Димитриевская (Дмитриевская)
родительская суббота всегда служится перед днём памяти св. влмч. Димитрия
Солунского (26 октября ст.ст.), когда совершается поминовение усопших, несмотря
на то что в богослужебном уставе этот день не отмечается как заупокойный.
С Димитриевской родительской были
связаны и некоторые народные традиции, уходящие корнями в дохристианское прошлое.
Осеннее поминовение усопших у неславянских народов
У древних кельтов одним из
главных праздников года был Самайн (Samhain) - праздник окончания теплого
времени года. В этот день, согласно верованиям кельтов, исчезали обычные
преграды между миром смертных и потусторонним миром, так что люди могли
побывать в загробном мире, а духи - приходить на землю и даже вмешиваться в
дела смертных. С этим днем связывались некоторые важные события в кельтской мифологии
и истории. Представление об особой близости к обитателям потустороннего мира
стало основой для совмещения Самайна с поминовением усопших. Такие обычаи
известны и у других народов Евразии. Так, у чувашей октябрь (юпа) считается
месяцем особенного поминовения усопших предков, временем проведения «юпа
ирттерни», т. е. поминок.
В VIII в. в Риме, а с IX в.
повсеместно на Западе 1 ноября стало праздноваться как день Всех святых. В
994-1048 гг. аббат Клюнийского монастыря св.Одило закрепил за 2 ноября
поминовение всех усопших верных; эта традиция получила широкое распространение
в латинской Церкви. Многие исследователи видят в установлении этих памятей
попытку воцерковить языческие традиции европейских народов.
Димитриевская родительская в славянских странах
В русских рукописях Димитриевская
родительская суббота упоминается редко, не отмечается в переводных
литургических книгах (Типиконах, Минеях) и лишь изредка указывается в
оригинальных русских памятниках -
соборных Чиновниках и монастырских Обиходниках, отражающих не описанные в
Типиконе особенности реальной богослужебной практики древнерусских кафедральных
храмов и монастырей.
Одно из первых упоминаний Димитриевской
родительской субботы, как дня поминовения всех усопших, содержится в сборнике
новгородского происхождения XV в. (см.: Мелетий, архим. Историческое описание
ставропигиального Соловецкого монастыря. М.,1881.с.7.№10), но традиция
поминовения в этот день, вероятно, значительно древнее.
В монастырских Обиходниках Димитриевская
родительская суббота является днём поминовения усопшей братии. Так, столовый
Обиходник Троицкой лавры 1-й пол.XVI в. предписывает предлагать «корм
монастырской по всей братии в обители сей преставльшихся, а кормят в субботу в
Дмитриевскую» (Леонид (Кавелин).1890.гл.5), в Уставе Волоколамского монастыря
того же времени сказано, что «в субботу Дмитровскую по преподобнем отце нашем
начальнице святыя обители сея игумене Иосифе и по всей братии» (РГБ.Вол.№681.Л.16об.).
Димитриевская родительская суббота, также, упоминается в указе о трапезе
Тихвинского монастыря, написанном в 1590 г. (ДАИ.Т.1.с.222.№135), в Обиходнике
Свято-Троицкой лавры 1645 г.
(РГБ.Троиц.№ 249) и в сводном Уставе Свято-Троицкого и Кириллова Белозерского монастырей
начала XVII в. (ГИМ.Син.№534; см.:Горский, Невоструев. Описание. Отд.3.Ч.1.с.380).
Вне монастырей Димитриевскую родительскую
субботу воспринимали как день заупокойной молитвы обо всех усопших верных. Царь
Иоанн IV Грозный повелел в этот день «петь панихиды и служить обедни по всем
церквам и общую милостыню давать, и кормы ставить» (Коринфский.1901.с.450). В
Чиновнике московского Успенского собора под 23 октября содержится следующая
запись 2-й пол.XVII в.: «Пред памятию святаго великомученика Димитрия в пяток
вечера бывает паннихида по всех православних христианех» (ДРВ.т.10.с.68). В
старообрядческих рукописях встречается компиляция из Обиходников и Уставов,
посвящённая этому дню с заглавием: «Подобает ведати о суботе иже пред
праздником великомученика Димитрия Солунскаго» (см.: БАН.Дружин.№ 457, 50-70-е
гг. XVIII в.; Сочинения писателей-старообрядцев 1-й пол.XVIII в.СПб.,2001.с.286).
В XVII в. Димитриевская
родительская суббота, по всей вероятности, еще не связывалась с поминовением
воинов, павших в Куликовской битве. Так, в Синодике РГБ. Троиц. № 818, XVII в.,
на л. 196-197 выписаны имена монахов Троицкого монастыря, павших в Куликовской
битве, но это поминовение не увязано с Димитриевской родительской субботой.
