«Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству
щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на
супостаты, пособие имущим Твое оружие мира непобедимую победу» (кондак Креста
Господня)
1/14 августа - Происхождение
(изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Празднество
Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице (1164). Медовый Спас и начало
Успенского – Богородичного поста.
Через месяц после поста
Апостольского бывает в Православной Церкви многодневный пост Богородичный или
Спасо-Богородичный, обыкновенно называемый Успенским. Он установлен пред
великими праздниками Преображения Господня и Успения Богоматери и продолжается
две недели, от 1/14 до 15/28 августа (ст./н.ст.).
Церковь приняла и хранит этот пост,
руководствуя нас к духовному благодатному преображению и подражанию Божией
Матери, Которая пред Своим преселением на небо непрестанно пребывала в посте и
молитве. Божия Матерь хотя и всегда подвизалась за нас и постилась, не имея
нужды в посте, как Чистая и Всенепорочная, однакож, предузнав о Своем
преставлении, Она, превышающая и превосходящая жизнью Ангелов, явила ангельское
воздержание, часто молилась, чтобы чрез Божественного Духа соединиться
блаженною душею с Своим Сыном и стать нашею Ходатаицею, и тогда в особенности
постилась, когда приблизилось для Неё время преставления отсюда, истончавая
Себя святою любовию к Сыну. Потому и мы обязаны поститься в это время и
воспевать Её, подражая Её жизни и моля Её к предстательству за нас. Свидетельствуем
истинную любовь свою к Пречистой Деве Богородице святым Ей подражанием.
По древности праздников
Преображения Господня и Успения Пресвятой Богородицы, установление поста пред
ними относится также к древним временам христианства. В беседе Льва Великого,
произнесенной им около 450 года, мы находим ясное указание на пост
Богородичный. В этой беседе Лев Великий говорит: «церковные посты так
расположены в году, что для каждого времени года предписан свой особый закон
воздержания. Так для весны весенний пост в Четыредесятницу, для лета летний в
Пятидесятницу, для осени осенний - в седьмом месяце; для зимы - зимний», ныне
Рождественский. Сей же святитель в другой своей беседе пишет, что осенний пост
есть древняго установления. На Константинопольском Соборе, бывшем в 1166 году
под председательством Константинопольского патриарха Луки, подтверждено,
согласно с древними уставами, для всех православных христиан непрерывно
продолжать Богородичный пост от 1 до 15 дня августа (ст. ст.), и таким образом
навсегда удалено всякое недоумение о хранении поста Богородицы. Ибо Вальсамонт,
говоря об этом Соборе, пишет, что «тогда сомневались некоторые о количестве
дней поста Успенского и Рождественского. Посему сам святейший патриарх
подтвердил, что хотя дни сих постов письменно нигде не означены, понуждаемся,
однако, последовать неписанному церковному преданию и должны поститься от
первого и от четырнадцатого дня ноября».
Строгостью правил пощения
Богородичный пост превосходит посты Апостольский и Рождественский, но строг
менее св.Четыредесятницы. В понедельник, среду и пятницу Богородничнаго поста
устав Церкви предписывает питаться сухоядением, во вторник и четверток
сварением без елея; по субботам и воскресным дням разрешает на вино и елей; а в
день Преображения Господня и на рыбу.
Основной праздник дня начала
Богородичного поста 1/14 августа называется «Происхождение (изнесение) честных
древ Животворящего Креста Господня». Впрочем, таинственное выражение «происхождение
древ Креста» обозначает просто крестный ход.
В греческом часослове 1897 года
так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма
часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить
Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение
болезней. Накануне, износя его из царской сокровищницы, полагали на святой
трапезе Великой Церкви (в честь Святой Софии-Премудрости Божией). С настоящего
дня и далее, до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу,
предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного
Креста».
По принятому в Православной
Церкви чину в этот день совершается поклонение Кресту (на утрене, после
великого славословия, вынос Креста и поклонение ему по чину Крестопоклонной
Недели Великого поста) и малое освящение воды. Вместе с освящением воды
освящается также мёд нового сбора (отсюда народное название праздника – Спас
Медовый).
В это Празднество Высокопреосвященнейшим
архиепископом Ростиславом, управляющим создающейся Волгоградско-Казанской
епархии Истинно-Православной Церкви будет отслужена Божественная литургия, а по
окончании её водосвятный молебен с освящением мёда и благословением на
Успенский – Богородичный пост.
Пресвятая Богородице, спаси нас!