Великий пост охватывает собою дни Святой
Четыредесятницы и дни последующей за ней Страстной седмицы.
Почти прекращается в седмичные дни пение,
как выражение радостного состояния духа, и отдается предпочтение чтению,
содержание которого соответствует великопостным дням.
В великопостный период Церковь отлагает в
богослужении всякую торжественность. И прежде всего она не совершает самого
торжественного христианского богослужения - полной Литургии в седмичные дни
Великого поста, за исключением суббот и воскресений. Вместо нее полагается по
средам и пятницам литургия Преждеосвященных Даров.
Вместо радостного благовествования
Евангелия Христова верующим предлагается чтение из ветхозаветных Писаний.
Особенно широко используется чтение Псалтири, которая наиболее благоприятно
способствует возбуждению молитвенного и покаянного духа.
Во все церковные службы вводится молитва
св. Ефрема Сирина с великими поклонами.
В дни Святой Четыредесятницы полагаются
следующие земные и поясные поклоны.
При признесении молитвы святого
Ефрема Сирина: Господи и Владыко живота
моего полагается 16 поклонов, из них 4 земных (великих) и 12 поясных. Устав
церковный заповедует читать эту молитву с умилением и страхом Божиим, стоя
прямо и возводя ум и сердце к Богу. Совершив первую часть молитвы — Господи и Владыко живота моего, —
полагается положить великий поклон. Затем, став прямо, по-прежнему обратив
мысль и чувства к Богу, следует произносить вторую часть молитвы — Дух же целумудрия, - и, окончив ее, снова сотворить поклон великий.
После произнесения третьей части молитвы - Ей, Господи Царю, — полагается третий
земной поклон. Затем полагается 12 поклонов поясных («излегка утомления ради») со словами: Боже, очисти мя (меня)
грешнаго. Совершив малые поклоны, снова читают молитву святого Ефрем
Сирина, но не разделяя на части, а всю целиком, и в конце ее полагают земной
поклон (четвертый). Эта святая молитва произносится на всех седмичных
великопостных службах, то есть за исключением суббот и воскресений.
На вечерне полагается по одному земному
поклону после песнопений Богородице
Дево, радуйся; Крестителю Христов; Молите за ны, святии апостоли.
На великом повечерии должно внимательно
слушать чтение церковных молитв. После Символа веры, при пении Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас
грешных и прочих молитвенных стихов, по окончании каждого стиха полагается
земной поклон, в полиелейные празднования — поясной.
О поклонах при чтении Великого канона Андрея Критского в Уставе сказано: «Творим же на
кийждо тропарь метания три, глаголюще настоящий припев: Помилуя мя, Боже,
помилуй мя».
На Господи
сил, с нами буди и прочих стихах полагается по одному поясному поклону.
При произнесении священником великого
отпуста — молитвы Владыко, Многомилостиве необходимо преклониться
до земли, с сердечным умилением испрашивая у Господа прощение согрешений.
После тропарей часов с их стихами (1-го
часа: Заутра услыши глас мой; 3-го
часа: Господи, Иже Пресвятаго Твоего
Духа; 6-го часа: Иже в шестый день
же и час; 9-го часа: Иже в девятый
час) полагается по три земные поклона; на тропаре Пречистому образу Твоему — один поклон до земли; на всех часах по
окончании Богородичнов (на 1-м часе: Что
Тя наречем, о Благодатная; на 3-м часе: Богородице, ты еси лоза истенная; на 6-м часе: Яко не имамы дерзновения; на 9-м часе: Иже нас ради рождейся) совершается три малых поклона.
В чине изобразительных, во время пения
Блаженн: Во Царствии Твоем помяни нас,
Господи, после каждого стиха с припевом полагается делать малый поклон, а
при последнем трехкратном пении Помяни
нас полагаются три поклона до земли; по молитве Ослаби, остави, хотя и нет указания в Уставе, но древним обычаем
принято всегда полагать поклон (поясной или земной — по дню).
С древних времен Православная
Церковь для особого, благоговейного почитания Святой Четыредесятницы, как
времени строгого поста и покаяния, не совершает священнодействия полной
Литургии в дни Великого поста, кроме суббот и воскресных дней, а совершает литургию Преждеосвященных Даров. Эта Литургия,
как показывает самое название ее, отличается от Литургии св.Иоанна Златоуста и
св.Василия Великого тем, что на ней предлагаются для причащения Святые Дары,
уже освященные на прежде бывшей Литургии св.Василия Великого или св.Иоанна
Златоуста. Поэтому на Литургии Преждеосвященных Даров не бывает приношений и
освящения Святых Даров.
На литургии Преждеосвященных Даров на вечерне, во время чтения третьего
антифона 18-й кафизмы, когда Святые Дары переносятся с престола на жертвенник,
а также при при появлении священника со свечой и кадильницей в отверстых
царских вратах, произносящего перед чтением второй паримии: Свет Христов просещает всех! полагается
припадать ниц до земли. Во время пения: Да
исправится молитва моя моление всего народа совершается с преклонением
колен; певцы и чтец встают на колени поочередно по исполнении положенного
стиха; по окончании пения всех стихов молитвы положены три поклона до земли (по
обычаю) с молитвой святого Ефрема Сирина. Во время великого входа, при
перенесении Преждеосвященных Даров с жертвенника на престол, народу и певцам
следует припадать ниц до земли из благоговения к Святым Тайнам Тела и Крови
Христовых. По окончании пения Ныне силы
Небесныя полагаются три поклона до земли, по обычаю, так же с молитвой
святого Ефрема Сирина. Заамвонную молитву священника надлежит слушать со
вниманием, прилагая ее смысл к сердцу, и по окончании ее совершить поклон
поясной.
В Страстную седмицу земные поклоны
прекращаются с Великой среды. В Уставе об этом говорится так: «На Буди Имя Господне: поклоны три, и абие
упраздняются совершенно в церкви бываемые земные поклоны; в келлиях же даже и
до Великого Пятка совершаются. Поклонение Святой Плащанице в Великую Пятницу и
Великую Субботу, подобно как и Святому Кресту, сопровождаются тремя земными
поклонами».
|