«Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху, да возсияет и нам, грешным, Свет Твой присносущный молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе» (тропарь праздника)
Вспомним Евангельское событие (Мф
17:1-13, Лк 9:28-36, Мк 9:2-12): после беседы о кресте и о славе царствия
Своего, Иисус Христос, в бытность Свою в Галилее, взял из учеников Своих трех
свидетелей воскресения дочери Иаировой, Петра и двух братьев, Иакова и Иоанна,
и только с ними одними пошел на самую высокую в том месте гору — Фавор, чтобы
там помолиться. Взошедши на верх горы, Он стал на молитву; а ученики Его сели
отдохнуть и от утомления уснули. Во время этой-то молитвы произошло чудное
преображение Иисуса Христа и осязательно ученикам Его открылась слава Его, как
Единородного от Отца. Вид лица Его изменился: оно просияло как солнце. Одежды
Его сделались так белы как снег, заблестели как свет. И из другого мира
предстали сюда два величайших пророка, законодатель Моисей и ревнитель по Боге
Илия. Они явились в прославленном виде; но беседовали с Иисусом Христом о
последних днях земной Его жизни, которые Он должен окончить в Иерусалиме.
Пробудились апостолы: и увидали славу Его и двух мужей стоявших с Ним. Сердца
их наполнились неизъяснимым восторгом: впрочем они наблюдали и слушали в
глубоком молчании. Но когда пророки отходили от Иисуса Христа, Петр не удержал
порыва восторженной души, он воскликнул: "Наставник! Равви! Господи! как
хорошо нам здесь! Если хочешь, поставим здесь три кущи, одну Тебе, одну Моисею
и одну Илии". Когда он это говорил, вдруг явилось светлое облако и осенило
их, и сошел из облака глас: "Это сын Мой возлюбленный, в котором все Мое
благоволение; Его слушайте". Услышавши этот голос, ученики пали на лица
свои от страха. Но Иисус Христос подошел к ним и сказал: "встаньте и не
бойтесь". Когда поднялись они, то около себя никого уже не видели кроме
одного Иисуса Христа. Когда сходили они с горы, Иисус Христос повелел им никому
не рассказывать, что они видели, пока Сын человеческий не воскреснет из
мертвых.
В православном календаре это
событие и праздник называется «Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса
Христа» и совершается 6/19 августа.
В этом событии важен исторический
и богословский смысл. Вспомним о том, что Иисуса Христа не только простой
народ, но даже ученики считали прежде всего земным царем-воителем. И
лжемессианские иллюзии сохранялись у апостолов даже после Его Вознесения,
вплоть до Пятидесятницы! Поэтому Господь приоткрывает им завесу будущего и
являет Себя Сыном Божиим, владыкой жизни и смерти. Он заранее уверяет учеников
в том, что близкие страдания – не поражение и позор, но победа и слава,
увенчанная Воскресением.
При этом Христос прибегает к
судебному правилу, сформулированному в Законе Моисея: «При словах двух
свидетелей... состоится всякое дело» (Второзаконие 19:15). Этим Он юридически
опровергает нелепые обвинения со стороны книжников и фарисеев в нарушении им
еврейского законодательства. Призывая Себе в «свидетели» самого Законодателя
(!) и грозного пророка Илию, – которые говорят с Ним о Его «исходе» к смерти и
Воскресению, – Христос удостоверяет апостолов в согласии Своего дела с Законом
Моисея. Он надеется, что хотя бы ближайшие ученики не поддадутся отчаянию, но
сами станут опорой сомневающимся. Таков смысл празднуемого события.
На иконах праздника Иисус обычно
предстает в ореоле «фаворского света» – сияния, явившегося апостолам. Слева и
справа от Него – Илия и Моисей, который держит в руках "Скрижали
завета" – каменные доски с десятью важнейшими законами. У их ног –
апостолы, павшие на лица и прикрывающие их руками от нестерпимого света,
устремляющегося к ним в виде изломанных лучей.
