«Днесь светло красуется славнейший град
Москва, / яко зарю солнечную, восприемши, Владычице, / чудотворную Твою икону,
/ к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе, взываем сице: / о пречудная
Владычице Богородице! / Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, / да
избавит град сей и вся грады и страны христианския / невредимы от всех навет
вражиих // и спасет души наша, яко Милосерд»
(Тропарь Божией Матери пред иконой Её
Владимирской, гл.4)
«Днесь светло красуется Пресвятыя
Богородицы избранный град / и с ним вси концы земли Владимирския торжествуют, /
память совершающе богопрославленнаго великаго лика святых, / в подвизех
Православный веры издревле во уделе сем Богу угодивших, / и к ним с любовию
вопиют: / о предивнии Христу Богу молитвенницы, / венцы пресветлыми от Него
увенчанныя, / мир и благоденствие отечеству вашему испросите/ и душам нашим
велию милость»
(Тропарь Собора Владимирских святых, гл.4)
23 июня/6 июля – празднование
Владимирской иконы Божией Матери и Собора Владимирских святых.
Владимирская икона Божией Матери была
написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель
с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Божия Матерь, увидев этот образ,
произнесла: "Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и
Моя с этой иконой да будет".
В 1131 году икона была прислана
на Русь из Константинополя святому князю Мстиславу († 1132, память 15 апреля) и
была поставлена в Девичьем монастыре Вышгорода - древнего удельного города
святой равноапостольной великой княгини Ольги.
Сын Юрия Долгорукого святой
Андрей Боголюбский в 1155 году принес икону во Владимир и поместил в
воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила
именование Владимирской. В 1395 году икону впервые принесли в Москву. Так благословением
Божией Матери скрепились духовные узы Византии и Руси - через Киев, Владимир и
Москву.
Владимирской иконе Пресвятой
Богородицы празднование бывает несколько раз в году (21 мая, 23 июня, 26
августа). Наиболее торжественное празднование совершается 26 августа,
установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из
Владимира в Москву. В 1395 году страшный завоеватель хан Тамерлан (Темир-Аксак)
достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился
к берегам Дона. Великий князь Василий Димитриевич вышел с войском к Коломне и
остановился на берегу Оки. Он молился святителям Московским и преподобному
Сергию о избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю
Киприану (память 16 сентября), чтобы наступивший Успенский пост был посвящен
усердным молитвам о помиловании и покаянию. Во Владимир, где находилась
прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и
молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с
крестным ходом понесло ее к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим
сторонам дороги, стоя на коленях, молило: "Матерь Божия, спаси землю
Русскую!" В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом
поле, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с
вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в
лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы
России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Знающие
ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда
Тамерлан дал приказ полкам идти обратно. В память чудесного избавления Русской
земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили
Сретенский монастырь, а на 26 августа было установлено всероссийское
празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
Пред Владимирской иконой Матери
Божией свершились важнейшие события русской церковной истории: избрание и
поставление святителя Ионы - Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви (1448 г.), святителя Иова -
первого Патриарха Московского и всея Руси (1589 г.), Святейшего
Патриарха Тихона (1917 г.).
Исторические дни 21 мая, 23 июня
и 26 августа, связанные с этой святой иконой, стали памятными днями для всего Православия.
«Господь много энамений показал в
Капернауме, Вифсаиде и Хоразине; между тем, число уверовавших не
соответствовало силе знамений. Потому-то Он строго и обличил эти города и
присудил, что в день суда отраднее будет Тиру и Сидону, Содому и Гоморре,
нежели городам тем. По этому образцу надо нам судить и о себе. Сколько знамений
показал Господь над Россией, избавляя ее от врагов сильнейших, и покоряя ей
народы! Сколько даровал ей постоянных сокровищниц, источающих непрестанные
знамения, - в св. мощах и чудотворных иконах, рассеянных по всей России! И,
однако, во дни наши россияне начинают уклоняться от веры: одна часть совсем и
всесторонне падает в неверие, другая отпадает в протестантство, третья тайком
сплетает свои верования, в которых думает совместить и спиритизм и
теологические бредни с Божественным Откровением. Зло растет, зловерие и неверие
поднимают голову, вера и Православие слабеют. Неужели же мы не образумимся?. .
. И будет, наконец, то же и у нас, что, напр. , у французов и других. . . А
если это будет, что, думаете, будет нам за то в день судный после таких Божиих
к нам милостей? Господи! Спаси и помилуй Русь православную от праведного Твоего
и належащего прещения!» (Святитель Феофан
Затворник).
Пресвятая Богородице,
спаси нас!