«Спаси, Господи, люди Твоя / и благослови достояние Твое, / победы на
сопротивныя даруя // и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство» (Тропарь
Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста, гл.1)
14/27 сентября - Воздвижение
Честнаго и Животворящего Креста Господня.
Праздник Всемирного Воздвижения
Животворящего Креста Господня принадлежит к числу двунадесятых. Он имеет один
день предпразднства (13 сентября ст.ст.) и семь дней попразднства (с 15 по 21
сентября ст.ст.). Отдание праздника – 21 сентября ст.ст. Кроме того, празднику
Воздвижения предшествуют суббота и Неделя (воскресенье), называемые субботой и
Неделей перед Воздвижением.
Первоначально этот праздник был
установлен Церковью в воспоминание обретения Креста Господня в IV веке. По
описанию древних христианских историков (Евсевия, Феодорита и др.), это событие
было следующим:
император Константин Великий, по
чувству благоговения ко Кресту Господню, с помощью которого он одержал многие
победы, возымел желание отыскать Честное Древо Креста Господня и соорудить храм
на Голгофе. Для исполнения этого желания благочестивая мать Константина — Елена
— отправилась в 326 году в Иерусалим для отыскания Креста Господня. По
древнеиудейскому обычаю, орудия казни обычно зарывались вблизи места совершения
ее. По преданию, записанному у Григория Турского, место обретения Креста
Господня под развалинами языческого капища указал один престарелый иудей по
имени Иуда (впоследствии принявший христианство).
Во время раскопок вблизи Лобного
места нашли три креста, гвозди и ту дощечку с надписью на трех языках, которая
прибита была над главою распятого Христа. Узнать Крест Господень было трудно;
нужно было высшее свидетельство о нем, и это свидетельство было явлено в
чудодейственной силе Креста Господня (по свидетельству многих историков,
прикосновением ко Кресту Господню исцелилась находившаяся при смерти женщина).
В полноте благоговейной радости и
духовного умиления Елена и все бывшие с нею воздали поклонение и целование
Кресту. А так как, вследствие множества народа, не все могли поклониться
Честному Древу Креста Господня и даже не все могли видеть его, патриарх
Иерусалимский Макарий, став на высоком месте, поднимал («воздвизал») Святой
Крест, показывая его народу. Народ поклонялся Кресту, восклицая: «Господи,
помилуй!» Отсюда и получил свое начало и название праздник Воздвижения Честнаго
и Животворящего Креста, который был уже установлен в год обретения Святого
Древа. Так как Крест был обретен перед праздником Святой Пасхи, то
первоначально Воздвижение Креста Господня праздновали на второй день Пасхи.
С 335 года, когда совершено было
освящение храма Воскресения Христова (13 сентября ст.ст.), праздник Воздвижения
был перенесен на 14/27 сентября. Так как освящение храма совершалось собором
епископов, прибывших со всех концов Римской империи, это событие послужило
поводом к распространению празднования Воздвижения в этот день во всем
христианском мире.
В VII веке с воспоминанием
обретения Креста Господня было соединено другое воспоминание — о возвращении
Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена.
В 614 г. Хозрой, царь
Персидский, во время войны с Византийским императором Фокою овладел
Иерусалимом, разграбил его сокровища и в числе их увез из Иерусалима в Персию и
Древо Животворящего Креста Господня, где оно пребывало 14 лет. В 628 году,
после победы над персами и заключения мира, Святое Древо Креста Господня было
возвращено императором Ираклием в Иерусалим. Император встретил Крест Господень
в Иерусалиме и, по внушению патриарха Зосимы, в смиренной одежде и босой, внёс
его в храм, откуда он и был ранее похищен персами. Это событие совершилось 14
сентября. Таким образом, в праздновании Воздвижения соединились два
воспоминания: об обретении Креста Господня и возвращении его из плена.
О дальнейшей судьбе Креста
Господня есть различные мнения. По одним источникам, Животворящий Крест
оставался до 1245 года, т.е. до седьмого крестового похода, в том виде, в каком
он был обретен при св. Елене. А по преданию, Крест Господень был раздроблен на
малые части и разнесен по всему миру. Безусловно, большая Его часть хранится до
сего времени в Иерусалиме, в особом ковчеге в алтаре храма Воскресения, и
принадлежит грекам.
