Подходит к концу первая седмица
Великого поста, которая есть «дней начаток святых постов». Святая Церковь в эту
седмицу приглашала своих чад начать «всечестное воздержание», поработать
«Господеви со страхом», поститься «постом приятным, благоугодным Господеви»,
поститься не «телесне» только, но и «духовне», - раскрывала цель и значение
«всечестнаго поста». «Приидите, - воспевала Церковь в своих песнопениях, - внидем
в пост, мати целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния, жительство
ангелов и спасение человеков»: «Моисей бо тем прославися, и закон в письмени на
скрижалях прият», «Илия постився, небеса заключи», «пост отроки из пещи»
избавил «и пророка Даниила от львов снеди»; и мы «твердое оружие поста имущее
яко щит, всякую кознь прелести вражия отвратим, не опалимся сладости страстей,
ни огня искушений убоимся», «погасим плотския страсти пламенеющия», «чисти
явимся чистом, и единому от всех ищущему чистоты, Спасу душ наших»; «светли
бывшее божественными добродетельми» «светозарная Спасова верою узрим
страдания», и «приемлем от Христа Бога велию милость».
В эту седмицу святая Церковь
подробно выясняла и свойства истинного поста, как действительного средства к
освобождению от греха, как основания покаяния, как начала возвращения человека
к Богу. По учению святой Церкви «истинный пост есть злых отчуждение,
воздержание языка, ярости отложения, похотей отлучение, оглаголания, лжи и
клятвопреступления; сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный».
Поэтому, приглашая своих чад к истинному покаянию и постническим подвигам,
святая Церковь и воспевала и воспевает: «во светлую поста облекшееся ризу,
пиянства темныя и злотяжкия совлецемся одежды», «чистоту возлюбим, блуда
отбежим, чресла целомудрия препояшим», «омыем лица наша безстрастия водою»,
«разрешим всякий союз неправды, разторгнем стропотная нуждных изменений, всякое
списание неправедное раздерем, дадим алчущим хлеб, и нищия безкровныя введем в
домы»; «всечестное воздержание начнем светло, лучам сияющее святых заповедей
Христа Бога нашего, любве светлостию, молитвы блистанием, чистоты очищением,
благомужества кротостию»!
Итак, братья и сестры, и все
православные христиане. Если хотим, чтобы пост наш полезен был, то, постяся
телесно, постимся и душевно, и постимся всегда! Если налагаем пост чреву нашему,
то наложим его злым мыслям и прихотям нашим. Да постится ум наш от суетных
помышлений; да постится память от злопомнения; да постится воля наша от злого
хотения; да постятся очи наша от худого видения: «отврати очи твои, еже не
видети суеты»; да постятся уши наша от скверных песней и шептаний
клеветнических; да постится язык наш от клеветы, осуждения, кощунства, лжи,
лести, сквернословия и всякого гнилого и праздного слова. «Уклонися от зла и
сотвори благо» (Пс.33:15; I
Петр.3:11).
Вот, православные, какого поста
от нас Бог требует! Покаемся убо и, воздерживая себя от всякого злого слова,
дела и помышления, поучаемся всякой добродетели, и будем всегда перед Богом
поститься. И да пребудем в посте не только в Святой Четыредесятнице, соблюдая
все чинопоследования и установления святой Церкви, но и всегда, как кающиеся
перед Богом и ожидающие милостей Божиих и прощения грехов!
Первая седмица Великого поста
оканчивается неделей Православия (воскресеньем), в которой воспоминается победа
Православия над ересями. Праздник этот установлен был в 843 году и знаменует
победу истинного Православного Боговедения и Богопочитания над еретическими
учениями, смущавших святую Церковь на протяжении нескольких веков, и особенно
над последним из них – иконоборчеством. В этот день совершается особое молебное
пение, называемое Чином Православия, составленное св.Мефодием, патриархом
Константинопольским. Перед иконами Спасителя и Богородицы торжественно
провозглашаются осуждение и анафема – отлучение от святой Церкви – всем
противящимся верному учению святой Церкви, еретикам и злохулителям, порождающим
ложные учения и тем отторгающим души от Православной веры. Всем же отшедшим ко
Господу поборникам и защитникам истинной веры провозглашается вечная память, а
ныне живущим во благочестии – многая лета! Этот чин возгревает в нас глубокое
чувство благодарности к святой Церкви, как нашей истинной Матери, вместе с тем
внушает нам твёрдо держаться нашей святой Православной Церкви, неизменно
исповедовать её учение и выполнять, по мере наших сил, все её спасительные для
нас правила и уставы, тщательно заграждать слух свой от льстивых словес
лжесловесников, творящих распри и раздоры, которые «славы не трепещут хулящее»
и «прегордая суеты вещающее» свободу обещают, «сами раби сущее тления»
(2Пет.2:10,19,19).
- Всем злохулителям и злопыхателям Церкви
Христовой, гонителям и безбожникам – анафема!
- Святейшему Архиепископу Московскому,
Митрополиту Всероссийскому Рафаилу и всему епископству святой
Истинно-Православной Церкви – многая лета!
- Всем служащим, иночествующим и
монашествующим, братиям и сестрам нашим, и всем православным христианам –
многая лета!
Будем побуждать себя и дальше в
Великом Посту: молитве, покаянию, благотворению и к другим подвигам благочестия,
раскрывая в себе истинные свойства этих подвигов.
Мира вам – православные христиане – и Божьего благословения!
Божией милостью,
+архиепископ Ростислав,
управляющий Волгоградско-Казанской епархии Истинно-Православной Церкви
Богоспасаемый град Волгоград, первая седмица Святой Четыредесятницы 2012
г.