Но, когда же произошло само
событие Преображения – неужели в конце лета, а не перед крестными страданиями
Спасителя, как явствует из логики евангельского повествования?
Выдающийся отечественный историк,
проф. С.-Петербургской Духовной академии В.В.Болотов убедительно доказал, что
Христос преобразился перед учениками незадолго до Своей последней Пасхи, в
феврале или марте по нашему календарю. При этом, анализируя историю нескольких
праздников, он показывает, что в установлении календарных дат своих торжеств
Церковь иногда руководствовалась «педагогическими» (миссионерскими)
соображениями. Фиксируя праздники нарочито в дни языческих торжеств, Церковь
хотела преодолеть местные традиции, пережитки прежних религиозных обычаев.
Так произошло и с праздником
Преображения. Ранее всего, по мнению В. Болотова, он был учрежден в Армении и
Каппадокии взамен местного почитания языческой богини Астхик (аналог греческой
Афродиты) и приходился на шестую неделю после Пасхи.
Эта «миссионерская» логика была
актуальна и в других странах. Так, в Греции и Италии окончание сбора винограда
еще долго сопровождалось языческими «вакханалиями» – веселым праздником в честь
хмельного бога Вакха. Чтобы вытеснить его из обихода (или «христианизировать»)
было решено праздновать в это время «Преображение», искусственно совместив с
ним благодарственный молебен Богу за дарование «плодов земных». (Собрать
максимальное количество селян, особенно живущих в дальних горных районах, в
церкви можно было только по большим праздникам.) Это продолжение ветхозаветного
обычая благословения «начатков» – первых плодов. В Константинополе праздник
утвердился лишь при императоре Льве Философе (886-912 гг.), причем, был
фиксирован в неподвижном, минейном календаре (причина происхождения даты именно
6 августа все еще остается под вопросом). А от византийцев он перешел к
славянам.
В Православной Церкви
Преображение имеет статус двунадесятого праздника. В Католической Церкви его
литургический ранг ниже и соответствует праздникам в честь апостолов и
евангелистов. Литовский философ и богослов Антанас Мацейна в связи с этим
писал: «Основа возникновения праздника на Востоке – богословская: это
размышления писателей и отцов Греческой Церкви о Боге как о Свете, Который
сияет в глубинах бытия и поэтому человек может не только Его ощущать, но иногда
даже ясно видеть. На Западе же стимул к его празднованию носил общественный
характер».
К особенностям праздника
Преображения Господня относится и то, что в этот день совершается освящение
плодов.
Обычай освящать плоды — древний.
Предписания относительно этого обычая изложены в 3-м Апост.правиле (сравн.:
28-е правило VI Вселенского Собора). Основанием для установления обычая
освящать плоды именно 6/19 августа было то, что на востоке (в частности, в
Греции) к этому времени поспевают плоды, важнейшие из которых — колосья и
виноград – приносятся в храм для благословения и в знак благодарности Богу за
получение этих плодов для пропитания человека, а также по прямому их отношению
к таинству Евхаристии, о чем говорится и в самой молитве, читаемой над
«гроздием».
В Русской Церкви, в тех местах,
где виноград не растет или не вызревает к этому времени, в праздник
Преображения Господня освящаются яблоки. При этом яблоки, как бы заменяющие
собой виноград, освящаются другой молитвой: «На освящение начаток овощей
(плодов)».
Освящение плодов 6/19 августа
имеет еще и другое, таинственно-символическое значение, а именно: в событии
Преображения Господу угодно было показать то новое обновленное состояние, в
которое вступило человеческое естество по Воскресении Господа и вступят в общее
воскресение все верующие. Но, поскольку в мир через человека вошел грех, пришла
в расстройство в связи с этим и природа, которая вместе с человеком ожидает
обновления через благословение Божие. И в этой надежде человек утверждается
церковным благословением плодов.
В этот день
Высокопреосвященнейшим архиепископом Ростиславом будет совершено торжественное
Богослужение с водосвятным молебном и освящением гроздий и начатков овощей, яблок.
Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем Пречистыя Плоти Твоея преславное Преображение!