В день праздника Воздвижения
установлен пост, подобный обычному посту в среду и пятницу (рыба не
разрешается). Он установлен в воспоминание страданий Господа, претерпевшего
смерть на Кресте, и для внушения того, что почитание Креста связано с
умерщвлением плоти.
В праздник Воздвижения выносится
Животворящий Крест, который лежит в храме на аналое до дня отдания праздника. В
день отдания Воздвижения (21 сентября/4 октября), после отпуста Литургии,
священник совершает вокруг аналоя с Крестом каждение (трижды) и при пении
тропаря и кондака вносит Крест в алтарь, полагая его на св. престоле.
Также, в некоторых приходских
храмах, по благословеню епархиального архиерея, в этот день совершается чин
воздвижения Креста.
Высокопреосвященнейший
архиепископ Ростислав, управляющий Волгоградско-Казанской епархии ИПЦ, в этот
день возглавит праздничное Богослужение, а также совершит чин воздвижения Креста в
Домовом храме в честь Свят.Тихона, Патриарха Московского и Всероссийского.
О праздничном богослужении в г.Москве,
возглавляемом Святейшим Рафаилом, Архиепископом Московским, Митрополитом
Всероссийским, Первосвятителем Истинно-Православной Церкви вы узнаете из блока
новостей на главном сайте ИПЦ – http://www.ipckatakomb.ru/
В этот день: "Крест
воздвигается, и все верные стекаются, Крест воздвигается, и град торжествует, и
народы совершают празднество" (св.Андрей Критский).
«Слово
крестное погибающим убо юродство есть, а спасаемым нам сила Божия есть (1 Кор.
1, 18). Ибо духовный востязует вся; душевен же человек не приемлет яже Духа (1
Кор. II, 15). Ибо оно есть безумие для тех, которые не с верою принимают и не с
верою размышляют о благости и всемогуществе Божием, но исследуют божественное
при помощи человеческих и естественных рассуждений. Все же относящееся к Богу
выше естества, слова и разумения. Ибо если кто станет рассуждать, каким образом
Бог вывел все из небытия в бытие и ради чего, и захочет постигнуть это при
помощи естественных рассуждений, тот не постигнет. Такое знание – душевное и
бесовское. Если же кто, руководствуясь верою, станет размышлять о благости,
всемогуществе, истине, мудрости и праведности Божиих, тот найдет все гладким и
ровным и путь – прямым. Ибо без веры невозможно спастись. На вере основывается
все, как человеческое, так и духовное. Ибо без веры и земледелец не проводит
борозды земли, и купец не вверяет души своей малому древу на бурной глубине
моря; без веры и браки не заключаются, и ничего другого в жизни не
предпринимается. Верою уразумеваем, что все приведено из небытия в бытие силою
Божиею; верою совершаем все, как божеские, так и человеческие дела. Вера,
далее, есть согласие, без всякой придирчивой пытливости.
Всякое
деяние и чудотворение Христово, конечно, весьма велико, божественно и
удивительно, но удивительнее всего – честный крест Его. Ибо не иным чем, как
только крестом Господа нашего Иисуса Христа упразднена смерть, разрешен
прародительский грех, ад лишен своей добычи, даровано воскресение; нам дана
сила презирать настоящее и даже самую смерть, устроено возвращение к
первоначальному блаженству, открыты врата рая, естество наше воссело одесную
Бога, и мы сделались чадами Божиими и наследниками. Все это совершено крестом.
Елицы бо во Христа крестихомся, говорит апостол, в смерть Его крестихомся (Рим.
VI, 3). Елицы же во Христа крестихомся, во Хоиста облекохомся (Гал. Ill, 27).
Христос же есть Божия сила и Божия премудрость (1 Кор. 1, 24). Таким образом
смерть Христа или крест облек нас в ипостасную Божию мудрость и силу. Сила же
Божия есть слово крестное, или потому, что через него открылось нам могущество
Божие, т.е. победа над смертью, или потому, что как четыре конца креста
держатся и соединяются его средоточием, так и силою Божиею держится высота и
глубина, длина и широта, т.е. вся видимая и невидимая тварь.
Крест
дан нам в качестве знамения на челе, как обрезание – Израилю; ибо через него мы
верные различаемся и распознаемся от неверных. Он есть щит и оружие, и памятник
победы над дьяволом. Он есть печать для того, чтобы не коснулся нас Ангел
погубляющий (Исх. XII, 23), как говорит Писание. Он есть для лежащих восстание,
для стоящих утверждение, для немощных опора, для пасомых жезл, для обращающихся
руководство, для преуспевающих приведение к совершенству, спасение души и тела,
отражение всяких зол, виновник всяких благ, истребление греха, растение
воскресения, древо жизни вечной.
Итак,
должно поклоняться самому этому досточтимому и поистине драгоценному древу, на
котором Христос принес Себя в жертву за нас, как освященному прикосновением
святого тела и крови, точно также – и гвоздям, копью, одеждам и священным Его
обиталищам, каковы: – ясли, вертеп, Голгофа, спасительный животворящий гроб,
Сион – твердыня Церквей и т. п. как говорит богоотец Давид: внидем в селения
Его, поклонимся на место, идеже стоясте нозе Его (Пс. СХХХ1, 7). А что Давид
разумеет здесь крест, показывает следующее: воскресни. Господи, в покой твой
(ст. 6). Ибо за крестом следует воскресение. Если же вожделенны для нас дом,
ложе и одежда любимых нами, то насколько более должно быть вожделенным то, что
принадлежит .Богу и Спасителю и через посредство чего мы спасены? Мы
поклоняемся также и изображению честного и животворящего креста, из какого бы
вещества оно ни было сделано, почитая не вещество (да не будет так!), а
изображение, как символ Христа. Ибо Он, делая завещание своим ученикам, сказал:
Тогда явится знамение Сына человеческого на небеси (Мф. XXIV, 30), разумея
крест, поэтому и ангел, вестник воскресения, говорил женам: Иисуса ищете
Назарянина, распятого (Марк. XVI, 6). И апостол Оказал: мы же проповедуем
Христа распята (1 Кор. 1, 23). Хотя много – Христов и Иисусов, но распятый –
один. Апостол не сказал прободенного копьем, но распята. Итак, должно поклоняться
знамению Христа, ибо где – знамение, так и Сам Христос будет. Веществу же, из
которого состоит изображение креста, – будет ли то золото, или драгоценные
камни, – после разрушения, если бы случилось, изображения, не должно
поклоняться. Итак мы поклоняемся всему тому, что принадлежит Богу, относя
почтение к Нему Самому.
Этот
честный крест прообразовало древо жизни, насажденное Богом в раю. Ибо так, как
через древо вошла смерть (Быт. II, 3), то надлежало, чтобы через древо были
дарованы жизнь и воскресение. Иаков, поклонившись на конец жезла Иосифова (Быт.
XLVII, 31), первый изобразил крест, и благословивши своих сыновей переменными
руками (Быт. XLVIII, 14), весьма ясно начертал знамение креста. То же
прообразовали: жезл Моисея, крестообразно поразивший море и спасший Израиля,
фараона же потопивший (Исх. XIV, 16); руки, крестовидно простираемые и
обращающие в бегство Амалика (Исх. XVII, II); горькая вода, услажденная древом
(Исх. XV, 25); скала, рассекаемая (жезлом) и источающая воду (Исх. XVII, 6);
жезл, приобретающий Аарону достоинство священноначалия (Числ. XVII. 8-9), змий,
вознесенный на древе в виде трофея, как будто уже умерщвленный (Числ. XXI, 9),
в то время, как древо спасало тех, которые с верою взирали на мертвого врага,
подобно тому, как Христос плотью, не знавшею греха, был пригвожден за грех. И
великий Моисей (говорит) взывая: узрите живот ваш висящ на древе пред очима
вашими (Второз. XXVIII, 66). И Исайя говорит: прострох руце Мои весь день к
людем непокоряющимся и противуглаголющим (Исайи LXV, 2). О, если бы мы,
поклоняющиеся кресту, получили удел с распятым Христом! Аминь» (св.Иоанн Дамаскин «О Кресте и ещё о вере»).
Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой святый, имже нас спасл
еси от работы вражия! С празднеством всех православных!