4/17 марта 2013 г. – воспоминание
Адамова изгнания. Прощёное воскресенье, заговенье на Великий Пост (Святую
Четыредесятницу).
Что есть Прощёное Воскресенье? Святая
Церковь напутствует нас на святое поприще Поста и покаяния евангельскою
заповедью о примирении со всеми братьями нашими во Христе Иисусе, об отпущении
и прощении им всех согрешений их пред нами. «Аще бо отпущаете человеком
согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный», - говорит Сам Господь в
Евангелии, - «аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит
вам согрешений ваших» (Мф.6, 14 и 15). Это - первое и необходимое условие
примирения нашего с Богом, очищения и оправдания от грехов.
Без этого всесердечного
примирения со всеми, без этого погашения взаимных огорчений и вражды нельзя
приступить к Господу, нельзя и начинать самого поприща Поста и покаяния.
Почему? Потому, во-первых, что Сам Господь Бог наш есть Бог мира, а не
нестроения (1Кор.14, 33). Как же можно явиться пред лице Его тому, кто в сердце
питает вражду и злобу, кто не имеет мира, любви и святыни со всеми? «Мир имейте
и святыню со всеми, без чего никто не увидит Господа» (Евр.12, 14).
Во-вторых, потому, что Царство
Божие - светлое общество сынов Божиих. Святое семейство Отца Небесного есть
царство мира, любви и единодушия, царство благости, милосердия, кротости,
смирения и долготерпения; может ли принадлежать к нему тот, кто таит в сердце
своем огорчение, досаду и злопамятство на брата своего, кто не имеет единодушия
и мира со своими ближними - сонаследниками этого Царства? Мир есть высшее
благо, которое Господь Иисус Христос завещал как драгоценное наследие Своим
ученикам, когда отходил от них на страдание: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам»
(Ин.14, 27). Мир есть высшее счастье, которое Он прежде всего преподал друзьям
Своим, приветствуя их по Своем Воскресении из мертвых, став посреди их и
глаголя им: Мир вам! (Ин.20, 19).
Кто лишает себя этого духовного
сокровища враждою и злопамятством, тот лишает себя и вечного наследия - Царства
Божия, которое Господь завещал любящим Его.
Мир есть благодатный дар Духа
Святаго, и потому присутствие или отсутствие его в сердце человека
свидетельствует о том, кто обитает в нем: Дух ли Божий, или дух лукавый. И как
сей последний есть по преимуществу дух злобы и вражды, то и место человеку,
питающему злобу и недоброжелательство к брату своему, не в Царстве мира, а со
всеми духами отверженными.
Без искреннего всесердечного
примирения со всеми братьями нашими во Христе благодатное поприще Святого Поста
пройдет для нас бесплодно, хотя бы и старались мы провести Пост по правилам
церковного Устава. Что пользы будет от Поста, когда мы, строго воздерживаясь от
пищи телесной, своим гневом и строптивостью съедаем души и сердца своих
ближних; когда, боясь осквернить уста какою-нибудь запрещенной снедью, не
боимся, однако, того, что из этих же уст продолжают исходить, как смрадный дым
из печи, слова осуждения, клеветы и злословия, насмешки язвительные, полные
заразы и соблазна душевного.
Не такого Поста «Аз избрах», -
говорит Господь через пророка Исаию, - «но разрешите всякий союз неправды,
отымите лукавства от душ ваших, престаните от лукавств ваших, научитеся добро
творити» (Ис.58,6; 1,16-17). Не только никакой Пост, но и самый мученический
подвиг не заменит истинной любви к ближнему, той любви, «которая долготерпит,
милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не
раздражается, не мыслит зла, но всех любит и всё терпит» (1 Кор. 13, 4-7).
Что пользы от молитвы, когда теми
же устами, которыми прославляем Господа, проклинаем своего брата, когда
называем Бога своим Отцом, а ближних наших, которых Отец Небесный назвал Своими
чадами - злословим, ненавидим и смущаем злопамятством? Что пользы в молитве,
когда по внешности себя смиряем, называя последними, а внутренне говорим,
подобно фарисею: «Не таков, как прочие люди, хищницы, прелюбодеи или же как сей
мытарь» (Лк. 18, 11); когда устами произносим молитву преподобного Ефрема
Сирина: «Даруй ми Господи зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего…», а
на деле ставим себя неумолимыми судьями всех и всего, замечаем сучок в глазу
брата своего, не замечая бревна в своём глазу?
Что пользы, наконец, если мы
будем и каяться пред Престолом Божиим, испрашивая прощение своих грехов, но - с
ожесточенным сердцем, сами не простив ближнему и не примирившись с ним? «Если
вы будете прощать людям согрешения их», - говорит Господь, - «то простит и вам
Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш
Небесный не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14-15).
Кто хочет, чтобы раскаяние его
было принято как благоприятная Богу жертва, тот должен не только простить
согрешения ближнему своему от всего сердца, так, чтобы и не вспоминать их, но должен
еще постараться расположить и ближнего сего к такому же прощению, сделать его
из врага своим братом, единодушным и единомысленным с собою.
Господь говорит: «Если ты
принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет
что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде
примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5, 23-24).
Дорогие братия и сестры!
Древние христиане имели добрый и
благочестивый обычай в Прощеное Воскресенье испрашивать друг у друга прощения.
Последуем сему доброму обычаю по зову нашей матери Церкви - и попросим прощения
друг у друга, особенно же у тех, кого чем-либо оскорбили. Простим всем от всего
сердца нашего и с примиренным сердцем вступим в поприще Святой Четыредесятницы
или Великого Поста, прося оставления согрешений наших у Господа. Будем при этом
всегда помнить слова святого апостола Павла: «Если возможно с вашей стороны,
будьте в мире со всеми людьми... и Бог любви и мира будет с вами» (Рим.12,18;
2Кор.13,11).
Будем всегда, и особенно в дни
Великого поста, почаще взывать: Господи и Владыко живота моего, дух
праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия,
смиреномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй
ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки
веков.Аминь. Молитва эта будет
приводить нас в сердечное сокрушение, к обновлению души, к подвигу
самоиспытания, к усиленной молитве и покаянию, к очищению своих грехов. Каждое слово
её будет находить отклик в нашей душе, и помогать нам осознать свои пороки и
возжелать добродетели, и располагать нас к молитвенному обращению к Богу о
помощи в борьбе со своими страстями. Да благословит всех нас Господь в Пост
Великий – Святую Четыредесятницу и укрепит наши силы.
В этот день вечером Высокопреосвященнейший
Ростислав, архиепископ Волгоградский и Казанский совершит чин Прощения и чтение
молитвы на Святую Четыредесятницу.
Дополнение:
«Великий Пост: о службах и поклонах» - http://kazvolga.ucoz.ru/publ/molitvy/velikij_post_o_sluzhbakh_i_poklonakh/7-1-0-45