Сказания о Куликовской битве также не содержат указания об установлении этого
дня с блгв. князем Димитрием Донским. Только в Киприановской редакции «Сказания
о Мамаевом побоище», созданной в середине XVI в. и дошедшей до нас в составе
Никоновской летописи, повествуется о том, что блгв. князь обращался к прп.
Сергию со словами: «И чтобы тебе пети понафида и служити обедня по всех по них
избьенных. И тако бысть, и милостыню даде, и преподобнаго игумена Сергиа корми,
и всю братию его» (Сказания и повести о Куликовской битве. Л.,1982.с.71), но и в
этих словах Димитриевская родительская суббота не связывается с Куликовской
битвой. Можно предположить, что ассоциация этого дня с поминовением павших на
поле Куликовом появилась только в XVIII или даже XIX в. Известен духовный стих
позднего происхождения, опубликованный несколькими собирателями духовных стихов
XIX в. (см.: Бессонов П. А. Калики перехожие. М.,1861.Вып.1.№156), названный
«Стих о Димитровской родительской субботе, или Видение Димитрия Донского»
(нач.: «Накануне субботы Димитровской...»). В стихе описывается видéние блгв.
князя Димитрия Донского во время Божественной литургии: князь видит павших на
поле брани русских и татарских воинов, слышит предсказания о своей смерти и о
пострижении княгини в монашество. Стих заканчивается словами: «А на память
дивнаго видения уставил он Дмитровску субботу». Таким образом, даже этот стих,
который считается аргументом в пользу установления Димитриевской родительской
субботы как дня поминовения воинов, павших на поле Куликовом, интерпретирует Димитриевскую
родительскую субботу иначе.
Святитель Филарет Московский
писал в письме к А.Н.Муравьёву от 26 ноября 1845 г.: «О Дмитриевой
субботе постановления не знаю, кроме предания нашего, русского. Может быть,
поминовение преподобным Сергием падших в Мамаевой битве было началом общаго
поминовения? День поминовения, может быть, определился первою удобностию по
возвращении из похода. Или, может быть, по кончине Дмитрия Донского в ближайшую
подле ангела его субботу (обычный в неделе день поминовения усопших, потому что
в сей день Господь наш пребывал в усопших) определили поминать его и
сподвижников его, и, как всякому при сем, кстати было помянуть и своих присных,
то поминовение сделалось всеобщим» (Письма Филарета, митрополита Московского, к
А. Н. Муравьёву (1832-1867). К.,1869.с.167-169). В XIX в. мнение о связи Димитриевской
родительской субботы с Куликовской битвой постепенно распространилось и стало
господствующим. 22 августа 1903
г. был издан императорский указ (ЦВед.1904.№ 6),
предписывающий в войсковых частях совершать в Димитриевскую родительскую
субботу панихиды по усопшим воинам, «за веру, царя и Отечество, на поле брани
живот свой положившим» (Булгаков. Настольная книга.1993.[Ч.1].с.428). Согласно
утверждениям некоторых современников, и до издания этого указа «русская армия
чтила память всех павших в Куликовской битве» в Димитриевскую родительскую
субботу (см.: Галкин.1909). Об установлении св. блгв. князем Димитрием Димитриевской
родительской субботы говорится в ряде учебных пособий XIX-XX вв. по литургике.
Тем не менее уже в начале XX в. Е.Е.Голубинский на основании свидетельств
средневековы русских памятников указывал на иное происхождение Димитриевской
родительской субботы в работах «Прп.Сергий Радонежский и созданная им Троицкая
лавра» и «История Русской Церкви».
На Руси в народной среде Димитриевская
родительская суббота (другое название - Дедова суббота) считалась одним из
главных поминальных дней, что связано, вероятно, с язычеством, когда середина
осени, как и весны, была одним из важнейших моментов годового цикла. Как весна,
так и осень имели большое значение для культа предков, отразившееся в народных
традициях и обрядах на Димитриевскую родительскую субботу В.И.Чичеpов уточняет,
что Димитриевская родительская суббота была связана также с «кормлением» матери-земли
(Чичеров. 1957). На Руси традиционно на Димитриевскую родительскую субботу готовилось
обильное угощение для поминок, в некоторых местностях во время трапезы на столе
лежали ложки для покойников. По значению это поминовение обычно ставится несколько
ниже поминальных дней весеннего времени (вселенских заупокойных суббот и др.).
С Димитриевской родительской
субботой связаны некоторые русские пословицы: «Покойнички на Русь Дмитриев день
ведут - живых блюдут», «На дедовой неделе родители отдохнут» («Дедова неделя» -
традиционное название седмицы перед Димитриевской родительской субботы;
пословица имеет в виду поверье о том, что души усопших получат отдых, если в
седмицу перед Димитриевской родительской субботой случится оттепель),
«Поповская работа», «Не всегда поповым ребятам Дмитриева суббота» (в этих
пословицах содержится ирония по поводу многочисленных заказных панихид и обилия
приношений в церковь в этот день). В период между праздником Казанской иконы
Божией Матери и днем памяти св. влмч. Димитрия или Димитриевской родительской
субботы не играли свадеб, чтобы избежать неблагоприятного исхода. На Русском
Севере в этот день поминают самоубийц и других «нечисто умерших» (утопленников,
висельников), хотя в качестве такого особого дня называют Троицкую субботу.
