23 октября/5 ноября в
Православной Церкви служится Димитриевская родительская суббота.
В отличие от родительских суббот
Мясопустной и Троицкой, имеющих общецерковное значение, о Димитриевской субботе
Типикон умалчивает, поскольку эта суббота — русское благочестивое установление,
связанное, по преданию, с именем св. благоверного великого князя Димитрия
Донского.
По народному преданию,
сохраненному, между прочим, в народном стихе о Димитриевской субботе,
поминовение усопших в субботу перед 26 октября установлено в 1380 году великим
князем Димитрием Иоанновичем Донским для поминовения павших на Куликовском поле
в битве с Мамаем 8-го сентября 1380
г. Но обычай осенних поминок был в глубокой древности
еще у языческих народов, например, Литовцев, Германцев . Кажется, был он и у
Славян . С принятием христианства он сохранился, но, разумеется, принял другой
характер, ибо святая Церковь все доброе собирает отовсюду, но облагораживает,
усовершает, возвышает .
Первоначально осенние поминки
усопших не были приурочены к определенному дню. На Севере Руси, как остаток
древней практики, и доселе совершается поминовение в субботу перед праздником
Покрова . Возможно, что после Куликовской битвы великий князь Димитрий,
совершив в обители преп.Сергия Радонежского первое торжественное поминовение
павших в битве, ввиду заявленного ему со стороны бояр пожелания и на будущее
время «память творити, кто сложил голову свою» , установил ежегодное
поминовение павших на Куликовском поле в субботу перед днем св. влмч. Димитрия
Солунского (своего Ангела), которого Славяне вообще считают своим покровителем,
«отечестволюбцем славянских народов», и который, в частности, по народным
былинам ратоборствовал против Мамая .
Естественно, что с этим
поминовением воинов соединилось и обычное осеннее поминовение всех усопших. Так
явилась Димитриевская родительская суббота, о которой не упоминает церковный
Устав, которой нет у Греков. Постепенно ослабела память о воинах, павших на
Куликовском поле, и суббота перед 26 октября стала обычной поминальной
субботой, иногда даже неправильно называвшейся вселенской субботой.
Димитриевская суббота может быть между 19 и 25 октября (ст.ст.). За исключением
праздника Казанской иконы Божией Матери 22 октября (ст.ст.) и праздника со
славословием апостола Иакова 23 октября (ст.ст), во все остальные дни, если в
них не случится храмового или какого-либо местного праздника, может быть
совершена заупокойная служба «со аллилуйей» по 13-й главе Типикона (еп.Афанасий
Сахаров. «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви).
Доп.: «Димитриевская родительская
суббота. История, устав, традиции» -
http://kazvolga.ucoz.ru/publ/poleznoe/dimitrievskaja_roditelskaja_subbota_istorija_ustav_tradicii/3-1-0-192
«Боже духов, и всякие плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и
живот миру Твоему даровавый, Сам, Господи, упокой души усопших раб Твоих – всех
православных христиан в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже
отбеже болезнь, печаль и воздыхание, всякое согрешение, содеянное им, делом или
словом или помышлением, яко Благий Человеколюбец Бог прости: яко несть,
человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо Един, кроме греха, правда Твоя
правда во веки, и слово Твое истина. Яко Ты еси воскресение, и живот, и покой
усопших раб Твоих – всех православных христиан, Христе Боже наш, и Тебе славу
возсылаем, со безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим
Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь».