверит, как может
Бог очистить и убелить прокаженное житие".
В богослужении первой седмицы Церковь
произносит священные песнопения св. Андрея Критского, Иосифа и Феодора Студитов
и постановила также назидать верующих чтениями сочинений св. Ефрема Сирина, св.
Иоанна Лествичника и других.
Высокопреосвященнейший Ростислав,
управляющий Волгоградско-Казанской епархии ИПЦ, в Домовом Храме в честь
Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всероссийского, в Первую Седмицу
Великого Поста будет проводить великопостные богослужения и вечерние службы
чтения канона св.Андрея Критского и просить в молитвах, чтобы Господь укрепил
верующих, спас страну нашу Российскую многострадальную и да с радостию в
сердцах чтобы встретили мы великое празднество – Воскресение Христово - Пасху.
И да снидет благодать Святого Духа в
сердца наша и да будем взывать к Господу нашему Иисусу Христу: Боже, буди милостив нам грешным!
|