В Белоруссии осеннее поминовение
усопших называли «Восеньскiя дзяды» (осенние деды) или же «Дзмитровка». В этот
день устраивались поминки; существовали традиции «приглашать» усопших за стол,
класть для них столовые приборы или откладывать часть еды для покойников. Во
время трапезы родственники говорили о предках, начиная с древних и до недавно
умерших. Поминальная трапеза в Димитриевскую родительскую субботу носила
название «ужин по родителям» в отличие от трапезы на Радоницу («обед по родителям»)
и на Троицкую субботу («полдник по родителям»). В древности в Белоруссии
Восеньскiя дзяды определяли не по памяти св. влмч. Димитрия, а по празднику
Покрова - 3-я суббота после Покрова. В 1992 г. был принят официальный день памяти
усопших - 2 ноября, очевидно под влиянием католической традиции. В настоящее
время Восеньскiя дзяды - это в первую очередь день, который люди проводят в
кругу семьи, редко отмечается посещение могил предков в этот день.
В Болгарской Православной Церкви,
перешедшей в 1968 г.
на новый стиль, осеннее поминовение усопших стало совершаться перед днем памяти
св. архистратига Михаила (в старину день поминовения усопших отмечали перед
днем памяти св. влмч. Димитрия). Такой день может называться «Архангелова
задушница» (8 ноября совпадает с днем памяти св. влмч. Димитрия по ст.ст.).
В Сербской Православной Церкви Димитриевская
родительская суббота совершается перед днем памяти св. влмч.Димитрия и
называется «Субота пред Митровдан» или «Митровске задушнице».
Устав богослужения
Устав богослужения в письменных
памятниках встречается крайне редко, обычно упоминается только панихида
накануне. В Обиходнике XVII в. (РГБ. Унд.Ф.310.№ 149.л. 76) предписывается: «А
тропари говорити на часех и на заутрени святому», что указывает на службу с
«Бог Господь». Таким образом, согласно этому Обиходнику, поминовение усопших
было ограничено панихидой. В «Богослужебных указаниях», издававшихся в 50-х гг.
XX в., на Димитриевскую родительскую субботу определено совершать такую службу,
как в субботу мясопустную, что возвышало статус поминовения до вселенских
суббот; та же практика зафиксирована в некоторых пособиях по богослужебному
уставу. В настоящее время в Димитриевскую родительскую субботу совершается
заупокойная служба согласно 13-й гл. Типикона (о службе с «Аллилуия» в
субботу). Этот устав формально может применяться во многие субботы года, но на
практике Димитриевская родительская суббота осталась единственным днём в году,
когда богослужение совершается по этой главе; 2 вселенские субботы и 3 заупокойные
великопостные субботы имеют свой устав, описанный в 49-й гл. Типикона, а в другие
субботы служба с «Аллилуия» практически нигде не поется. В случае совпадения Димитриевской
родительской субботы с праздничным днём (например, с 22 октября (ст.ст.) - днем
памяти Казанской иконы Божией Матери) поминовение усопших переносится на
предшествующую субботу. В 1895, 1900 и 1906 гг., когда Димитриевская
родительская суббота совпадала с 21 октября - днём восшествия на престол императора
Николая II, Святейший Синод переносил поминовение на пятницу, 20 октября - день
кончины императора Александра III.
В богослужебной практике
старообрядцев-беспоповцев на Димитриевскую родительскую субботу совершается
служба по уставу вселенской родительской субботы, последование Минеи
отменяется, поются песнопения Октоиха и храма (см., напр.: Календарь
Древлеправославной Поморской Церкви на 2006 г.[М., 2005].с.183). В случае совпадения с
праздником Казанской иконы Божией Матери заупокойная служба переносится, если
совершается праздничная служба Божией Матери (см.: Календарь Древлеправославной
Поморской Церкви на 2000 г.[М.,
1999].с.124). Особенное значение придается и всей седмице перед Димитриевской
родительской субботой, которая носит название «родительская седмица», в эти дни
не совершаются бракосочетания (кроме Димитриевской родительской субботы подобные
родительские седмицы отмечаются только перед 2 вселенскими субботами).
В богослужебной практике древних
старообрядческих согласий (приемлющих священство) на Димитриевскую родительскую
субботу может совершаться заупокойная служба по главе устава об «Аллилуия» в
субботу (см., напр.: Древлеправославный календарь. Новозыбков,1995.с.49).
Традиции поминальных трапез
С древности и до наших дней
сохранились в некоторых местах и свои интересные традиции поминальных трапез в
Димитриевскую родительскую субботу.
Так, к Димитриевской родительской
субботе пекут пироги с начинкой из творога, капусты, каши или без начинки.
Главное, чтобы пирогов было побольше. Как правило, они имеют продолговатую
форму.
Помимо этого к Дмитриеву дню (св.
влмч. Димитрия) готовят студень из свиных или говяжьих ног, щи со свининой,
говядиной или солониной, ветчину с хреном, кутью, кашу крутую или размазню с
маслом и молоком, лапшу жирную или молочную, жаркое из баранины, свинины или
говядины, кисели, а также подают на стол всевозможные соленья.
Поминовение на Дмитриевскую
родительскую субботу обычно проходит дома, в кругу семьи, за столом с
зажженными свечами. Считается, что в Димитриевскую родительскую субботу души предков
спускаются на землю, чтобы посмотреть, как сохраняется память о них, как
сберегают люди оставленное наследство.
«Деды» отмечают дома, и принято,
чтобы все члены семьи собирались в этот день в родном доме. На стол подают
много блюд (как правило, двенадцать), при этом стараются не забыть приготовить
те, которые особенно любили умершие.
Традиционным блюдом праздничного
стола является фаршированная свиная голова. Готовят обязательно и ритуальные
блюда — кутью (любимую пищу умерших), блины, овсяный, медовый или клюквенный
кисели, сыту, канун и др.
По традиции поминальная трапеза
должна быть вкусной и обильной, обязательно включать блюда и напитки
национальной кухни.
За трапезой вспоминают добрым
словом жизнь, дела, черты характера предков. Во время поминальной трапезы
старшие члены семьи как бы подводят итоги прожитого года, задумываются над
смыслом жизни.
Для молодежи — это своеобразный
урок истории рода. Они воспитывают любовь и уважение к ближним, их наследию, не
дают прерваться той нити, которая связывает многие поколения людей.
Молитва поминальная (читается перед вкушением пищи)
Помяни, Господи, души усопших
рабов твоих, родителей моих, и всех сродников по плоти; прости их вся
согрешения вольная и невольная, даруй им царствие и причастие вечных Твоих
благих и Твоея безконечныя и блаженныя жизни наслаждение.
Кутья поминальная из пшеницы с маком
Ингредиенты:
400 г пшеницы, 1 стакан мака,
1/2 стакана меда или сахара, соль, вода.
Приготовление:
пшеницу перебрать, промыть,
всыпать в кипящую воду, довести до кипения, откинуть на сито, облить холодной
водой, положить в кастрюлю, залить водой, довести до кипения, плотно закрыть
крышкой и поставить в духовку, чтобы упрела до мягкости.
Мак промыть, обдать кипятком, а
затем холодной водой, растолочь в ступке до побеления, добавить сахар и мед,
можно немного соли и смешать с охлажденной пшеницей.
Если кутья будет слишком густой,
подлить немного воды, в которой варилась пшеница.
Кутья из риса с изюмом и миндальным молочком
Ингредиенты:
250 г риса, 1/2 стакана сахара,
1 стакан изюма без косточек, 1 стакан миндального молока (1 стакан сладкого
миндаля и 1 стакан воды), корица — по вкусу.
Приготовление:
рис промыть, сварить в воде до
готовности, откинуть на сито, добавить к нему сахар, корицу, промытый и
ошпаренный кипятком изюм, перемешать и прогреть на слабом огне.
Подать в холодном виде, полив
миндальным молочком.
Для его приготовления ядра
миндаля положить в дуршлаг и, погрузив на 5-10 секунд в горячую воду, очистить
от оболочки, промыть и растереть в ступке, постепенно добавляя холодную
кипяченую воду.
Полученную однообразную
пюреобразную массу развести холодной кипяченой водой и процедить через марлю.
Оставшиеся миндальные выжимки
снова растереть в ступке, развести водой, хорошо отжать и соединить с первым
настоем.
Ежедневная молитва об усопших
Упокой, Господи, души усопших раб
Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных
христиан и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие
Небесное.
Молитва поминальная
Боже духов, и всякие плоти,
смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый, Сам,
Господи, упокой душу усопшаго раба Твоего (имя)
в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь,
печаль и воздыхание, всякое согрешение, содеянное им, делом или словом или
помышлением, яко Благий Человеколюбец Бог прости: яко несть, человек, иже жив
будет и не согрешит. Ты бо Един, кроме греха, правда Твоя правда во веки, и
слово Твое истина. Яко Ты еси воскресение, и живот, и покой усопшаго раба
Твоего (имя), Христе Боже наш, и Тебе
славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым и Благим и
Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.